Глаз-алмаз от «Scania»

vehicle

Владельцы коммерческого транспорта всегда не прочь обзавестись всевидящим оком, который бы присматривал за водителями в их дальних странствиях. Как они эксплуатируют грузовики, где и с какой скоростью движутся, где и почему простаивают, как расходуют топливо и т.д. Как говорится, доверяй, но проверяй. В ответ на этот запрос многое чего уже изобретено. И даже некоторые производители автомобилей взяли эту заботу на себя. Например, «Scania», разработавшая свою версию систему FMS (Fleet management system). Из наших близких соседей ее взяли на вооружение на Украине. Попробовали — и экспериментаторы остались довольны.

Первой на практике в этом убедилась компания «Транс-Логистик», занимающаяся дальнобоем с автопарком, насчитывающим более 100 автопоездов различной комплектации — преимущественно марки «Scania». Весь грузовой парк оборудован системами GPS-мониторинга местного производителя. В начале апреля с.г. она начала апробацию системы слежения FMS на первых 10 тягачах «Scania R420» и осуществила подписку на пакет «Контроль».

Как действует система

Предлагаемая «Scania» система – это одна из многочисленных версий управления автопарком, опирающаяся на сегодняшние возможности космических технологий. По классификации специалистов она относится к пятому, то есть – новейшему поколению таковых. А применительно к компании является продуктом ее последней разработки 2009 года.

В основе этой технологии – три основных компонента: GPS-трекер и система разнообразных датчиков, устанавливаемых на автомобиле, сервера, куда поступает и накапливается информация из машины, и рабочего места клиента в виде компьютера с входом в портал FMР (Fleet Management Portal) в интернете. Связь между этими тремя точками осуществляется через спутники и сети мобильной связи, для чего «Scania» использует такого глобального поставщика как «Telenor». При этом за роуминг, по поводу которого у «Telenor» имеются соглашения во всем мире, платить не надо: плата за это входит в стоимость пакета доступа в систему.

При этом «Scania» предлагает три пакета: «Мониторинг», «Анализ» и «Контроль». Каждый из них несет свою актуальную нагрузку, причем в содержательном плане они находятся примерно в таком отношении, как куклы в матрешке. То есть одна и та же базовая информация обогащается за счет аналитических средств.

Основной функцией «Мониторинга» является слежением за перемещением автомобиля в пространстве. Он не требует доступа к порталу системы, и отчеты приходят на электронную почту. Из них можно почерпнуть данные о расстоянии, покрытом с момента последнего отчета, в том числе — по инерции или «накатом»; о простоях автомобиля с включенным зажиганием; об использовании экстренного, резкого торможения; о среднем потреблении топлива и выброса углекислого газа по каждому автомобилю и в целом.

Пакет «Анализ» в содержательном плане – это повтор пакета «Мониторинг». От него он отличается, прежде всего, тем, что предоставляет доступ к порталу FMP, что обогащает информацию средствами ее показа: графиками, таблицами, отчетами. А это значительно повышает возможности анализ ситуаций. Суть его заключается в том, что по любому параметру можно задать «норму» и отслеживать, насколько и в какую сторону происходят отклонения.

Третий пакет «Контроль» включает все функции предыдущих 2 пакетов, но оснащен дополнительными наглядными средствами. Здесь в режиме он-лайн можно посмотреть на карте месторасположение автомобиля. При этом информация обновляется каждые 5-10 минут, а пройденные маршруты автомобилей хранятся в базе данных портала. Поэтому всегда есть возможность посмотреть, где был автомобиль в определенный период времени. Кроме того, поступают уведомления о реакциях системы сигнализации, позволяя оперативно отреагировать на взлом автомобиля.  По словам гендиректора «Транс-Логистик» Владимира Закалюжного, прежде всего компания воспользовалась функцией планирования технического обслуживания. В частности, опцией по установлению желаемого пробега для каждой машины (например, каждые 10 тыс. км), при достижении которого, на портале и по электронной почте приходит уведомление о том, что нужно проходить ТО.

Система также позволила начальникам автоколонн контролировать расход топлива и снизить его на 3-4 литра в течение недели. В результате этих и других действий система уже полностью окупила себя, и принято решение продолжить подписку на нее.

Конец бумажной эры

Термином FMS обозначается общее направление в менеджменте, связанное с управлением автохозяйством. В Европе и Америке существуют десятки, если не сотни вариаций таких систем, примером которым может служить, скажем, «Helios» разработки транснациональной компании «Starcom Systems». Они довольно широко сегодня используются в управлении транспортными компаниями, причем появились автопроизводители («Scania» в Европе, «Carerrillar» – в США), которые стали оснащать ими свои автомобили, интегрируя соответствующий компьютер с различными бортовыми системами. В России пока этот интерес близок к нулю, однако и здесь появились первые ласточки. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году подписал постановление о создании подобной системы для города. Отдельные элементы ее внедряются и в других городах. Большие ожидания связываются с внедрением системы спутникового слежения «ГЛОНАСС».

По мере практического применения и развития систем FMS эволюционируют и представления об их предназначении и эффективности. Если первоначально интерес к ним подогревался исключительно стремлением приструнить водителей, избавить их от «вредных» искушений типа слив солярки налево, нарушение скоростного режима и т.п. То сегодня они все чаще и в большей степени используются как аналитическая база для оптимизации управления хозяйством в целом – начиная от определения потребности в автомобилях и сроков и режима их эксплуатации, и заканчивая моделированием маршрутов движения. И если в качестве контрольного средства FMS совершенствуются путем расширения спектра датчиков, фиксирующих те или иные параметры работы транспортного средства, то существующий и совершенствующийся математический аппарат позволяет эту исходную информацию перерабатывать и превращать в стратегические советы и решения.

Ну, а обобщая и проецируя достижения в сфере FMS, эксперты говорят о приближении конца «бумажной эры» в виде путевых листов, разного рода накладных и т.п. документов и замены их электронными сведениями. Во всяком случае, в США уже ведутся дискуссии на предмет придания информации «черного ящика» (бортового компьютера) юридического статуса.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Новости техники

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 305
0