Oле Лойгу: „Секрет успеха лежит в логистике”
Эстонская компания „Saku ab” — транспортное предприятие средних размеров и с долгой историей. Думается, что в таком сочетании жизнь этой компании может быть хорошей иллюстрацией и для того, чтобы получить общее представление о ситуации на рынке дальнобойщиков республики. А собеседником является ее директор и акционер Оле Лойгу.
- На вашем портале отмечено, что компании „Saku ab” уже исполнилось 20 лет. Похоже, что корни ее уходят еще в советское прошлое? Расскажите, как она создавалась, и о том, как Вы сами пришли в этот бизнес.
— Вы правы – компания возникла на базе автобазы, которая в советский период развозила на „МАЗ“-ах по стране пиво. Когда мы ее приватизировали в 1995, она уже располагала 40 машинами иномарок и занималась международными перевозками. До этого несколько лет здесь было государственное акционерное общество.
Сам я в 1981 закончил Таллиннский строительно-механический техникум, после армии поступил в Сельхозакадемию и некоторое время работал на сельхозпредприятии. Во времена горбачевской перестройки с другом купили «МАЗ» и создали транспортное предприятие. К моменту приватизации госпредприятия уже имели четыре машины. В 2000 г. мы поменяли практически весь автопарк на “Scania”, и в настоящее время у нас 21 машина с 24 водителями.
- Почему выбор пал именно на “Scania”?
— По многим причинам. Прежде всего, потому, что это скандинавские машины, с которыми в Эстонии накоплен наибольший опыт работы. А опыт, в свою очередь, появился потому, что шведы первыми создали самую развитую сеть сервисного обслуживания, когда в стране их было уже три. Ну, и конечно, важным условием является экономичность этих машин.
- Можно ли сказать, что “Scania” и “Volvo” пользуются особой популярностью в Эстонии?
— Да, можно. На втором месте, пожалуй, у нас следует „Mercedes”.
- Что еще характерно для эстонского рынка перевозок?
— Пожалуй, география, в которой ведущее место занимает Скандинавия. И это вполне понятно, так как поездка в Западную Европу занимает минимум неделю, а за это время в Финляндию или Швецию можно трижды обернуться. Значит, для перевозки одного и того же количества груза требуется втрое меньше машин. Впрочем, это не характерно для нашей компании — в Скандинавию у нас ходит только одна машина.
- А если сравнить Западную Европу и Скандинавию с ценовой точки зрения: где больше платят?
— На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит от многих обстоятельств, от каждого конкретного случая. Даже такой фактор как время отпусков влияет: если в Европе в отпуск уходят обычно в августе, то скандинавы предпочитают июль.
- Что в основном возите?
— Главный акцент – пищевые продукты: примерно половина автопарка составляют рефрижераторы. В остальном – все что угодно: от торфа до металлических конструкций.
- Вы работаете на транзите Восток-Запад?
— Нет, работаем по схеме Эстония – Запад. Или – Эстония-Россия, туда возим в основном эстонские грузы. Но в Россию ходят только три машины.
- У вас экспедиторы свои или пользуетесь чужими услугами?
— На 70% свои. Весь персонал у нас насчитывает около 30 человек.
- По эстонским масштабам — это какого масштаба фирма?
— Среднего. Крупными считаются те, у которых до ста машин и более.
- Хватает ли на эстонском рынке водителей, и есть ли такое явление, как привлечение иммигрантов?
— Это было перед самым началом кризиса и в его пиковой стадии. Мы тоже принимали несколько человек из жителей приграничного с Эстонией Печорского района. В основном из-за того, что многие водители из Эстонии хлынули на заработки на Запад. Теперь они возвращаются, и потребность в иностранцах отпала.
- Любопытно, велика ли разница в оплате дальнобойщиков у вас и на Западе? Если не секрет, сколько — зарабатывают они у вас?
— Думаю, что на Западе они зарабатывают процентов на 30 больше. У нас они зарабатывают 1200-1600 евро.
- Как переносили нынешний кризис?
— Он по нам довольно больно ударил. В 2009 пришлось сокращать процентов на 20 зарплату и уволить часть людей, правда, в основном – логистов. То есть выползали из кризиса за счет управленческого персонала. Облегчение почувствовали с середины прошлого года. Можно считать, что 2010 год был уже успешным.
- А как ситуацию оцениваете сегодня? В Литве, например, поговаривают о второй волне кризиса. Как у вас?
— Готов с вами согласиться. Прошлый год был весьма успешным, а в этом году с наступлением весны такое ощущение, что предложение машин начинает превышать спрос. Почувствовав подъем, перевозчики стали вновь покупать машины, и это, видимо, сказывается. Похоже, что вновь возвращаются времена, когда после передышки вновь придется за грузы крепко побороться.
- Является ли „Saku ab” членом Эстонской ассоциации международных перевозчиков? Если да, то какую реальную пользу видите в этом членстве для себя, помимо получения карнетов TIR?
— Является. И это членство считаю полезным, по меньшей мере, еще в двух аспектах: в информационном и просветительском. Время от времени ассоциация, например, организует курсы для предпринимателей, в которых участвует персонал из многих фирм.
- А сами как организуете обучение?
— Те, кому требуется сдать экзамены на водительскую категорию, ходят на соответствующие курсы. А внутри компании существует шефство опытных водителей над новичками. У нас уже династии даже появились, когда отцы детей учат.
- Вы считаете свою фирму успешной?
— Пожалуй, да.
- А в чем Вы видите формулу успеха?
— Думаю, что она состоит в способности находить время, чтобы заниматься не только текучкой, но и думать о перспективе и просчитывать ходы на будущее. Чтобы быть успешным, требуется всегда иметь несколько запасных вариантов на случай, если твой первый план не сработал.
Если же говорить конкретно, то практическая формула успеха выражается в очень простом требовании — чтобы машины не ездили порожняком. А это уже задача менеджмента. Иными словами: секрет успеха лежит в логистике.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.