Как совладать со вторым ударом
Хотя за минувшее десятилетие число ДТП со смертельным исходом снизилось почти на четверть, Европу это не устраивает. И она ищет новые, эффективные средства по их предотвращению. Немалый вклад в решении этих задач делает германская компания «Continental», известная, прежде всего, как крупнейший в Европе производитель шин. Среди последних ее достижений – новая система безопасности «Post Crash Braking Technology». Причем она, как утверждают представители компании, лишь первый шаг в целом пакете задумок.
Но прежде, чем рассказать о ней, следует напомнить о другой системе, к которой «Continental» имела самое прямое отношение – об электронной системе устойчивости (англ.Electronic Stability Control, ESC), призванной предотвращать занос машины посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Правда «Continental» участвовала совместно с «Bosch» в применении ее уже на втором этапе развития – в применении к модельному ряду BMW в 1992 г.
Многие расценили это изобретение как самое важное после ремня безопасности. Например, американский Страховой институт дорожной безопасности сделал заявление, в котором утверждается, что массовое оснащение автомобилей ESC позволит сократить смертность на дорогах на треть.
Хотя в сущности ничего революционного в этом ноу-хау не было. В техническом содержании это, в сущности, расширенный вариант антиблокировочной системы тормозов. Для этого требуются такие новые компоненты, как датчик положения руля и акселерометр, следящий за реальным поворотом автомобиля. Система вступает в работу, когда из-за большой скорости при прохождении поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, т.е. по радиусу большему, чем радиус поворота. И если показания акселерометра не соответствуют показаниям датчика поворота руля, она автоматически тормозит одно или несколько колес и одновременно снижает обороты двигателя, стабилизируя тем самым движение. Время реакции ESP — 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.
Впрочем, водители давно уже убедились, что чудес не бывает. Электроника не в состоянии изменить законы физики. И поэтому, если радиус поворота слишком мал или скорость в нем превышает разумные границы, даже самая совершенная программа стабилизации движения здесь не поможет.
Второй удар
Новая, уже полностью эксклюзивная для «Continental» разработка, призвана заменить человека в той стадии ДТП, когда он уже не в состоянии управлять машиной. А по сути, ее роль в противодействии второму удару.
Речь идет о ситуации, когда в результате первого столкновения автомобиль заносит и несет под действием сил инерции, чтобы вновь во что-то врезаться. И он при этом уже не контролируем, поскольку от удара водитель не в рабочем состоянии. В этой ситуации и берет на себя его функции электроника «Post Crash Braking Technology», которая самостоятельно принудительно активизирует тормозную систему. Она будет узнавать о столкновении от сработавшей водительской подушки безопасности, реагируя на датчики ABS. Тем самым удается избежать или смягчить второй удар — о разделительный барьер, придорожное дерево, о соседа по дорожному движению и т.п. Недаром иначе ее именуют «поставарийный тормоз».
При этом, немаловажно и то, что «Post Crash Braking Technology» переходит в пассивное состояние, если видит, что водитель самостоятельно активно работает:умная электроника обнаружит это по давлению на педалях тормоза или газа.
О ESP мы напомнили не случайно, поскольку новая система базируется на ней, является одной из составляющих. Вместе с ней и датчиками системы ABS она входит в комплекс «ContiGuard», который, по утверждению «Continental», будет пополняться новыми технологиями.
К счастью — силой
Впервые «Continental» сообщила о работе над «Post Crash Braking Technology» в августе прошлого года, причем компания-автопроизводитель, с которой она сотрудничает на этот раз, не афишируется. Но хотя эксперты накидывают на завершение работ и испытаний новой системы еще несколько лет, она уже отмечена наградой Общенемецкого автомобильного клуба (ADAC) «Yellow Angel» («Желтый ангел»).
Не случайно «Continental» стала одним из самых активных лобби в ЕС по «добровольно-принудительному» внедрений новых технологий безопасности (ABS, ESC и т.п.). И небезуспешно. Первый шаг уже сделан: с 1 ноября 2011 использование ESC стало обязательным при продаже новых автомобилей с распространением его до 1 ноября 2014 года на все вновь регистрируемые автомобили. Правда пока это требование распространяется на легковые автомобили и легкие грузовики.
Список этот будет пополняться. В частности, с 1 ноября 2015 года обязательной для всех новых транспортных средств станет и система «Lane Departure Warning»(LDW), также разработанная в «Continental». Она представляет собой комбинацию радаров, позволяющих отслеживать расстояние между движущимися автомобилями. Электроника в данном случае подскажет, когда вы будете приближаться к неподвижному препятствию или объекту или если между вашим и впереди едущим авто начнет резко сокращаться дистанция. Если система если система фиксирует нарушение, она автоматически снижает скорость или применяет экстренное торможение.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.