Новости техники
Дорожают покрышки для грузовиков
ADAC помощь “Fliegl” технике
Секреты и уроки TGX EfficientLine
Небольшая заметка о новинке MAN , продемонстрированной на выставке IAA 2010 в Ганновере — модели TGX EfficientLine, вызвала определенный интерес со стороны наших читателей. Однако в своих откликах с некоторой долей иронии и настороженности они высказали основную претензию – слишком мало информации, чтобы понять, в чем же секрет «прибамбасов» кроме того, что предлагается ездить со скоростью не выше 85 км. За подробностями мы обратились к представителю MAN в Литве "Adampolis". Вот что рассказал нам Миндаугас Акялис, управляющий продажами тягачей и автобусов.
— В рекламе TGX EfficientLine (далее EL) основной акцент делается на режим движения: 85 км/ч максимум, вместо 89, как принято сейчас в Европе для большегрузных тягачей. При этом констатируется, что потери времени на 300 км пробега составят примерно 9 минут. Любой водитель заинтересован держать максимальную скорость, чтобы побыстрей достичь цели пути. Вряд ли этот «тихоход» ему понравится. Это чувствуется и по тону откликов.
— Вы правы: водителям режим EL может показаться непривлекательным, однако у владельца транспортного предприятия взгляд совсем иной: большие скорости нехороши, поскольку из-за аэродинамического сопротивления увеличивается расход топлива. Все мы видим, что происходит с топливными ценами, и поэтому экономия топлива становится важнейшей экономической, а соответственно, и технологической задачей производителей автомобилей. Что ни говори, а опыт и исследования показывают, что с помощью этого решения удается уменьшить расход топлива на 0.6-2.2 литра на 100 км в зависимости от стиля езды.
— То есть речь идет о человеческом факторе. И все же читатели просят рассказать подробней именно о технических факторах-новинках…
— Конечно. Начнем с аэродинамического – одного из важнейших. Расчеты показывают, что его влияние – плюс-минус 3-4 литра топлива на 100 км. Плюс, если плох аэродинамический пакет, если кабина обвешана какими-нибудь сигнальными устройствами, если спойлеры не в полном комплекте. И минус – если уменьшено лобового сопротивления. Для этого в EL кабина XLX лишена таких элементов, как противосолнечный козырек или выступающие дудки пневмосигнала. В то же время, стандартное оснащение включает в себя аэродинамический обвес, который также дает экономию.
Однако, ветер – не единственный тормоз. Все же самое большое сопротивление движению создает рельеф, подъемы и спуски, и тут большее значение играет качество шин и система контроля давления в них. Производители энергосберегающих шин декларируют, что если они хорошо накачаны, то благодаря этому можно достичь экономии топлива до 6%.
Если шины недостаточно накачаны, создается дополнительная нагрузка на двигатель. Достаточно давление в шинах трехосного тягача снизить на 2 бара, и расход топлива увеличится на 1.2 л/100 км. Кроме того, статистикой установлено, что в 99% случаев шины лопаются не от гвоздя, а от недостатка давления. Поэтому EL оснащен системой его регулирования, и если давление ниже установленного предела, в кабине водителя раздается сигнал тревоги.
Воздушная пневмосистема – это самостоятельный организм. Используемая в EL система регулирования давления воздуха (APM — Air-Pressure Management) уменьшает потери на перерасход воздуха в пневмосистеме. Многодисковое сцепление полностью отключает компрессор, когда в нем нет необходимости.
Модернизированная однолистовая передняя подвеска не только сохраняет вес, но еще и улучшает характеристики. Алюминиевые колесные диски и пневмобаллоны обеспечивают оптимальное распределение веса и максимальную нагрузку. В базовую комплектацию EL входят алюминиевые колеса Dura-Bright®. Все это повышает грузоподъемность на 110 кг.
— Перевозчиков безусловно интересует цена. Если сравнивать с тягачами, использующими аналогичные двигатели и схожими по другим важнейшим параметрам, насколько дороже EL?
-Приблизительно на 8%. В данном случае, да и вообще, ошибочно оценивать автомобиль только на момент приобретения. Если оценивать себестоимость продукции – в тонно-километрах, то стоимость самой машины в ней не столь велика, как нам кажется. Расход топлива может быть до 30% меньше. Если дополнительные новшества, такие, как автоматическая коробка передач, система контроля давления и др. стоят всего 8%, то если на каждом километре она позволяет сэкономить хоть по нескольку центов, то в конечном итоге результат будет иной. Поэтому правильно оценить стоимость EL можно лишь спустя 2-3 года эксплуатации с учетом той экономии расхода топлива, которую она дает. Современный покупатель непременно должен смотреть на несколько лет вперед, учитывая эксплуатационные расходы. Если бы MAN не был уверен, что в конечном результате потребитель будет доволен, он не затевал бы проект.
— Когда можно будет «пощупать» EL?
— Первая машина по нашему заказу будет изготовлена в конце мая и в Литве появится в первую неделю июня.
— Вернемся к «человеческому фактору». Вы констатировали противоречия между владельцами автомобилей и водителями. Но как его разрешать?
— Многие профессионалы часто не знают, как оптимально использовать возможности машины. Например, они могут даже не знать, что в кабине имеется кнопка двигательного тормоза, нажимая на которую, можно экономить на тормозных колонках. Я знаю анекдотический случай, когда предприниматель заплатил немалые деньги на приобретение такого тормоза, а потом выяснилось, что за два года эксплуатации ни разу им водители не воспользовались. Поэтому мы стараемся привлекать немецких инструкторов с целью организации обучения, если не сказать – воспитания водителей.
1.Факторы автомобиля