У экспедиторов есть противоядие от обманщиков
В преддверии Нового Года, редакция Cargonews.lt посетила ассоциацию экспедиторов «Lineka». Президент ассоциации Таутгинас Санкаускас согласился поделиться актуальными вопросами, связанными с транспортным бизнесом.
Все ли ныне действующие правила «игры», регламентирующие деятельность экспедиторов, вас устраивают?
Как и везде, в нашей деятельности также нет предела совершенству. Официально наша ассоциация объединяет 70 компаний, хотя формально в данной области работает около 1390 компаний различного калибра. Среди последних несомненно есть и такие, у которых весь бизнес помещается на одном письменном столе, рядом с компьютером и телефоном. Однако, разве это создает предпосылки для разговоров об ужесточении бизнес-среды или о необходимости создания каких-либо ограничений? Я думаю, что нет. У профессиональных экспедиторов уже сейчас есть свой транспортный парк, грузовые терминалы и солидное страхование социальной ответственности. Конечно, есть аферисты, которые, прикрываясь деятельностью экспедиторов, создают «пирамидные» схемы обмана, не платят налогов, такими действиями компрометируя нашу деятельность. Контролирующие учреждения должны уделять таким делам должное внимание. Однако, если говорить о фактических участниках логистической цепочки, которых объединяет «Lineka», то сотрудничество с управляющими структурами должно быть другого характера. Нам нужна помощь при трудоустройстве молодежи, организации обучения и т.д.
Одинаково ли понимают существующие проблемы экспедиторы и перевозчики?
Начну отвечать из далека. По-моему, деятельность перевозчиков и экспедиторов настолько переплетена, что иногда эти понятия не отражают содержание. В определённом смысле экспедиторы являются настоящими перевозчиками. К примеру, у «Girteka», «Vlantana» или любой другой крупной транспортной компании проблем, связанных с перевозкой, вне всяких сомнений, меньше, чем у организационной и управленческой деятельности, направленной на поиск грузов. В западных странах приоритеты в данной области располагаются таким образом: экспедиторство, логистика и только в самом конце перевозчики. Такую «путаницу» не следует приравнивать к какой-либо форме непрофессионализма – просто жизнь диктует свои решения быстрее, чем теоретики сочиняют определения.
По идее, интересы всех «игроков», работающих в логистическом бизнесе, совпадают. Нам нужны те же изменения в Гражданском кодексе. Перевозчики и экспедиторы договорились о том, как должна быть разделена ответственность между субъектами бизнеса. Общий интерес состоит в том, чтобы сделать транспортный сектор Литвы более конкурентоспособным, эффективнее использовать общественные логистические центры и т.д.
Что больше всего мешает?
Я говорю о перспективах. К примеру, в проекте нового Кодекса Таможенного Союза описывается другое отношение с бизнесом – будут приняты во внимание требования транспортников. «Lineka» уже подписала с нашими таможенниками соответствующие соглашения, связанные с реализацией данных действий. Сейчас с таможней связано около 20 различных процедур. Если облегчить хотя бы приведение в порядок документации, связанной с экспортом, это уже будет много. Также на складах таможни проще все проверить, посчитать и взвесить, чем делать это в уличных условиях. Важно и то, что теперь требуют разделять на складе потоки экспорта и импорта. Очень часто такой порядок создает неудобства. Например, если в какое-то время количество грузов в одном из направлений бывает больше, то с ними нельзя работать в «неправильном» помещении. Подобные улучшения можно найти в любом звене логистической цепочки. Некоторые проблемы можно решить без больших затрат ресурсов.
Вы упомянули проблемы, связанные со страхованием – как и что вы предложили бы улучшить?
Примерно 15 лет назад деятельность экспедиторов (также и работающих с грузами на железной дороге) была лицензированной и желающие крутиться в этой сфере должны были оставлять депозит в размере 200 тыс. лит. Когда рынок сотрясает какой-нибудь «криминал», связанный с пропажей грузов или денег перевозчиков, то все это сразу вспоминается. Мы считаем, что если бы сейчас экспедиторы позаботились о полисе минимального страхования, стоимость которого 500 тыс. евро, то многие вопросы были бы решены автоматически. Радует то, что все компании «Lineka» уже застраховали свою гражданскую ответственность.
Еще один важный аспект – создание условий конкуренции, одинаковых для всех. Так быть не должно, чтобы кто-то приобрёл преимущество, регистрируя оффшорную компанию и притворившись «инвестором», снижал свои производственные затраты за счёт налогов.
За последнее время в СМИ очень часто описывались истории обмана в транспортном бизнесе. Действительно ли аферисты стали активнее, найдя новые схемы воровства? И правда ли что экспедиторские компании лучше всего подходят для грязных дел?
Не для кого не секрет, что, при попытке либерализировать условия бизнеса, появляется больше соблазна для нечестных деятелей. Пока что, особо большого ущерба никто не понес, поэтому на эту проблему смотрят сквозь пальцы. Допустим, никому не попадались компании, чей уставной капитал 10 тыс. лит. Даже опытных транспортников соблазняют предложения, которые в два раза отличаются от усреднённых цен предложений на рынке. Т.е. если люди махнут рукой на разум, то результатов ждать не приходится.
Есть ли механизмы саморегуляции у экспедиторского общества?
Безусловно. Пользуемся услугами мониторинга бизнеса. Досье, вступающих в нашу ассоциацию, внимательно изучается, начиная от истории финансовой деятельности и заканчивая персоналиями. Президиум «Lineka» обычно открывает двери только тем компаниям, которые не вызывают никаких сомнений. Также мы делимся имеющейся информацией с перевозчиками о тех, кого, возможно, следует остерегаться и кого можно было бы рекомендовать. Таких консультаций чаще всего просят перевозчики зарубежных стран, но не менеджеры литовских компаний.
Т.е. защитных мер достаточно, только ими надо пользоваться?
Именно. В нашей ассоциации работает отдел правового регулирования, который подготовил примеры требований и образцы договоров. Пользуясь такими инструментами, можно избежать многих недоразумений.
2014-ый год был одним из наисложнейших для компаний, работающих в транспортном секторе. Как вы думаете, можно ли сравнивать свалившиеся проблемы, с теми, которые возникли в 2008-ом году?
Я думаю, что нет. Не смотря на проблемы географического происхождения, на сегодняшний день условия другие, а у старожилов транспортного бизнеса намного больше опыта. По-другому на сложившуюся ситуацию смотрят и финансовые учреждения – банки и лизинговые сообщества. Даже положения Трудового кодекса сейчас предоставляют компаниям больше возможностей для выживания. К тому же, после большого количества разговоров, связанных с транспортной интермодальность, пришло время посмотреть, насколько эффективно могут сотрудничать автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозчики. Способов тушения «пожаров» намного больше, чем кажется с первого взгляда.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.