Глаз-алмаз от «Scania»
Владельцы коммерческого транспорта всегда не прочь обзавестись всевидящим оком, который бы присматривал за водителями в их дальних странствиях. Как они эксплуатируют грузовики, где и с какой скоростью движутся, где и почему простаивают, как расходуют топливо и т.д. Как говорится, доверяй, но проверяй. В ответ на этот запрос многое чего уже изобретено. И даже некоторые производители автомобилей взяли эту заботу на себя. Например, «Scania», разработавшая свою версию систему FMS (Fleet management system). Из наших близких соседей ее взяли на вооружение на Украине. Попробовали — и экспериментаторы остались довольны.
Первой на практике в этом убедилась компания «Транс-Логистик», занимающаяся дальнобоем с автопарком, насчитывающим более 100 автопоездов различной комплектации — преимущественно марки «Scania». Весь грузовой парк оборудован системами GPS-мониторинга местного производителя. В начале апреля с.г. она начала апробацию системы слежения FMS на первых 10 тягачах «Scania R420» и осуществила подписку на пакет «Контроль».
Как действует система
Предлагаемая «Scania» система – это одна из многочисленных версий управления автопарком, опирающаяся на сегодняшние возможности космических технологий. По классификации специалистов она относится к пятому, то есть – новейшему поколению таковых. А применительно к компании является продуктом ее последней разработки 2009 года.
В основе этой технологии – три основных компонента: GPS-трекер и система разнообразных датчиков, устанавливаемых на автомобиле, сервера, куда поступает и накапливается информация из машины, и рабочего места клиента в виде компьютера с входом в портал FMР (Fleet Management Portal) в интернете. Связь между этими тремя точками осуществляется через спутники и сети мобильной связи, для чего «Scania» использует такого глобального поставщика как «Telenor». При этом за роуминг, по поводу которого у «Telenor» имеются соглашения во всем мире, платить не надо: плата за это входит в стоимость пакета доступа в систему.
При этом «Scania» предлагает три пакета: «Мониторинг», «Анализ» и «Контроль». Каждый из них несет свою актуальную нагрузку, причем в содержательном плане они находятся примерно в таком отношении, как куклы в матрешке. То есть одна и та же базовая информация обогащается за счет аналитических средств.
Основной функцией «Мониторинга» является слежением за перемещением автомобиля в пространстве. Он не требует доступа к порталу системы, и отчеты приходят на электронную почту. Из них можно почерпнуть данные о расстоянии, покрытом с момента последнего отчета, в том числе — по инерции или «накатом»; о простоях автомобиля с включенным зажиганием; об использовании экстренного, резкого торможения; о среднем потреблении топлива и выброса углекислого газа по каждому автомобилю и в целом.
Пакет «Анализ» в содержательном плане – это повтор пакета «Мониторинг». От него он отличается, прежде всего, тем, что предоставляет доступ к порталу FMP, что обогащает информацию средствами ее показа: графиками, таблицами, отчетами. А это значительно повышает возможности анализ ситуаций. Суть его заключается в том, что по любому параметру можно задать «норму» и отслеживать, насколько и в какую сторону происходят отклонения.
Третий пакет «Контроль» включает все функции предыдущих 2 пакетов, но оснащен дополнительными наглядными средствами. Здесь в режиме он-лайн можно посмотреть на карте месторасположение автомобиля. При этом информация обновляется каждые 5-10 минут, а пройденные маршруты автомобилей хранятся в базе данных портала. Поэтому всегда есть возможность посмотреть, где был автомобиль в определенный период времени. Кроме того, поступают уведомления о реакциях системы сигнализации, позволяя оперативно отреагировать на взлом автомобиля. По словам гендиректора «Транс-Логистик» Владимира Закалюжного, прежде всего компания воспользовалась функцией планирования технического обслуживания. В частности, опцией по установлению желаемого пробега для каждой машины (например, каждые 10 тыс. км), при достижении которого, на портале и по электронной почте приходит уведомление о том, что нужно проходить ТО.
Система также позволила начальникам автоколонн контролировать расход топлива и снизить его на 3-4 литра в течение недели. В результате этих и других действий система уже полностью окупила себя, и принято решение продолжить подписку на нее.
Конец бумажной эры
Термином FMS обозначается общее направление в менеджменте, связанное с управлением автохозяйством. В Европе и Америке существуют десятки, если не сотни вариаций таких систем, примером которым может служить, скажем, «Helios» разработки транснациональной компании «Starcom Systems». Они довольно широко сегодня используются в управлении транспортными компаниями, причем появились автопроизводители («Scania» в Европе, «Carerrillar» – в США), которые стали оснащать ими свои автомобили, интегрируя соответствующий компьютер с различными бортовыми системами. В России пока этот интерес близок к нулю, однако и здесь появились первые ласточки. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году подписал постановление о создании подобной системы для города. Отдельные элементы ее внедряются и в других городах. Большие ожидания связываются с внедрением системы спутникового слежения «ГЛОНАСС».
По мере практического применения и развития систем FMS эволюционируют и представления об их предназначении и эффективности. Если первоначально интерес к ним подогревался исключительно стремлением приструнить водителей, избавить их от «вредных» искушений типа слив солярки налево, нарушение скоростного режима и т.п. То сегодня они все чаще и в большей степени используются как аналитическая база для оптимизации управления хозяйством в целом – начиная от определения потребности в автомобилях и сроков и режима их эксплуатации, и заканчивая моделированием маршрутов движения. И если в качестве контрольного средства FMS совершенствуются путем расширения спектра датчиков, фиксирующих те или иные параметры работы транспортного средства, то существующий и совершенствующийся математический аппарат позволяет эту исходную информацию перерабатывать и превращать в стратегические советы и решения.
Ну, а обобщая и проецируя достижения в сфере FMS, эксперты говорят о приближении конца «бумажной эры» в виде путевых листов, разного рода накладных и т.п. документов и замены их электронными сведениями. Во всяком случае, в США уже ведутся дискуссии на предмет придания информации «черного ящика» (бортового компьютера) юридического статуса.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.