Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?
Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.
Недавно одна из таких историй попала в поле зрения редакции CargoNews.lt. Основными её героями стали ЧП Д. Галькиса и страховая компания «SALVA Kindlustus AS». Правда, у редакции возникли сомнения, кто в этой истории «играет первую скрипку» – эстонский страховщик (т.е. «SALVA Kindlustus AS»), литовская компания по урегулированию ущерба UAB «Finance Property»,указанная в договоре, или страховой брокер «RDD», с помощью которого был заключён страховой договор. Но обо всём по порядку.
ЧП Д. Галькиса, застраховавшему свои 50 грузовых автомобилей CMR страхованием в «SALVA Kindlustus AS», страховая помощь потребовалась после того, как водитель одного из автомобилей не справился с управлением. Автомобиль сошёл с дороги, и вследствие этого происшествия был повреждён не только грузовой автомобиль, но и часть находившегося в нём груза. Перевозчик надеялся, что ущерб размером в 12 000 евро покроет страховая компания.
Предприятие Д. Галькиса заплатило грузовладельцу компенсацию за повреждённую часть груза, покрыло расходы компании, занимавшейся эвакуацией, и затем обратилось к страховщику за страховой выплатой. Вот тут-то и началась та «весёлая часть», которая, по словам адвоката Реды Алексинайте, напоминает не профессиональные дебаты, а фельетон с саркастическим привкусом.
«В марафон переписки нас вовлёк сотрудник компании „Finance Property“ Тадас Шимелявичюс. Он постоянно выдвигал какие-то новые требования, некоторые из них иногда нас очень удивляли. Например, одна из его „прихотей“ заключалась в том, чтобы все относящиеся к аварии документы были предъявлены на фирменных бланках. Замечу, что это он потребовал не только у грузоотправителя, но также и у других участников логистической цепочки, хотя в законодательстве требования о фирменном бланке нет – компании просто переписываются по электронной почте, и эту переписку суды принимают во внимание как официальный письменный документ. Ещё более интересным было требование предоставить ранее предъявленные документы „в порядке очереди“. Малого того – спустя несколько месяцев после того, как цепочка перевозчиков была доказана и подтверждена в письменной форме, он вновь потребовал предоставить все доказывающие логистическую цепочку документы», –- рассказывает Р. Алексинайте.
Помимо всего прочего, страховщик требовал «подтвердить копии документов в установленном законодательством порядке», однако на вопрос, какой порядок он имеет ввиду, он ответил напоминанием о том, что на договор между литовским перевозчиком и эстонским страховщиком распространяется английское право. Своё требование о подтверждении копий документов он так и не объяснил.
«Когда мы получили просьбу предъявить документы „в таком порядке, чтобы по нему было видно, когда и кто заключал договоры на перевозку“, мы представителю страховщика предложили встретиться и пересмотреть давным-давно предъявленные документы, но представитель страховщика от встречи почему-то отказался», – не скрывает удивления Р. Алексинайте.
Однако, «изюминка» этой истории, которая должна стать уроком для всех перевозчиков, скрыта в одном из пунктов страхового договора. В частности, в пункте, где говорится, что решение всех возникающих между сторонами договора споров будет проводиться в соответствии с английским правом. Иными словами, все точки над «i» в спорах между литовскими и эстонскими деловыми структурами должны будут расставить британские юристы.
«Это не что иное, как попытка осложнить разбирательство споров или просто отбить у страхователя охоту обращаться в суд. Процедура сбора информации об иностранном законодательстве, в особенности, если это законодательство никак не связано ни с одной из сторон договора – очень дорогое удовольствие, поэтому возникает вопрос о необходимости и обоснованности включения такого положения в договор. В законодательстве, регулирующем страховую деятельность, предусмотрено, в каких случаях на страховые отношения распространяется право страны страховщика, поэтому такие случаи, когда иностранный страховщик предлагает применять право той страны, в которой он проводит свою деятельность, не вызывают удивления. Но в данном случае дела обстоят иначе», – отметила адвокат.
Предположения о том, что в данной истории имеют место определённые закулисные игры, усиливают отзывы эстонских предпринимателей о компании «SALVA Kindlustus AS». Эта страховая компания считается одной из наиболее солидных и надёжных компаний в странах Балтии, чего, к сожалению, нельзя сказать о страховом брокере «RDD» и компании по урегулированию ущербов «Finance Property». Осенью прошлого года Банк Литвы (в его обязанности входит надзор за деятельностью участников страхового рынка) назначил «RDD» крупный штраф «за подачу недостоверной информации и грубые нарушения законодательных актов».
Такое решение Банка Литвы было вызвано определёнными манипуляциями и попытками «RDD» скрыть фактические обязательства перед страховыми компаниями, а также ненадлежащим распоряжением страховыми взносами: страховые взносы клиентов должны поступать на отдельный банковский счёт. Учитывая тот факт, что «RDD» и «Finance Property» могут быть тесно связаны (компанией «RDD» руководит Д. Даукшене, компанией «Finance Property» – А. Даукшас, кроме того, обе компании зарегистрированы по одному адресу), волей-неволей возникают всевозможные размышления.
В своём комментарии о спорах между перевозчиками и страховщиками доктор юридических наук, адвокат Арнас Палюкенас обратил внимание на то, что в Литве сложилось определённое противостояние: страховщики обвиняют перевозчиков в имитации страховых случаев, перевозчики, в свою очередь, обвиняют страховщиков в уклонении от страховых выплат.
«Конечно, я не отрицаю, что перевозчики иногда злоупотребляют ситуацией и пытаются получить страховые выплаты в тех случаях, когда они не полагаются. Тем не менее, исходя из своего личного опыта, могу сказать, что проявления „изобретательности“ перевозчиков встречаются значительно реже, чем попытки страховщиков не платить страховые выплаты. В любой страховой компании есть своя, зачастую довольно солидная команда юристов, которая всячески старается найти в документах страхователей малейшие пробелы, чтобы ими можно было воспользоваться и не выплачивать выплаты. Кроме того, иногда страховщики прибегают к услугам экспертов с сомнительной репутацией. Эти эксперты каким-то образом ухитряются находить умом не постижимые „несоответствия“, например, в окраске автомобилей, и на основании заключений таких экспертов страховщики пытаются не выплачивать своим клиентам страховые выплаты», – открыто говорит адвокат.
Какова мораль этой истории? Если вы решите прибегнуть к услугам страховщиков, то постарайтесь во что бы то ни стало найти такую компанию, которой можно было бы доверять безоговорочно, и которая – случись с вами беда – оказала бы вам реальную, а не теоретическую помощь. К сожалению, лейтмотив законодательства, регулирующего страховую сферу – страховщик и страхователь должны сотрудничать как партнёры – на практике можно увидеть также часто, как часто мы видим полное затмение Луны.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.