Ренатас Вайнюс: «В транспорте ради денег могут работать только сумасшедшие»

12440
Позвонив руководителю UAB „Polita“ Ренатасу Вайнюсу насчёт интервью, не слышу частого ответа – может на следующей неделе.  Встречаемся в самый разгар переговоров между россиянами и поляками по поводу транзитных разрешений. Беседуем о тенденциях 2011 г. в транспортном бизнесе: нехватке разрешений, очередях на границах, а также перспективах на ближайшее будущее.
Каким был ваш путь в транспортный бизнес?
Мы пришли в этот бизнес в 2003 г. В то время он был очень популярен, казалось, что это одна из самых привлекательных сфер бизнеса.
Вероятно, от этого бизнеса мы надеялись получить самую быструю отдачу. Мы купили одну из самых старых в Литве транспортных компаний. В прошлом декабре наша компания Polita“ праздновала свой 20-летний юбилей.
У нас с женой были знания, навыки, опыт в бизнесе, только не в транспортной сфере.
Каким транспортным парком на сегодняшний день вы владеете?
Наш парк составляет 12 крупно объёмных поездов.  До кризиса у нас их было 23. Лизинговые компании ни одного не отобрали. Некоторые не верят, говорят, что мы выжили только благодаря лизинговым транспортным средствам.
В самом конце кризиса мы рассчитались с лизинговыми компаниям и решили уменьшить парк. По сути, таким образом и выжили. Полученные за проданные автомобили деньги пустили в оборот. Мы не дали банкам заработать. Работаем на европейском и российском рынке. Сейчас основной поток идёт в Россию – 95% всех грузов.
Как российско-польские переговоры по поводу разрешений повлияли на ваш бизнес?
Поведение России невозможно прогнозировать. Казалось, что рынок уже ожил, но с нового года начались проблемы с разрешениями. Мы этого не ожидали. Ситуация накаляется.
Что, по вашему мнению, спровоцировало  эту ситуацию?
Как и в политике, так и в бизнесе, больше всего вредят слишком большие амбиции. У поляков большие амбиции – получить требуемое количество разрешений. Начинать нужно не с требований, а с поиска компромиссов. Если говорить о литовцах, нам нужно быть более гибкими, так как у нас меньше возможностей влиять на ситуацию.
Как вы оцениваете радость литовцев по поводу того, что полякам хуже?Ведь сейчас и литовские тягачи возвращают из российских пограничных постов.
И поляков, и россиян, прежде всего, надо рассматривать как коллег, а не врагов. Нельзя потирать руки, когда кому-то не везёт. Может нам лучше смотреть через другую призму: автоперевозчики являются коллегами, поэтому лучше  защищать рынок от перевозчиков железными дорогами, а не радоваться, что сидящему в той же телеге плохо.
Проигрывают и поляки, и россияне – все по-разному. Российские импортёры ломают голову, что будет, когда товары вовремя не будут доставлены, ведь у них запланированы продажи. Кроме того, когда товары приходится перегружать в Литве и хранить на терминалах, они дорожают.
Ваши тягачи тоже застряли на границе?
На данный момент ситуация контролируется, но неделю назад на белорусско-российской границе две машины простояли пять дней.
Если не учитывать событий последних недель, какие тенденции наблюдаются в транспортном бизнесе? Можно ли назвать начало 2011 г. интенсивным,  успешным, сказать, что количество грузов и фрахты растут?
Такое чувство нас не покидает с лета прошлого года. Очень интенсивным был июль. Мы почувствовали, что транспорт оживает. Осень тоже была неплохая.
Уже осенью планы российских клиентов на январь-февраль настроили очень оптимистично. Мы даже начали вести переговоры с производителями автомобилей, хотели расширять парк, но эти наши амбиции немного приостановили возникшие проблемы с разрешениями.
Январь выдался на редкость прибыльным и интенсивным. Ранее в январе цены падали. А в этом году, после окончания российских праздников, мы постоянно работали. Еще не было так, чтобы в январе не хватало машин. Если бы у нас было больше тягачей, мы бы перевезли в два раза больше грузов.
Как российско-польские переговоры по поводу разрешений подкорректировали европейские грузоперевозки?
Действительно немного подкорректировали. В последнюю неделю очень почувствовалось, что польские тягачи серьёзно работают, особенно в Германии. Из-за этого даже немного упали цены. Уменьшается и количество грузов.
Казалось бы, россияне немного пошевелились, а уже и Европа шевелится. Кроме того, когда поляки привозят грузы в Литву, они не хотят возвращаться пустые – загружают экспорт.
Надо держать кулаки, чтобы россияне  и поляки договорились, а наша власть «не ляпнула» чего не надо.
Выглядит ли наша транспортная сфера современно в контексте других стран Европы?
Есть вещи, которым мы и европейцев можем поучить, это – гибкость, быстрая приспосабливаемость к ситуации. Что касается использования информационных технологий,  западные страны здесь немного отстают. 
Вот смешной пример: нам часто говорят – пришлите страховой полис CMR по факсу. Мы отвечаем – зайдите на наш сайт и распечатайте от туда, а они удивляются – как это так.
Когда говорим, что во всех транспортных средствах есть системы GPS, и что в любой момент можно сказать, где находится машина, тоже удивляются.
Мы более восприимчивы к новшествам, можем быстрее применить их так, чтобы всем было как можно удобнее – и работодателю, и водителю, и клиенту.
У них есть другие преимущества – они иначе понимают транспортный бизнес. У них есть чёткое направление в котором они работают. У нас в транспортной сфере нет направленности – бросаемся то туда, то сюда, не всё обдумаем до конца.
Например, находимся чуть ли не на автостраде из Европы в Россию, поэтому у нас давно должны были стоять терминалы, быть подписаны договорённости с Россией. Не россияне должны у нас просить, а мы делать так, чтобы они звонили и говорили: вот какие хорошие у вас склады, как быстро приводятся в порядок таможенные формальности. Вроде бы на словах и декларируем, что мы транзитная страна, но делами этого не доказываем.
Как вы оцениваете идею учреждения общественных центров логистики (ОЦЛ) в Литве?
Эти центры помогут, если станут серьёзным стимулом для транспортной сферы. Всё зависит от того, как к ним будут относиться власти.  Если мы будем вести себя необдуманно, склады будут стоять пустые и никому ненужные. Сами склады грузов не генерируют. Если мы сможем предложить лучшие цены, чем, например, поляки, безусловно, такие центры будут востребованы.
Еще одна головная боль перевозчиков – Закон об ОСАГО. Еще в прошлом году начались дискуссии о  том, что его необходимо менять, так как если страховой случай произойдёт не в странах ЕС, выплаченной суммы не хватит для возмещения убытков. Что вы об этом думаете?
Мы еще не столкнулись с этим. Возможно, стоит за страховку платить на 100 лт больше, если убытки будут возмещаться так, как нужно. Лучшее, что можно сделать – предоставить возможность страховым компаниям разных стран конкурировать, чтобы мы смогли выбирать, где страховаться – в Литве или другой стране – Польше, Германии. Мы, перевозчики Литвы, можем страховаться только в Литве. Интересы лоббистов слишком сильные, чтобы в законе были сделаны поправки.
Как вы оцениваете нынешний раскол в ассоциации “Linava”?
Я считаю, что не хватает доброжелательности с обеих сторон – и со стороны ассоциации “Linava”, и со стороны «прозрачных».  Конечно, со стороны давать советы легче.
Какие основные ошибки вы видите?
После выяснения долгов перевозчиков “Linavоs servisas”, руководство “Linava” сразу должно было временно оградиться от должников. Я не говорю, что их нужно было осудить. Надо было оградиться, чтобы не раздражать других перевозчиков.
Различные СМИ уже на протяжении года пугают руководителей транспортных компаний тем, что если до 10 сентября 2014 г. их водители не успеют окончить курсы по поднятию классификации, то после этой даты они не смогут выполнять коммерческие рейсы.  Планируете ли вы оплатить эти курсы?
Это будет зависеть от договорённостей. Мы оплатим курсы тем водителям, которые работают у нас не менее двух лет. Это будет одно из средств по увеличению лояльности.
Становятся ли водители более требовательными после окончания кризиса в транспортном секторе?
Чувствуется, что у водителей улучшилось настроение. Во время кризиса они были немотивированные, злые.
Какой вы руководитель?
Я строгий, но справедливый. Руководствуюсь принципом, что прежде всего должна выполняться работа, а затем – другие дела. Наш телефон включен 24 часа в сутки, часто приходится работать и на выходных. Ради денег в транспорте могут работать только сумасшедшие. Есть занятия, которые требуют меньше нервов.
Были ли у вас мысли всё бросить и заняться чем-нибудь другим?
Сложнее всего, когда работаешь, делаешь всё, чтобы не обанкротиться, а водитель бросает ключи и говорит – я ухожу. 
 
 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 817
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 687
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 409
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 878
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 844
2