VSC приходит к дальнобойщикам
Резкое торможение или поворот руля на большой скорости. И срыв в занос. Боковое скольжение. Вращение вокруг вертикальной оси. Результат: «складывание» автопоезда, опрокидывание машины. Причин таких драм на дороге может быть много – от лихачества водителя – ведущего или встречного до гололеда, тумана или разлитого на дороге масла. До сравнительно недавнего времени – кроме обычной осторожности, эффективных средств против таких ДТП не было. Пока не появились т.н. системы электронного контроля устойчивости. Или иначе – курсовой устойчивости. Или…
Впрочем, сегодня, когда количество компаний, производящих соответствующее оборудование, превысило десяток, число названий расплодилось многократно (Wikipedia приводит 16 вариантов: ASC, DSC, DSTC, ESP, StabiliTrak и др.).
В этом тексте мы будем пользоваться термином «система курсовой устойчивости» (Vehicle Stability Control -VSC). Впервые она была выпущена компанией “Robert Bosch GMbH” в 1995 году и устанавливалась на топовые версии автомобилей Mercedes-Benz и BMW. У немцев она именовалась «Elektronisches Stabilitätsprogramm» (ESP). Ее появление эксперты расценивают как самое важное изобретение в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности.
Что такое “система курсовой устойчивости”?
Суть проблемы, которую предстояло решать немецким инженерам, состоит в возникновении ситуаций, когда задняя часть автомобиля по тем или иным причинам игнорирует указания руля. То есть в какой-то момент теряется управляемость машиной. Разрешить это противоречие, значит, стабилизировать систему.
Это достигается путем притормаживания отдельных колес. VSC вступает в работу, когда, например, из-за большой скорости при прохождении правого поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, т.е. по радиусу большему, чем радиус поворота. Система в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес VSC снижает обороты двигателя. Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, она активизирует тормоз левого переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Если же скользят все четыре колеса, VSC самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Скорость реакции — 20 миллисекунд! Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.
VSC родилась не на голом месте. С технической точки зрения ее можно рассматривать как расширенный вариант антиблокировочной системы тормозов (АБС). Многие узлы объединены с системой АБС, но, вдобавок к её компонентам, VSC требует наличия таких компонентов, как датчик положения руля и акселерометр, следящий за реальным поворотом автомобиля. При несоответствии показаний акселерометра показаниям датчика поворота руля, система применяет торможение одного (или нескольких) из колёс машины для того, чтобы предотвратить начинающийся занос.
В общем, VSC способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян. Специалисты американской организации NHTSA утверждают, что ее установка снижает аварийность легковых автомобилей на 35% в год, в том числе вероятность их опрокидывания – более, чем на 70%. Так что при массовом ее применении можно избежать десятки тысяч ДТП.
И, тем не менее, при всей своей высокой эффективности возможности VSC не безграничны. Изменить законы физики она не в силах. Поэтому если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает разумные границы, даже самая совершенная программа стабилизации движения здесь не поможет.
VSC для дальнобойщиков
VSC родилась и до недавнего времени использовалась в комплектации исключительно только для легковых автомобилей. Применительно к ним ее распространенность достигла внушительных масштабов. Например, в 2010-м году ею были оснащены уже свыше 60% всех проданных новых машин. Более того, Израиль еще с 1 января 2010 сделал ее обязательной для них, а в прошлом году это правило распространилось на все новые пассажирские авто в Канаде, Австралии, США и в ЕС (с ноября). С 2014 обязаловку собираются ввести на легковые машины и в России.
А вот для грузовиков они стали предлагаться совсем недавно. Пальмы первенства при этом делят японцы и DAF. А именно: Toyota, оснастившая VSC в процессе модернизации в прошлом году гибридные грузовики малого класса «Dyna» и «Toyoace», и компания “HINO Motots”– в обновленных грузовиках тяжелого класса «HINO Profia».
В Европе первым ею заинтересовался DAF, которая оснастила VSC новые магистральные седельные тягачи „XF 105 Exclusive Edition”.
Все это появилось лишь в прошлом году, и до некоторых рынков пока даже еще не дошло. Поэтому об эффективности VSC на грузовом транспорте пока судить рано – просто еще статистики не накоплено. Но в том, что эффект будет позитивным, вряд ли можно сомневаться.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.