Нулевые расходы на транспорт – не выход
В этом году редакция издания «Verslo žinios» в десятый раз подряд организовала и провела «Форум по транспорту и логистике», на котором рассматривались вопросы о ситуации и перспективах литовского (и не только) транспорта. Одним из выступавших на форуме был генеральный директор компании «Schenker» Эдмундас Даукантас. Он выступил с докладом на тему об опыте работы на западных рынках.
Чтобы читателям было понятнее, на каком опыте основывался доклад г-на Даукантаса, представим некоторые факты. Во всём мире компания «DB Schenker Logistics» насчитывает 2 000 подразделений, в них работает примерно 65 000 человек. Это одна из крупнейших транспортных компаний, предоставляющих услуги перевозок практически всеми видами транспорта (наземным, воздушным, морским). Компания также предоставляет услуги контактной логистики и управления цепочкой поставок. Основные клиенты «Schenker» – промышленные и торговые предприятия. Сеть подразделений «DB Schenker Logistics» в Европе охватывает более чем 40 основных экономических регионов.
В Европе «DB Schenker Logistics» по праву считается лидером наземных перевозок – в этом регионе расположено 720 подразделений компании, в них работает примерно 25 000 человек. Еженедельно компания выполняет около 32 000 регулярных рейсов.
Несмотря на эти довольно впечатляющие факты, слов похвалы в адрес компании в докладе её генерального директора было совсем немного. Э. Даукантас попытался взглянуть на текущую ситуацию и перспективы транспортного рынка глазами каждого отдельного перевозчика.
Экологичность
«Если пять лет тому назад клиент задал бы мне вопрос, какое количество углекислого газа выбрасывает в окружающую среду грузовой автомобиль моей компании за время, пока везёт груз из точки А в точку Б, я бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска. Но сегодня такой вопрос никого не удивляет – особенно тех, кто работает со скандинавскими странами, где отношение к окружающей среде и её загрязнению вредными выбросами очень серьёзное. В последнее время и наши клиенты всё чаще задают вопрос, можно было бы доставить груз с меньшим ущербом для окружающей среды? Мы отвечаем – да, но предупреждаем, что от этого перевозка дешевле не станет. Мы заметили, что жители Скандинавии просто помешаны на экологии. Простой пример – реклама стирального порошка. Обратите внимание: в рекламах одни стиральные порошки – просто отличные, а другие – „обыкновенные“. Но если вы вчитаетесь в химический состав стиральных порошков, особых отличий, скорее всего, вы не обнаружите. А житель Швеции, например, из двух пачек стирального порошка выберет, наверное, ту, на которой будет виден зелёный слонёнок (знак экологического продукта), при этом особенно не задумываясь, будет ли этот порошок хорошо отстирывать бельё. Похожие критерии выбора наши партнёры могут применять и к транспортным услугам», – с некоторой иронией говорит Э. Саукантас.
Где можно и нужно экономить?
В любом деле мы стремимся не только увеличивать свои доходы, но и сокращать расходы. По словам Э. Даукантаса, большинство транспортных компаний считает, что на содержание административного аппарата приходится примерно 5 проц. всех расходов компании. «Некоторые коллеги упомянули, что с помощью различных систем водители на каждой сотне километров способны сэкономит по одному литру топлива, это значит, что внедрённые системы позволяют экономить до 5 проц. топлива. Всем известно, как нелегко даётся такой результат. А как сэкономить за счёт административного аппарата? В наше время у всех под рукой находятся те или иные смарт-технологии, позволяющие освободить людей от поистине неэффективной работы. С помощью различный приложений можно отправить транспорт на место погрузки без предварительного звонка грузоотправителю с вопросом, готов ли товар к погрузке. Новейшие электронные услуги, простой доступ к любому транспортному заказу позволяет в значительной мере оптимизировать расходы. Одновременно с тем, как ваш клиент делает заказ, вы уже знаете, куда и в какое время должен прибыть ваш автомобиль. Во время кризиса и сразу по его окончании такие решения помогли нам увеличить грузооборот в 2 раза», – делится опытом Э. Даукантас.
Тем не менее, некоторые рассуждения транспортников или заказчиков по поводу сокращения транспортных расходов звучат довольно смешно. «Мне приходилось слышать чуть ли не анекдотические высказывания, якобы транспортные расходы должны быть равны нулю. Хорошо, допустим, ноль. Но это означает, что ваш грузовой автомобиль стоит без работы. Или вам никто ничего не привозит – в таком случае у вас нет товаров, которые вы могли бы продать. Сократив до нуля транспортные расходы, вы сокращается до нуля свои доходы. Нужен логический и рациональный подход к делу. Целью любого заказчика должно быть не сокращение расходов на логистику, а увеличение прибыли», – говорит Э. Даукантас.
Железнодорожная сеть недостаточно развита
Как уже упоминалось, компания «Schenker» выполняет перевозки любыми видами транспорта. Тем не менее, руководитель компании считает, что будущее принадлежит грузовым автомобилям. «Какими бы оптимистичными не были планы и стремления Европейского Союза или компании „Lietuvos geležinkeliai“ к 2030 году увеличить долю железнодорожных перевозок до 30 проц., а к 2050 году – до 50 проц., я считаю, что это нереально, абсолютно нереально. Для этого нужно, чтобы нынешняя европейская сеть железнодорожных путей увеличилась вдвое. Я понимаю стремление евробюрократов переместить грузы с автомобилей в железнодорожные вагоны или платформы, по-видимому, таким образом они хотят бороться с глобальным потеплением климата, но поверьте, такие планы – абсолютная утопия. Грузовые автомобили, как и прежде, будут основным средством перевозки грузов.
Мы слышали не один прогноз насчёт нефтяных ресурсов, возможного колебания цен на топливо (понижения или повышения), но перевозчикам необходимо понять одно: если закупочные цены на нефть резко упадут, цены на топливо в таком же объёме не снизятся. Во все времена власти находили и, поверьте мне, найдут повод повысить налоги или акцизы. В этом отношении перевозчики могут планировать своё будущее без каких-то особых изменений», – говорит руководитель «Schenker».
Не тот, кто дёшево продаёт услуги, а тот, кто нужен
«Накануне праздников к нам поступает много звонок от потенциальных клиентов, которые спрашивают, какую цену мы можем предложить за ту или иную услугу. Я таким людям отвечаю, что о долгосрочных контрактах и ценах нужно говорить в начале года. Если запрос цены поступает в срочном порядке, мне ясно, что клиент надеется на низкую цену. Понятно, что низкая цена его устраивает – вопрос в том, устроит ли она перевозчика? Одним из залогов нашего успеха я считаю понимание того, в каком направлении мы движемся, зачем мы это делаем, и что мы можем предложить своим клиентам. Если с клиентом сесть за стол переговоров и объяснить, сколько вы должны заплатить водителю за его работу, какие суммы налогов вас ожидают, какие другие составляющие входят в окончательную стоимость перевозки, у него не возникнет вопросов, почему ваша цена не самая низкая. Мы работаем с клиентами открыто и честно – это основа долгосрочного успеха. Среди заказчиков немало таких, которым нужна не низкая цена, а качество, надёжность и другие гарантии. При таких заказчиках можно работать и с теми, кого интересует лишь низкая цена, однако своё внимание лучше сосредоточить на тех, с кем вам удобно работать», – сказал в заключение руководитель «Schenker».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.