Арунас Бярташюс: «Получая лёгкие деньги, отдаёшь часть своей свободы»

С генеральным директором ЗАО «Rhenus Svoris» Арунасом Бярташюсом мы встретились в офисе фирмы в Вильнюсе. Собеседник выразил своё мнение по поводу ситуации на рынке перевозок, деятельности экспедиторов и логистов. И хотя перевозчики боятся новых угроз со стороны России, Арунас Бярташюс считает, что сегодняшняя неоднозначная проблема вскоре забудется.
Каков был ваш путь в транспортном секторе? Представьте свою фирму.
В логистику я попал абсолютно случайно. В это сферу меня пригласил друг, и я пришёл из совершенно иной области деятельности. Я пришёл на работу в фирму «Kauno svoris», которая позднее была куплена немецкой группой «Interspe Hamann Group», а ещё позднее перекуплена фирмой «Rhenus logistics».
В этом году «Rhenus logistics» отмечает свой столетний юбилей. Первоначальной деятельностью фирмы была переправа грузов на баржах по Рейну. «Rhenus» на латыни означает Рейн. Фирма с момента её создания уже 100 лет занимается экспедицией.
«Svoris» — это первая в Литве частная логистичекая фирма, созданная в 1989 г. До 2003 года она была полностью литовской. Став «Rhenus svoris», фирма значительно выросла. Фирма была реорганизована в странах Балтии. Ранее здесь было 3 независимых офиса, а теперь в Литве находится операционный центр, в Латвии и Эстонии – бюро продаж. Все операции совершаются в Вильнюсском регионе.
Вы являетесь международной компанией. Какие основные плюсы и минусы вы видите в работе в крупной организации?
В большинстве стран есть офисы «Rhenus», прямые контакты. Так проще работать.
Я помню, когда мы были ещё литовской фирмой, мы искали партнёров на новых рынках. Искали, находили, однако зачастую это были мелкие предприятия. Когда 2 фирмы независимые, они пытаются как можно больше заработать друг у друга. Через некоторое время ту или иную фирму кто-то покупает или ей объявляют банкротство, и вновь приходится искать новых партнёров. Теперь такого нет.
Если в какой-то стране есть «Rhenus», то мы работаем только с ними. Если нет, то ищем новых партнёров. Минус заключается в том, что иногда нет достаточно свободы, сколько хотелось бы. Если ты получаешь лёгкие деньги, отдаёшь часть своей свободы.
Другой плюс в том, что всегда можно взять деньги взаймы у фирмы из группы фирм, если нужны средства для новых проектов. Так сделать проще, чем обращаться в банк. Ничего не надо закладывать, нет бумажной волокиты, кроме того, проценты ниже. Также у нас есть готовая сеть партнёров.
Прошёл более чем год с того времени, как вы получили сертификат АЕО. Какая польза от этого сертификата? Оправдал ли он ваши надежды?
Польза от него огромная. Для таможенных процедур мы имеет специальный договор с таможней. Поэтому не приходится каждый раз возить груз на таможенный пост. Мы декларируем товары электронным способом и храним их на своём терминале на территории таможни. В таможне установлены временные интервалы, через которые они могут проверить наши грузы. Таможня решает, проверять товары или нет, в зависимости от характера груза. На сегодняшний день мы только положительно оцениваем данную систему. Мы контролируем и следим за товарами, потому что если при проверке таможня выяснить факты несоответствия, нас не ждёт ничего хорошего.
Вы планируете инвестировать в возведение Вильнюсского общественного центра логистики (ОЦЛ). Какая ситуация сегодня с его постройкой? Каковы вообще его перспективы в Литве?
Пока что внутренними документами занимается сам ОЦЛ. Мы ждём, когда они завершат свои процессы, чтобы можно было перейти ко второму этапу – переговорам, расчётам и всем другим вопросам. Думаю, перспективы у центра неплохие, так как сама идея очень хороша, всё логично и правильно. Если сам центр приведёт всё в порядок, если цена будет приемлемой и всё остальное будет правильно урегулировано, то всё будет хорошо.
В Европе практически нет единичных складов. Все центры логистики скапливаются в парках. В Литве мы пытаемся открыть то, что уже давным давно открыто.
В Германии фирмы вашей группы испытывают экологические тягачи. Вы не могли бы больше рассказать об этом? Можно ли будет надеяться на то, что в ближайшее время в Литве появятся гибридные тягачи?
«Rhenus logistics» в основном выбирает тягачи «Mercedes». Фирма покупает новые гибридные «Mercedes» для местных перевозок. Посмотрим, как эти тягачи будут эксплуатироваться. Если мы заметим экономическую пользу, то думаю, и мы тоже их купим. Сами мы тягачи не приобретаем, то если нужно будет, то мы будет вести переговоры и поставщиками услуг по поводу поставки транспортных средств.
Каково ваше отношение к окружающей среде?
Мы участвуем в социальных проектах. Мы также отказались от бумажных счетов, пользуемся электронными. Из-за этого с некоторыми клиентами появились проблемы. Поэтому мы договариваемся с каждым индивидуально. Есть и юридические аспекты. Например, в Германии на сегодняшний день электронный счёт не является действительным. Мы заботимся об окружающей среде, офисе, отходы отправляем на переработку. Мы стараемся брать в аренду новый транспорт, который автоматически является более чистым.
Новые штрафы для иностранных перевозчиков в России. Что вы думаете по этому поводу?
В начале каждого года Россия пытается ввести новые ограничения для иностранных перевозчиков. Это продолжается уже несколько лет. Не одно, так другое. Обычно информация об этом появляется в феврале, но в этом году россияне немного опоздали. Мне кажется, потерпим ещё немного – и всё закончится. Российские перевозчики не способны удовлетворить требования своего рынка. В России нет возможности полностью обслуживать себя своим транспортом. Мне кажется странной политика этой страны, ведь за такие решения платят российские потребители. Цены на рынке значительно возросли, транспорта не хватает.
Те, кто привык работать в России, точно не повернут на Запад, так как в России действуют совсем другие маржи, стиль работы другой. Думаю, что через пару недель в той или иной форме этот спектакль закончится, и мы будем ездить дальше. Вопрос не в штрафах, которые в принципе вполне оправданные, но в трактовке. Есть три аспекта: страна происхождения товара, страна продажи (страна счёта) и маршрут перевозки. Все эти три аспекта могут запросто не совпасть. Разрешения должны соответствовать накладной.
Я считаю, что эта шумиха вскоре утихнет. Если россияне хотят защитить свой рынок, то это нужно делать разумно. Россияне, в первую очередь, должны посмотреть на себя. Почему они не могут конкурировать с иностранными перевозчиками? Они, будучи на месте, не могут конкурировать с перевозчиками из других стран. Это значит, что с ними самими что-то не так. Нужно менять стиль работы, планировать инвестиции и так далее.
Лицензии на ведение экспедиторской деятельности. Как вы оцениваете подобное требование со стороны перевозчиков?
Нужно забыть об этой дискуссии. Деятельность экспедитора из ЕС не регламентируется и не лицензируется. Скажем, экспедитор приобретёт лицензию в Литве, но любой может зарегистрировать фирму в Риге и работать дальше. Это ничего не изменит.
Какие, на ваш взгляд, вызовы и возможности ожидают литовский сектор экспедиции и перевозок?
Во-первых, нужно признать, что мы полностью зависим от Востока. Есть и другие рынки, но любые изменения на Востоке оказывают огромное влияние на наш бизнес. Стабильные отношения с этими государствами очень важны. Политики создают врагов, пытаются что-то делать, бороться. Всё правильно, сдаваться нельзя, но и слова надо уметь выбирать.
Другое дело – недостаток людей. Если своих не хватит, придётся принимать иммигрантов. В этом никто не виноват. Нас просто слишком мало. В стране не может быть 90% водителей. Рабочей силы будет не хватать, и мы столкнемся с вызовом принимать иммигрантов.
Возможности – экономика восстанавливается, вокруг огромные рынки – только успевай работать. прогноз однозначный – рост.
Таможенный союз. Как он изменил работу вашей фирмы?
Пока что у нас ничего не изменилось, потому что Союз не работает. Товары проезжают без границы, но они не могут оформить импорт и везти товары в Россию.
Железнодорожные проекты с восточными соседями. Видите ли вы в них свои грузы?
Наши грузы точно могли бы ехать по этим маршрутам, но… Это хорошие проекты, но на сегодняшний день возможности восточной железной дороги не велики. Грузы стоят месяцы. Множество нерешённых вопросов. Более активный грузопоток может быть налажен с Китаем, однако, там проблема с пересечением границы. Перевозка товаров на кораблях через Европу занимает больше времени, однако с Европой всё ясно. Если товары отправились, то ты знаешь, когда, где и куда они прибудут, погрешность в два дня приемлема. Существующие железнодорожные проекты очень хороши, нужно их правильно реализовывать, чтобы товары не стояли. Но на сегодняшний день этого пока нет.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.