«Lindra-2»: вопросы без ответов
Осенью прошлого года президент «Linava» Эрландас Микенас публично объявил о планах в рамках ассоциации создать страховую компанию. Цель этого плана – улучшить условия страхования коммерческого транспорта. Перевозчики в один голос утверждают, что существующие условия страхования – не что иное, как «драконовские законы». Однако, до сих пор ни у кого не возник вопрос, как будет выглядеть процесс создания и как будет работать собственная страховая компания?
На страховом рынке необходимы перемены
Вкратце о ситуации. Стоимость полисов ОСАГО, необходимых для грузового транспорта, постоянно растёт. Согласно информации «Linava», на сегодняшний день стандартный страховой пакет на один грузовой автомобиль стоит примерно 3000 евро. По словам перевозчиков, в Латвии и Польше перевозчики за аналогичные предложения платят 1000 – 1200 евро. К сожалению, условия существующего правового регулирования не позволяют приобретать полисы ОСАГО в других странах. Владельцев транспортных средств угнетает то, что любой страховой случай повышает стоимость страховых взносов в несколько раз.
Многие перевозчики считают, что рынком страховых услуг для грузового транспорта «заправляют» три компании – «BTA», «If» и «Gjensidige». По мнению перевозчиков, такая ситуация ведёт рынок к ненормальной и неконкурентной ситуации. В своё время руководители «Linava» думали о возможности привлечь в Литву новые иностранные страховые компании, однако, литовский рынок показался им слишком маленьким, поэтому этот проект так и не состоялся.
Повышение стоимости своих услуг страховые компании обосновывают тем, что многими литовскими грузовыми автомобилями управляют водители из третьих стран, и они, якобы, становятся причинами дорожно-транспортных происшествий значительно чаще, чем латвийские или польские водители, поэтому страховые компании вынуждены применять более высокие тарифы. В ответ на подобные аргументы перевозчики говорят, что за рулём латвийских или польских грузовиков также можно встретить водителей из третьих стран. Саму по себе «страну происхождения» водителя вряд ли можно считать причиной неадекватного поведения на дороге. Если сослаться на отчёт деятельности страховых компаний, объявленный Банком Литвы, то в нём отчётливо видно, что на одном застрахованном грузовом автомобиле страховые компании зарабатывают примерно 290 евро.
Скорее всего, изложенные выше обстоятельства навели руководство «Linava» на мысль создать собственную страховую компанию. Идея хорошая, но как любое другое новшество, она связана с рядом вопросов. Редакция CargoNews.lt задала свои вопросы руководителям «Linava», но ответы до сих пор не последовали. Поэтому редакция посчитала нужным задать вопросы публично, накануне повторного конгресса «Linava», чтобы перевозчики, которые соберутся на конгресс 15-го декабря, могли подумать и обсудить это намерение руководства прямо в ходе работы конгресса. Откровенно говоря, мы были удивлены тем, как мало вопросов на эту тему возникло у участников первого (несостоявшегося) конгресса.
Вопросы без ответов
Первый вопрос: какие альтернативные решения рассматривали руководители «Linava»? Со слов, высказанных с трибуны первого конгресса (1-го декабря) создалось впечатление, что руководство ассоциации рассматривало возможность привлечь в Литву нового «игрока». Но были ли попытки со стороны руководства обратиться в Банк Литвы и Совет по конкуренции, чтобы они разобрались в ненормальном положении на страховом рынке? Рассматривалась ли возможность организовывать групповые закупки (по принципу закупок топлива) или «пробить» более благоприятные для перевозчиков условия в одной из действующих страховых компаний?..
Второй вопрос: однажды (в 1992 году) уже была попытка создать собственную страховую компанию. Компания под названием «Lindra» проработала на рынке 10 лет, и была продана польской страховой компании PZU S.A. Будет ли повторение этой истории? Какой опыт извлекла ассоциация из деятельности первой страховой компании, и почему она была продана? К сожалению, давние активисты и даже руководство ассоциации нам не смогли (или не захотели) ответить на этот вопрос.
Третий вопрос: кто был бы учредителем и акционером новой страховой компании? Скорее всего, ассоциация вряд ли может быть акционером, так означает ли это, что акции будущей компании будут продаваться членам ассоциации? Если да – то будут ли акционерам (в лице членов ассоциации) выплачиваться дивиденды?..
По правилам, установленным Банком Литвы, для учреждения страховой компании необходим, по меньшей мере, 1 миллион евро (в виде уставного капитала). Адвокат Марюс Граяускас, который представлял проект создания страховой компании участникам несостоявшегося конгресса, упомянул, что в данном конкретном случае ассоциации понадобится 3,7 миллионов евро. Однако, он почему-то не упомянул, что кроме уставного капитала, ещё необходим минимальный гарантийный фонд, который в данном случае составил бы 3 миллиона евро. В итоге ассоциация должна располагать примерно 7-ю миллионами евро. Очень странно, что ни у одного участника не возник вопрос, откуда ассоциация возьмёт такие деньги? Кроме того, есть и такой момент, как обязательная перестраховка страховой деятельности – факт тот, что она тоже не будет бесплатной.
Четвёртый вопрос: для того, чтобы учредить страховую компанию (и в дальнейшем ею руководить) нужны специалисты в этой области. Что по этому поводу думают руководители? Будут ли они искать ресурсы внутри ассоциации, или пойдут по пути найма экспертов извне?..
Серия экономических вопросов: как авторы идеи создания страховой компании представляют себе рынок, на котором компания будет работать и развиваться? Будет ли она предоставлять страховые услуги только членам «Linava», или всем без исключения перевозчикам? Будут ли у членов и не членов ассоциации одинаковые условия страхования? Если да – то какой смысл быть членом ассоциации? Если нет – то не ограничится ли страховая компания очень узким кругом своих клиентов? И ещё: если иностранные страховые компании посчитали, что литовский рынок грузового транспорта для них слишком мал – то будет ли он достаточен для «Lindra-2»?..
Учитывая тот факт, что действующие страховые компании постоянно жалуются на низкую рентабельность, возможно ли предположить, что компания будет работать прибыльно? Ведь для того, чтобы быть конкурентоспособной, ей придётся продавать свои услуги по более низким, чем существующие цены (тогда вопрос, откуда прибыль). Не случится ли так, что для поддержки «жизненных функций» компании придётся продавать свои услуги дороже, чем конкуренты (тогда в чём преимущество для перевозчиков)? Каков план на случай, если конкуренты займутся демпингом? Есть ли у руководителей ассоциации какой-то бизнес-план? До сих пор об этом никто не упоминал.
Было бы интересно узнать, какие виды страхования компания собирается предоставлять? Будет ли это только ОСАГО, или в том числе CMR страхование, страхование грузов, другие виды?..
Эти вопросы возникли у сотрудников редакции CargoNews.lt. Хотелось бы верить, что они возникли и у руководителей, и у каждого члена «Linava». Если страховая компания сможет удовлетворить потребности перевозчиков – она обязательно должна появиться. Никто из перевозчиков не будет возражать, если только эта история не превратится в новый скандал.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.