Т. Санкаускас: „Наиглавнейшая задача ассоциации — лоббирование на новых рынках“
На XVIII конгрессе ассоциации экспедиторов и логистов, прошедшем 20 мая, президентом был выбран генеральный директор ЗАО „Vilteda“ Таутгинас Санкаускас. Нам удалось поговорить с новым руководителем „Linekа“ о ситуации на экспедиторском рынке и его взгляде на развитие ассоциации.
На совсем недавно прошедшем конгрессе „Linekа“ было акцентировано, что за последние несколько лет понятие „экспедитор“ значительно расширилось. Повлияло ли это на отношения между экспедиторами и перевозчиками?
И экспедиторы, и перевозчики — это звенья цепи логистики. Перевозчик, на наш взгляд, также является в некоторой степени и экспедитором. Сегодня перевозчики исполняют всего лишь конкретную работу в логиcтической цепи, в то время, как сами логисты должны работать изобретательнее. Ведь просто удовлетворять желания клиента уже недостаточно.
Говоря, что уже недостаточно просто удовлетворять желания клиента, вы имеете в виду возросший интерес к интермодальным перевозкам?
Да, ведь если брать по отдельности, то и автомобиль, и поезд, и корабль в условиях современного рынка практичны только на определённом отрезке пути. Мы ориентируемся на интермодальность не только потому, что это удобнее и помогает более качественно обслуживать клиентов, но также и потому, что это более безопасно, не наносит ущерба окружающей среде. Об этом говорится в „Белой книге“, подготовленной Европейской Комиссией.
Предложения Еврокомиссии оказались для экспедиторов такой же неожиданностью, как и для перевозчиков?
Совсем нет. Когда мы услышали об этом, то вздохнули с облегчением: „Наконец-то!“ Ведь даже до появления этих требований мы делали то же, то есть, пытались ориентироваться не только на дорожный транспорт. Прочитав требования Еврокомиссии, изложенные в „Белой книге“, я не нашёл ничего нового. Каждый серьёзный экспедитор, серьёзная логистическая компания занимается тем, чего хочет Еврокомиссия. Ведь каждый день приходится комбинировать перевозки автомобилями, поездами, самолётами, по морю.
Есть ли у литовских экспедиторов преимущество перед коллегами из соседних стран?
Да, конечно, особенно в том, что у них за плечами долгий и разносторонний опыт различных грузовых перевозок. Литовцы могут предложить всё: прочные автомобильные связи с европейским дорожным транспортом, морским транспортом.
Если взять структуру перевозок согласно видам грузов, то Литва занимает первое место по всем позициям. Мы более конкурентоспособны. Итак, теперь задача наших логистов — не потерять свои лидирующие позиции.
А думаете ли вы о стратегии большего сближения с перевозчиками. Ведь ни для кого не секрет, что в огород логистов постоянно летят камни: они обвиняются в ненадёжности, неплатёжеспособности и прочих грехах, например, в „комплексе феникса“ (замеч. авт. — когда после банкротства те же самые люди регистрируют ещё одно экспедиторское предприятие).
Нас обвиняют во множестве вещей — задержках оплаты, очень часто в неплатёжеспособности. Однако если посмотреть шире, то вы заметите, что совмещать перевозки разным транспортом очень сложно и это занимает много времени.
Насчёт „фениксов“ — мы готовы с ними бороться всеми силами. Первое противоядие – гласность.
Как экспедиторы оценивают создание в Литве экспедиторских центров? В Европе эти процессы происходили 10 лет назад, а в Литве — только сейчас…
Экспедиторы очень заинтересованы в развитии крупных общественных логистических центров. Главное, чтобы это было выгодно для бизнеса. Что касается времени, то лучше поздно, чем никогда.
Надо было бы также подготовить пакеты налоговых льгот для участвующих субъектов. В Литве общественные центры логистики выгодны для малого и среднего бизнеса. Ведь у них обычно нет терминалов.
На прошлой неделе вы принимали участие в региональном собрании FIATA в Одессе. Какие вопросы вы поднимали?
Мы много дискутировали на тему обучения в FIATA. Акцент был поставлен на том, что экспедиторам надо обучаться. Теперь мы организовываем курсы для получения международного экспедиторского диплома FIATA. В нашей группе на данный момент 6 человек.
Мы также сотрудничаем с Вильнюсским технологическим университетом, однако надо укреплять связи с другими высшими учебными заведениями, чтобы и их специалисты могли пополнить ряды квалифицированных экспедиторов.
Почему так мало людей хочет учиться? Может быть, основная причина — высокая цена?
Курсы на самом деле недешёвые — около 10 тыс. литов предприятиям, не принадлежащим ассоциации. Но всё равно работники и работодатели должны придти к обоюдному согласию — работники, например, могли бы обязаться отработать на фирме определённое время, если его работодатель соглашается оплатить ему курсы FIATA. Ведь и для работодателя, особенно сейчас, во время экономического оживления, очень рискованно оплачивать курсы: кто знает, вдруг работник через пару месяцев уволится и пойдёт работать в конкурирующую фирму.
Вы упомянули экономическое оживление на экспедиторском рынке. Перевозчики говорят, что тарифы падают, и нет никаких поправок.
Есть такая пословица — каждый юридический субъект хочет заработать как можно больше. Если перевозчики сами уменьшают цены на рынке, то есть, сами их демпингуют, то ничего странного в том, что тарифы уменьшаются. Перевозчики должны осторожно выбирать экспедиторов.
Каким вы видите будущее „Linekа“ на ближайшие полгода?
Мы будем больше вниманию уделять обучению и лоббистской деятельности. Однако это надо правильно понимать. Я говорю не только об отношениях с государственными институциями. В Литве живуче мнение, что если ты логист, то ты идёшь по всем государственным структурам и ищешь льготы. А я говорю про другой взгляд — про поиск рынков в других государствах. Об этом надо начинать громко говорить, и это одна из основных задач ассоциации — лоббирование на новых рынках.
Зачастую можно услышать мнение, что членство в ассоциации не приносит никакой выгоды. Что бы вы ответили на это?
Возможно, на это повлиял недостаток информации о нашей деятельности, но, более того, мы как ассоциация не можем ничего дать, мы только создаём условия для наших членов воспользоваться тем, чем они хотят. Многое зависит от них самих.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.