Новые веяния на рынке перевозок России и Беларуси. Что следует знать?
Сектор грузоперевозок и логистики по праву считается одним из самых регламентированных секторов экономики. Чтобы не утонуть в море требований таможенников, транспортных инспекций, страховщиков и некоторых других контролирующих инстанций, перевозчики обязаны внимательно следить за всеми поправками правовых актов и даже интересоваться судебной практикой. В действительности это сделать крайне сложно, поэтому юристы, специализирующиеся в этой области, могут помочь предотвратить появление проблем. Разговор об этих вещах с адвокатсм Романом Образцовым.
Увеличился ли объем работы у адвокатов за последние месяцы?
Говоря о нагрузке, можно сказать так – объем работы увеличился, так как изменились некоторые, актуальные для перевозчиков, законодательные положения. Например, по инициативе Министерства транспорта России, предусмотрена более строгая ответственность за превышение максимально допустимой общей массы транспортного средства. Перейдя рубеж 40 т, в зависимости от зафиксированного перевеса, назначается штраф от 150 000 до 500 000 рублей (примерно от 8700 до 29000 лит). Санкции похожего размера предусмотрены также при нарушении порядка использования трёхсторонних разрешений или при перевозке негабаритных грузов без специального разрешения. Могу сказать, что российская транспортная инспекция работает жестко. Формально, наверное, у 99 проц. перевозчиков возникают маленькие и большие проблемы, потому что «не помещаются» в какие-то правила.
Понести большие убытки можно и совершая «невинные» ошибки на таможне. В Беларуси из-за этого могут даже конфисковать транспортное средство.
Могли бы вы детализировать, какие ошибки перевозчики совершают чаще всего, сталкиваясь с сотрудниками контролирующих инстанций?
Чаще всего проблемы у перевозчиков возникают в четырех случаях: если перевозчики предоставляют в компетентные органы (таможня, транспортная инспекция) неправильно оформленные товаросопроводительные документе на груз (CMR, invoice, paking list), а также разрешения (дозвол, CEMT). Иногда водители отправляются в рейс без необходимых разрешений на перевозку (например, трехстороннего разрешения). Часто возникают проблемы из-за большой нагрузки на одну из осей или из-за нестандартных габаритов груза. Еще один источник проблем – нарушения правил дорожного движения.
Для того чтобы избежать ошибок в двух первых упомянутых случаях следует хорошо изучить требования, которые установлены международным и национальным законодательством.
Конечно, иногда вина перевозчика может быть спорной, в силу того, что в оформлении документов на груз принимают активное участие не только перевозчик, но и отправитель, получатель груза, экспедитор. Но все нарушения, связанные с правилами дорожного движения – это индивидуальная ответственность перевозчика. Большинство перевозчиков эти требования либо не знают, либо сознательно игнорируют.
Как правило, в крупных транспортных компаниях таким проблем на порядок меньше, так как в них правильному оформлению документов и контролю за водителями уделяется гораздо больше внимания. Подавляющее большинство нарушителей – это мелкие и средние компании.
При каких нарушениях предусмотрена конфискация транспортного средства? Сколько таких случаев зафиксировано? При возникновении споров из-за санкций — возможно ли избежать таких тяжелых потерь?
Основными нарушениями, за которые предусмотрена конфискация транспортных средств в Республике Беларусь является: Нарушение порядка использования транспортных средств международной перевозки (ТСМП) — ст. 14.7 КоАП РБ. В принципе, достаточно того, чтобы при перевозке груза в Казахстан, попав в зону Таможенного союза, таможенные процедуры выполнились в Минске. Дальнейшая поездка будет трактоваться, как «внутренние перевозки», нарушающие упомянутый порядок.
Во-вторых, контрабанда (перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля) –ст.14.1 КоАП РБ. Только по практике нашей компании таких случаев зафиксировано более 12 за 2013-2014 года. Потерь всегда можно избежать, если работать над такими проблемами, а не рассчитывать на лояльность государства Республики Беларусь. В основе решения вопросов, связанных с конфискацией транспортных средств –профессиональный подход, безупречные документы и доказательства по делу вкупе с правильно выбранной стратегией защиты.
Вы упомянули о вступивших в силу поправках в законодательном положении, регламентирующих условия труда при осуществлении международных перевозок. Связано ли их появление с нарастающим напряжением на политической арене?
Такое утверждение не совсем точно. Просто контролирующие российские инстанции стали внимательнее относится к порученным функциям и начали проверять автомобили иностранных компаний. Действительно, у всего этого есть политический оттенок, но я не хочу вступать в дискуссии по этой теме. Наша забота – правила, регламентирующие бизнес-среду. Россия пытается избавиться от стереотипов о том, что в данной стране распространена анархия и все проблемы решаются с помощью взяток. Зарубежные (а также и местные) перевозчики, к сожалению, попали под увеличительное стекло контроля. Штрафы за различные нарушения, на которые раньше смотрели сквозь пальцы, сильно выросли. Если раньше какая-то ошибка водителя стоила 2500 рублей, то теперь, чтобы «искупить» такую вину, следует оплатить штраф в размере 150-200 тыс. рублей (около 4500 евро). Т.е. знать требования и придерживаться дисциплины обязательно, так как штрафы увеличились в 70 раз. Важно и то, что теперь иностранный водитель грузовика не сможет выехать из России, пока не оплатит штраф. Данные вопросы будут рассматриваться в суде, поэтому юридические знания и помощь юриста крайне важны. Имея представление о судебной практике, можно избежать ответственности, или хотя бы минимизировать связанные с этим расходы.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.