Украинские транспортники: бизнес стал военнопленным
В течение последнего полугодия ни одна информационная программа не обходится без порции известий о кровавых событиях на Украине. «Великие тектонически разломы», произошедшие в геополитике, уже погубили тысячи людей и вызвали войну взаимных экономических санкций. О том, как все эти события повлияли на деятельность украинских транспортников, редакция cargonews.lt беседовала с руководителем экспедиторской компании ООО «Мустанг кэпитал групп» Александром Федоровым. До начала вооруженного конфликта компания находилась в Луганске.
Представьте Вашу компанию – сколько лет вы находитесь в транспорте, в какой сфере специализируетесь?
«Мустанг кэпитал групп» – это общество с ограниченной ответственностью. Мы существуем чуть больше полутора лет, за это время сумели сплотить команду опытных профессионалов, поэтому рост нашей компании шел в быстром темпе. Совсем недавно у нас был собственный транспортный парк, мы работали на рынке внутренних перевозок Украины. Но когда начался конфликт, акционер компании решил всю технику продать – в настоящее время мы занимаемся экспедиторской деятельностью.
Как аннексия Крыма отразилась на ежедневной работе перевозчиков – поиске грузов, работе терминалов, выполнении таможенных процедур, уплате налогов и т.д.?
Если говорить откровенно, то тех, кто работает в сфере международных перевозок, эти события почти не коснулись. Тем более экспедиторов. С того момента, как Крым стал частью России, дела идут по-прежнему, транспортная инфраструктура не пострадала. У местных транспортников работы даже прибавилось. Так как Россия является членом Таможенного союза, крымские коллеги в последнее время более интенсивно устремились в Казахстан – везут крупные партии алкогольной продукции
Одна из основных проблем, решение которой становится все более расплывчатым – мост через Керченский пролив. Дискуссии о необходимости этого объекта обостряются, как правило, осенью, в период осенних бурь, когда морские паромы начинают очень опаздывать. Для многих перевозчиков – как украинских, так и российских – это довольно ощутимое препятствие. Но до сих пор все власти «решали» этот вопрос раздавая одни обещания. Вполне вероятно, что сейчас все вообще застрянет. Пока ситуация неопределенная, никто больших средств в инфраструктуру вкладывать не будет, или более того – будут мешать работать.
Именно этот удар стал наиболее тяжелым. Крым взяли тихо и без кровопролития, а вот в восточных регионах разразились жестокие бои. То, что произошло в Донбассе, перевернуло с ног на голову не только работу всех украинских перевозчиков, но и работу экспедиторов. В связи со сложившейся политической ситуацией и военными действиями, нарушился грузопоток между государствами Азии и Европы – а в этом направлении очень активно работали наши транспортники. В настоящее время компании из Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Азербайджана просто отказываются иметь дело с украинскими экспедиторами и машинами с украинскими регистрационными номерами. Их аргумент – «у вас война» и «грузы могут пропасть». Иногда кажется, что кто, с кем и почему воюет, никого не интересует. Несмотря на то, что бои идут на территории двух регионов – по сути, на очень ограниченной территории – нейтралитет люди понимают по-своему.
Транспортные компании, которые располагались в Луганске и Донецке, перебрались в более спокойные регионы. Но даже с открытием офисов в Киеве, Харькове или Днепропетровске, избежать трудностей не удалось. На плечи многих перевозчиков и экспедиторов легли огромные затраты, они потеряли время и по сути оказались на грани банкротства. Тем, кто остался в воюющих регионах, еще хуже. В этих регионах парализовано почти все, что нужно в нашем деле: банки свои функции не выполняют, почта не работает (по этой причине компании не получают корреспонденцию), а без оригиналов документов – CMR накладных, страховых полисов и др. – заходят в тупик и все остальные процессы. В одно время наша компания вследствие похожих причин теряла примерно по 6000 евро в день.
Некоторые предприятия перевозчиков потеряли почти весь свой транспортный парк – кто-то попал в перестрелку, у кого-то транспорт конфисковали вооруженные группировки. Сейчас в Луганском и Донецком регионах почти всем правит анархия. Перевозчики, которые пытаются работать цивилизованно, терпят огромные потери.
Это правда, что недавно закрыли пункты пропуска из Украины в Крым?
Их не закрыли, а ввели какие-то дополнительные документы. Я точно не могу сказать, что и как там происходит. Но как я уже говорил, Украина делает все, чтобы Крыму было нелегко, чтобы перевозчики стояли в очереди 5 дней и ждали, пока брокеры привезут им документы.
Представили ли прорусски настроенные руководители Луганской Республики какую-нибудь программу экономического развития региона? Иначе говоря, обещали ли они изменения в деловой среде, и если так – то что успели воплотить в жизнь?
У наших политиков есть свойство пообещать намного больше, чем теоритически можно выполнить. Но в данном случае, скорее всего, не было даже обещаний, не говоря об их выполнении. Весной было много риторики по поводу того, как регион будет развиваться после его отделения от Украины, как можно будет жить по своим порядкам и законам, как нам поможет Россия – но все разговоры были очень абстрактными. Ни я лично, ни люди моей среды ничего конкретного не слышали и никаких изменений не заметили. Все закончилось вместе со вспыхнувшей войной. Несмотря на официально объявленное перемирие, очевидно, что причины конфликта не устранены. Экономика страны и ее регионов, условия, в которых работает бизнес, никого не интересуют, везде чувствуется неопределенность. Откровенно говоря, самое страшное – то, что знаменосцы нашей «революции» сами не совсем понимают, в каком направлении идут и к каким целям стремятся.
Не пытались ли противоборствующие стороны вовлечь в свой вооруженный конфликт специалистов по транспорту и логистике? Возможно ли вообще этого избежать?
Разумеется, что невозможно. Насколько мне известно, многие перевозчики лишились своего транспорта потому, что в нем нуждалась армия. Тоже самое можно сказать и о военных силах провозгласивших свою независимость ЛНР и ДНР. На войне как на войне – прав тот, в чьих руках находится оружие.
Я понимаю, что мои слова сложно понять живущим в Европе или других цивилизованных странах людям. Но у нас все происходит именно так. Даже без объявления военного положения, когда формально появляется юридическое основание национализировать имущество людей или частных предприятий, у нас такие вещи происходят. О простых людях, а тем более о предпринимательстве, просто никто не думает. Пытаться реально сопротивляться тем, кто говорит от имени государства, невозможно. Защищать свои права у нас не принято. Большинство даже представить себе не может, что такое возможно. Успешно вести дела у нас могут только очень смелые, проницательные и осторожные люди.
Кроме того, проблемы возникли и у тех компаний, чья техника официально принадлежит банкам или лизинговым компаниям – когда стало останавливаться дело, они стали не в силах выполнять свои финансовые обязательства.
Есть ли среди перевозчиков такие компании, которые в сложившейся обстановке сумели заработать?
По этому поводу было много разных спекуляций. В первые дни, когда реальной угрозы ехать через Луганский и Донецкий регионы еще не было, некоторые транспортники клялись и божились, что очень рискуют, и требовали более высокой оплаты услуг. Но на самом деле на этой ситуации никто особенно не заработал. Другое дело с пассажирскими перевозками. Людей, пытающихся спастись от войны, было очень много. Автобусы были переполнены, цены на билеты резко возросли. С другой стороны, драматически упал курс гривны, поэтому «большие» деньги на самом деле уже не представляют никакой ценности.
Сколько компаний перевозчиков перенесли свои места расположений из Восточной Украины в другие регионы?
Думаю, так поступили практически все, кто только мог. Некоторые были вынуждены сделать это в течение 5 минут. Просто все бросить и уйти в чем стоят. О возвращении домой пока никто не думает, потому что все очень неопределенно.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.