Инна Шибаева: “В тандеме работать легче…”
Существует мнение, что экспедиторство – не женское дело. Инна Шибаева, директор латвийской компании “Bilatris”, это заблуждение явно опровергает.
— Женщина во главе экспедиторской фирмы – случай достаточно редкий, мне кажется. Во всяком случае, в практике нашего сайта это первое интервью.
— Ну, почему… Из пяти фирм, которые входят в наш транспортный холдинг Belsysgroup, тремя руководят женщины. И ничего – никто не жалуется.
- И все же любопытно, как Вы оказались в этом бизнесе?
— С одной стороны, можно сказать, случайно, с другой – не совсем. Я работала бухгалтером Bilatris, три года назад у нас менялось руководство, мне предложили, и я согласилась.
- Ну, а вообще, что за публика приходит и оседает в экспедиторских компаниях? Какие требования к людям предъявляет эта профессия?
— В основном у нас работают молодые люди, средний возраст – 23-24. В таком возрасте легко обучить чему угодно, а в данном случае отсутствие предыдущего опыта, пожалуй, даже плюс. И мы обучаем. У нас есть менеджер, который специально этим занимается. Правда, большинство наших работников – выпускники Рижского института транспорта и связи, но я не считаю такое образование обязательным. Хороший экспедитор может получиться и из экономиста, и из юриста. Главное, чтобы человек был легок в общении, способен быстро принимать решения и был стрессоустойчив.
- Как это можно определить?
— Беседуем, берем на испытательный срок. Обычно этого хватает. Конечно, иногда и ошибаемся…
- Сколько лет требуется, чтобы стать хорошим экспедитором?
— От полугода до года. И тут временной фактор с трудом поддается коррекции. В нашей компании мы делаем ставку на универсалов, т.е. на специалистов, способных работать с любыми видами грузов и любыми транспортными схемами. А в каждой из таких сфер свои особенности, свой документооборот. И по всем этим кругам человек должен пройти самостоятельно, пока тщательно не разберется. Да и вообще, экспедиторство – это такая область, где хоть пять лет работай, все равно все время приходится учиться. Процесс этот бесконечен.
- А вы сторонник лицензирования вашей деятельности?
— Скажем так: я к этому отношусь нейтрально. Если бы потребовалось получить лицензию, мы бы ее получили, думаю, без труда. Если же говорить абстрактно, то я не вижу особенной необходимости в такой мере. Допустим, это позволило бы установить контроль над фирмами-однодневками. Но, спрашивается, что помешает «квартирному» экспедитору вести себя безответственно, даже если он получит лицензию?
— Вы сказали, что “Bilatris”входит в холдинг. Расскажите о нем и о фирме.
— На сегодня в группу входят пять компаний, локализованных в Минске, Белостоке, Алма-Ате, Самаре и Риге. Наша появилась третьей по счету. Мы и казахская компания – самые небольшие, примерно по 15 чел. Остальные значительно крупней, в общей сложности в них насчитывается более 300 чел.
По самой географии нетрудно догадаться, что основные наши заказчики находятся на Востоке, а мы обслуживаем транзит с Западом. Предназначение нашей фирмы – особое, это – порт. То есть мы является связующим звеном с морем. Отсюда основной акцент, что не исключает работу с автомобильным и с железнодорожным транспортом. Грузы перевозим самые разные: алкоголь и пищевые продукты, торф, стройматериалы, древесину, одежду, нестандартные грузы…В общем, практически любые. Поскольку возим алкоголь, сотрудничаем с акцизным складом..
- А чьим транспортом преимущественно пользуетесь?
— Латвийским и литовским.
— И литовским? Это интересно. И как часто?
— Очень часто, 50 на 50.У литовских перевозчиков много хороших, ответственных компаний с большим парком машин. Список фирм, услугами которых пользуемся регулярно, весьма обширен, среди них “Refta“, „Rivaisa“, “Vidmindas“, “Viciunai“, “Telauta“, ”Zemeda“и др.
- Если бы финансы позволили вам приобрести собственный транспорт и склады, т.е. превратиться в центр логистики, Вы бы пошли по этому пути? Или предпочитаете специализацию?
— Безусловно, пошли бы. И к этому стремимся. Кстати, две наших компании уже в этом году намерены приобрести собственные машины. Для нас это задача будущего года.
- Расскажите, чем для вас обернулся нынешний кризис? И как вы из него выходили?
— Наверное, как и большинство, мы его почувствовали во второй половине 2008-го. Пик пришелся на 2009-й. К тому времени количество заказов упало процентов на 40, цены снизились, появились задержки с оплатой. И все же каких-то эксцессов в виде увольнения людей и даже сокращения зарплаты у нас не было. Просто сократилась прибыль. Конечно, выжить нам помогло то обстоятельство, что мы не одни, а в тандеме, в группе. А это значит, что можно рассчитывать и на совет, и на материальную взаимовыручку.
В прошлом году кривая пошла вверх, а в этом году дела идут и вовсе бойко. Даже январь, который обычно бывает убыточным, в этом году выдался на редкость успешным.
Кризис преподнес и кое-какие уроки. Мы стали более строго относиться к клиентам, тщательней их проверять.
- Вы кто по стилю управления: патриарх или диктатор?
— Скорей сторонник домашнего, коллективного управления. Это помогает мобилизовать идеи и разделить груз ответственности, но тем не менее должна быть строгая субординация , так как в спорных ситуациях иногда нужно принимать трудные решения
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.