Дарюс Брякис: «Экспедиция – спорт для молодых людей»
С руководителем бизнес центра “AD REM TRANSPORT” логистической компании “AD REM Grupė” Дарюсом Брякисом беседуем о современных тенденциях экспедиторского рынка, работающих в этой сфере людях, стиле управления и методах работы.
Каким был ваш путь в транспортный бизнес?
В 1990 г. я окончил Факультет промышленности и экономики Вильнюсского университета. Пять лет нас обучали премудростям социалистического планирования, а мы стали первым выпуском экономистов в независимой Литве, где в то время формировался новый экономический уклад. С тех пор, как я закончил университет, экономика кардинальным образом изменилась.
Мой путь в транспортный бизнес был очень интересный, динамичный, порой не совсем простой, но я желаю каждому человеку в молодости поработать на тяжёлой работе, чтобы потом было легче.
Перед тем, как придти в транспортный бизнес, я работал в сфере производства, финансовом секторе, затем несколько лет в международной голландской компании, занимающейся перевозкой грузов. Дальнейший мой путь был в экспедиционных компаниях литовского капитала. До сих пор иду по этому пути, считаю себя экспедитором и всегда их защищаю, так как знаю, насколько утомительна эта работа.
Как работа экспедитора воспринималась 10 лет назад и сейчас?
Если говорить о личных качествах, то экспедитор – это человек, который одновременно может делать очень много работы, управлять большим потоком информации. Амплитуда общения экспедитора остаётся такой же, как и 10 лет назад: от водителя до клиента, который может быть в любом уголке мира. Разница лишь в том, что растёт культура перевозчиков, да и клиенты не питают иллюзий, что перевозчик – всего лишь «извощик», который в цепочке торговли занимает незначительное место.
Современный экспедитор, по сути, общается со всем миром, следовательно, он должен понимать менталитет людей из других стран, их традиции, быть педантичным, очень быстрым и дипломатичным. Клиент «всегда прав» — даже если это не так. Быстрый темп работы требует умения сдерживаться.
Было бы хорошо не нести всего этого домой, но люди работают и после работы: мы используем средства связи, которые помогают управлять процессами, где бы мы ни были. Экспедитор не ограничивается рабочим временем: Азия просыпается на 5-7 часов раньше нас, а партнёры из США заканчивают рабочий день, когда в Литве глубокая ночь.
Мы делаем всё возможное, чтобы разделить работу и отдых, чтобы работнику не нужно было сидеть в офисе, и он, пользуясь современными информационными технологиями, мог бы организовать работу, например, отдыхая на море. Безусловно, сам человек должен начертить грани, но ясно только одно – экспедитор работает более 8 часов в сутки. Его работу можно назвать оперативным дежурством 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Каковы возможности карьерного роста экспедиторов в вашей компании?
Со временем экспедиторы, конечно, делают карьеру. В каждом подразделении (регионе) работает по несколько человек. Логично, что спустя некоторое время, экспедитор может стать руководителем подразделения. В нашей компании есть чёткое распределение обязанностей по регионам: одни работают со странами Бенилюкса, другие с Великобританией, третьи – с Турцией, еще кто-то – со странами НДС.
У подразделения морского и воздушного транспорта есть отдельный руководитель, оно разделено по видам транспортировки и направлениям (импорт-экспорт). Следовательно, все создают свои потоки, а вместе с тем – будущее “AD REM TRANSPORT”.
В расширении нашего бизнес центра и росте “AD REM Grupė” участвуют все – от рядового экспедитора до руководителя.
“AD REM Grupė” мы «привозим мир»: склады и таможенные посредники управляют грузопотоками почти со всех континентов мира. Естественно, что в Литве хороший экспедитор обязательно должен знать литовский, английский, русский язык, а каждый дополнительный язык – преимущество.
Когда вы начали работать в “AD REM”? Как менялась компания в период вашего руководства департаментом транспорта?
11 лет назад собственник “AD REM Grupė” С. Козелас решил расширить деятельность и рядом с таможенным посредничеством и складированием начать заниматься экспедиторством. Меня наняли как опытного экспедитора, а затем я стал директором бизнес центра “AD REM TRANSPORT”.
Когда я пришёл в “AD REM Grupė”, экспедиторов было всего два – один работал с морскими грузами, другой – с авиагрузами. Я начал расширять автомобильные перевозки международных грузов. На сегодняшний день в “AD REM TRANSPORT” работает 50 работников: экспедиторы, бухгалтеры, ИТ-специалист, администратор и т.д.
Мы перевозим грузы автомобилями, железнодорожным, морским, воздушным транспортом. В каких направлениях? Да почти во всех. Говоря только о наземном транспорте, известно, что в ЕС живёт около 500 млн. жителей, а странах СНГ – 280 млн. Вот такие у нас рыночные объёмы и направления.
Литовцы составляют всего лишь около 40% наших клиентов. Мы больше ориентируемся на международный, а не на местный рынок. Самые «сложные» клиенты – литовцы. Это я так шучу.
«Конёк» “AD REM TRANSPORT” – частичные грузы: мы привозим их на свои вильнюсские склады с Запада, Восточной Европы, Турции и т.д. Затем грузы перевозятся в Казахстан, Россию, Украину. В Белоруссию грузы перевозим каждый день. Мы являемся одними из лидеров в сфере перевозки частичных грузов в Белоруссию.
Есть ли у вас конкуренты в Литве?
Теоретически, мы живём в конкурентной среде, но Европа очень большая – у литовских экспедиторов много ниш, поэтому я не вижу причин толкаться. Делить надо не литовский рынок, а мировой. Иначе говоря, для ловли рыбы надо использовать сети, а не удочку. В Литве много хороших экспедиторских компаний. У каждой есть своя модель деятельности и каждая в чём-то превосходит других. Транспортировка грузов у литовцев в крови.
Вы говорите, что на рынке достаточно места для экспедиторов. Как вы оцениваете разговоры перевозчиков о том, что экспедиторов в Литве слишком много, и они, работая в однокомнатных квартирах, искажают ситуацию на рынке?
Это провинциальное мышление или желание уменьшить количество игроков на рынке. Если мы введём ограничения на учреждение мелких компаний, в том числе экспедиторских, компании у нас будут создавать латыши, поляки, белорусы, россияне, немцы, голландцы, англичане. Самый частый аргумент «контролёров рынка» — экспедиторы являются должниками. Кто посчитал, сколько денег «унесли» обанкротившиеся относительно большие экспедиторские компании в Литве и за границей?
Границ вокруг Литвы не построишь, а если ограничишь своих – придут чужие. Я либерал, сторонник рыночной экономики. Выступаю за то, чтобы литовцы чувствовали конкуренцию и у всех были одинаковые условия работы.
Наверное, вы не согласны и с тем, что экспедиторы отнимают у перевозчиков часть пирога?
Такие мысли отдают нафталином. Ассоциация перевозчиков “Linava” и Ассоциация экспедиторов “Lineka” являются эталоном хороших взаимоотношений – очень тесно сотрудничают – но отдельные субъекты действительно поднимают упомянутый вами вопрос.
Ухудшение отношений между экспедиторами и перевозчиками чаще всего появляется тогда, когда наступают тяжёлые времена, уменьшаются грузопотоки. Перевозчики и экспедиторы, которые работают только с литовскими клиентами, в кризис выживают гораздо сложнее.
По моему субъективному мнению, ориентироваться на международного клиента гораздо перспективнее. Безусловно, для этого нужны знания: необходимо знать национальные нюансы, правила международной торговли и еще много других вещей, но, с другой стороны, это гораздо интереснее. Все по-своему правы: есть люди, для которых озёра Аукшайтии милее Карибских пляжей. Главное – свобода выбора.
В какой сфере бизнеса на сегодняшний день дела идут лучше всего?
Можно сказать, что “AD REM Grupė” плывёт на 4 китах. 18 лет назад мы начали деятельность с таможенного посредничества, затем занялись складированием, экмпедиторством, недвижимым имуществом.
В 2010 г. 63% оборота средств создал бизнес центр “AD REM TRANSPORT”. Можно утверждать, что маховиком оборотных средств компании является экспедиторская деятельность.
Кроме того, экспедиторы «привозят» большую часть грузов дочерним компаниям, которые предоставляют “AD REM TRANSPORT” услуги складирования и таможенного посредничества. Когда хорошо экспедиторам – хорошо всем.
Возможно, вы планируете расширять географию перевозок грузов?
Да, мы планируем начать деятельность в Китае, США, Швеции. Это может произойти как в течение года, так и в течение 20 лет. Конечно, я за географическое расширение. В этом нет ничего нового – это проверенный способ большинства международных экспедиторских компаний. Посмотрим, что будет дальше.
На сегодняшний день Китай очень популярен. В ближайшее время этот рынок может стать очень перспективным для перевозчиков. С какими сложностями там могут столкнуться литовские экспедиторские компании?
Основная сложность в Азии заключается в том, что там невозможно работать, не зная страны. Следовательно, бизнес можно строить только совместно с местными компаниями. Это правило действует и в США, и в других местах.
Кооперация – логичный путь. До тех пор, пока у нас нет иностранных представительств, мы принадлежим мировым логистическим сетям, которые объединяют членов из разных стран мира. На сегодняшний день у нас есть партнёры во всех странах мира.
Поговорим о рыночных тенденциях в Литве и мире – экспедиторы уже почувствовали оживление рынка?
У нас, в бизнес центре “AD REM TRANSPORT“, кризис закончился в сентябре 2009 г.: тогда я чётко увидел, что количество заказов растёт. Ведь оживление рынка, прежде всего, заметно по количеству заказов. Для меня важнее не потерять рынки, чем получить кратковременную прибыль. На сегодняшний день ситуация такова, что прибыль приходит через количество.
В конце 2009 г. некоторые экспедиторы начали чувствовать оживление, мы его почувствовали одними из первых, так как удержали рынки. Сейчас мы «едем» примерно наравне с другими. Наши результаты не хуже, чем в 2010 г., но сейчас, безусловно, нужно больше хитростей, чтобы остаться конкурентоспособным. Ситуация постоянно меняется.
Что вам помогло преодолеть кризис быстрее, чем другим?
Наверное, сложно поверить, но в 2009 г. количество заказов было такое же, как в хорошем 2008 г. Доходы, конечно, сильно уменьшились. Наше главное достижение – что количество заказов не уменьшилось.
У меня нет конкретной информации, но могу предположить, что крупные экспедиторские компании Литвы выдержали кризис не хуже, чем мы. И всё-таки мы, как и многие, боимся громко говорить о хорошем, все громко говорят только о плохих вещах.
Вы являетесь членом президиума ассоциации “Lineka”. Не секрет, что немалая часть экспедиторов Литвы считает, что не стоит принадлежать “Lineka”. Почему?
В ассоциации “Lineka” 50 членов, а сколько в Литве экcпедиторов, точно еще никто не сосчитал. Мы гарантируем, что члены “Lineka” платёжеспособные, ведут этичный бизнес. На сегодняшний день у нас создан серьёзный «фильтр», который не позволяет попасть в ассоциацию печально прославившимся предпринимателям и их новым компаниям. Следовательно, и сертификат FIATA (зам. авт. – международная ассоциация экспедиторов) таким деятелям не выдаётся.
Есть ли у вас работники, которые могут успешно управлять всем процессом транспортировки?
Да, безусловно, в нашей компании это региональные руководители и экспедиторы, которые в будущем, на мой взгляд, станут руководителями. Я считаю, что у нас работают одни из лучших экспедиторов в Литве. Мы занимаемся не только перевозкой частичных грузов. Проекты негабаритных грузов, перевозка вещей, транспортировка животных, железнодорожный транспорт – эти услуги особенно зависят от профессионализма наших работников, так как они в какой-то степени являются специфическими.
Что вы думаете о лицензировании экспедиторской деятельности? “Linava” не раз выдвигала этот вопрос.
Как я уже говорил, я являюсь сторонником либеральной экономики, а дебаты по поводу лицензирования чаще всего начинают компании, которые сами не способны защитить себя от долгов.
Перевозчики должны выбирать с кем работать. Иначе говоря, необходимо проверять клиентов. Никакие «чёрные списки» не спасут компании. Каждая компания должна сама заботиться о своих финансах и их безопасности.
В бизнесе много возможных катастроф, опасностей. Всё-таки экспедиторской компании больше всего нужна хорошая рабочая система, хороший страховщик и хороший юрист. Раньше и мы ориентировались на цену, например, при выборе страховщика, однако это была ошибка. На сегодняшний день у нас не самый дешёвый, а один из самых лучших страховых брокеров на рынке Литвы.
Как на сегодняшний день платят компании, стали ли термины короче?
Термины оплаты зависят от регионов. Скандинавы рассчитываются быстрее. Южная Европа в среднем по статистике рассчитывается в три раза медленнее, чем Северная Европа. Обычно оплата длиться от двух недель до нескольких месяцев.
Мы начинаем волноваться, если не получаем деньги спустя 35-45 дней. С другой стороны, чем крупнее клиент – тем больше долгов. Бухгалтер видит одно, экспедитор – другое. Ищем оптимальный баланс.
Поговорим о новых специалистах в транспортном бизнесе. Ваша компания склонна подготавливать специалистов по собственным потребностям или хочет работать с опытными людьми?
Мне больше всего нравится нанимать способных и честных магистрантов. Тогда, как правило, назначается испытательный срок. В течение 11 месяцев его не прошли всего несколько человек.
Иногда мы ищем и опытных работников – тогда важно, чтобы работник из другой компании и окружения как можно быстрее стал хорошим и результативным членом команды “AD REM TRANSPORT”.
Сколько новых клиентов в год привлекаете?
За первый квартал 2011 г. их стало на 45% больше, чем в первом квартале 2010 г. Это хорошо, так как 2010 г. для нас уже был хорошим.
Поговорим о вас, как о руководителе. Как менялся ваш взгляд на руководство в течение 11 лет работы в “AD REM TRANSPORT”?
Моё кредо – если сидишь слишком долго даже на хорошем пути, будешь раздавлен. Ведь на экспедиторской площадке играют те, которые на тот момент являются лучшими, и не важно, сколько лет человеку – 20 или 60.
Прежде всего, необходимо уважать людей. Руководитель должен уважать работников, и наоборот, так как они создают успех компании.
Чем больше организация, тем более формальные отношения руководителя и подчинённых. Возможно, во время кризиса и моё руководство было слишком формальное, но сейчас понемногу возвращаюсь к демократичному способу управления.
Ведь существует не только рынок грузов, но и рынок труда, люди – не рабы, они совершенно свободны, поэтому могут придти и уйти из компании. Если говорить футбольными терминами, наша цель – быть в высшей лиге международных логистических компаний. А это возможно только при наличии игроков высшего уровня.
У вас большая миграция работников?
Примерно 6-7% в год. Уход человека, конечно, невесёлое событие. Есть люди, которым мы помогаем найти работу, когда они «устают» у нас. Те, кто хочет сидеть только 8 часов, являются потенциальными работниками других компаний, мы с удовольствием ими делимся. Повторюсь – работник имеет такое же право выбирать компанию, как и компания, выбирать работника.
Вы как-нибудь защищаете данные своей компании, чтобы покинув вас, работник не смог ими воспользоваться?
Не всегда владеющий информацией человек может перенять клиентов. Клиент ведь привязывается к пакету услуг и качеству. Для клиента очень важна и комфортабельность, т.е., он не хочет забивать себе голову постоянной сменой перевозчиков.
Если работник уходит и уводит за собой клиентов, значит, в компании что-то не так – может качество стоит слишком дорого, а может, телефонную трубку никто не берёт полминуты.
У нас был только один случай, когда бывшие работники создали свою экспедиторскую компанию. Я не вижу в этом ничего плохого. Клиентов и работников насильно не удержишь – ведь это рынок. Человек настолько лоялен к компании, насколько компания лояльна к человеку. И наоборот.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.