С временным президентом ассоциации экспедиторов “Lineka“ Эдмундасом Даукантасом беседуем о направлениях деятельности экспедиторов, предусмотренной на ближайшее время работе, проблемах между перевозчиками и экспедиторами.
С какими настроениями сегодня живут экспедиторы? Есть ли признаки оживления – в Литве, Европе, на Востоке?
Увеличиваются ли грузопотоки – интересный вопрос. Статистика показывает, что они более оживлённые, чем в прошлом году. Количество игроков на рынке (как экспедиторов, так и перевозчиков) уменьшилось, поэтому оставшимся достаётся больше грузов.
Хороший экспедитор следит за рынком полгода и только потом делает выводы. О результатах и изменениях на рынке мы будем говорить этой осенью. Скачок, который произошёл в апреле-мае, кажется, является временным.
Некоторое оживление грузопотоков чувствуется не только в Литве, но и в Европе. Грузы стали более мелкие, тоннаж немного увеличился. И всё-таки пока что радоваться, я думаю, нечему.
Складывается впечатление, что литовские перевозчики часто ругают экспедиторов, враждебно смотрят на посредников, которые отсекают у них часть денежного пирога. Почему так часто возникают проблемы между перевозчиком и экспедитором?
Я люблю говорить, что если вам не нравятся экспедиторы, посмотрите, кто именно вам не нравится, и работайте только с членами “Lineka“. Проблемы часто создают деятели с непонятной репутацией. Давайте однажды договоримся о том, кто такой экспедитор.
Мы дружно общаемся с “Linava“, и каждый раз, когда возникают разговоры о нечестных экспедиторах, я задаю вопрос: вот список наших членов, информируйте, пожалуйста, какие фирмы нечестно ведут себя на рынке. Они мне отвечают: в этом списке их нет. Поэтому мы снова попадаем в тот же круг – непрофессиональные люди, занимающиеся экспедированием, портят доброе имя других литовских экспедиторов.
Мы являемся участниками одного рынка, нашим перевозчикам нужно понять, что никакие мечты об искусственном «лицензировании» ситуации не изменят, если участники этой игры не будут чувствовать ответственности. Я знаю старую мечту перевозчиков всего мира – чтобы экспедиторами могли быть только лицензированные фирмы, и чтобы только у них было право заказывать транспорт. Я согласен с этим, но есть и другая сторона медали: если заказ делает не экспедитор, а производитель товара, должен ли он иметь лицензию? Если заказы смогут делать только лицензированные фирмы, это создаст очень благоприятную ситуацию для экспедиторов, так как ни один клиент не сможет заключить прямого договора с перевозчиком. Это можно было бы сделать только с помощью экспедитора. И тогда выяснится, что опять не все довольны.
У Евросоюза есть своя точка зрения на данные процессы. Мы пытаемся дискутировать, но забываем о чём идёт речь. Экспедиторской лицензии в ЕС нет. Есть другие лицензии, например, загрузить транспортное средство могут только лицензированные лица, формировать грузы могут только лицензированные специалисты отдельных специальностей. В Литве этот вопрос не рассмотрен до конца, нет конкретного понимания, зачем это нужно. Лицензирование экспедиторов перевозчикам не поможет. Только те, кто обладает большим международным опытом, видят, что правила игры не везде одинаковые, в некоторых случаях они помогают работе, а в некоторых мешают. Необходимо всё хорошо оценить.
Что Вы думаете о регламентировании деятельности экспедиторов?
Деятельность экспедиторов регламентирует статья Гражданского кодекса. Предложения ассоциации “Linava” регламентировать деятельность экспедиторов немного удивляют. Что если, например, профсоюз таксистов Литвы решит регламентировать поведение своих клиентов и их финансовую состоятельность. Какую реакцию это вызовет?
Экспедитор – это клиент перевозчика. Мы заказываем перевозку – они выполняют услугу. Каждый поставщик услуги хотел бы, чтобы деятельность их клиентов была строго регламентирована. Но ведь участники рынка, увидев, что на улице нет регламентированного клиента, возьмут того, которого найдут в то время.
На предложения “Linava” я отвечу так – регламентируйте отношения экспедиторов с перевозчиками. Введите строгое правило – если мы имеем дело с нелицензированным экспедитором или отправителем груза – заказа у него не берём.
Мешают ли деятельности экспедиторов политические и финансовые баталии ассоциации “Linava”? Как вы расцениваете то, что там сейчас происходит?
Они влияют так же, как и все остальные баталии в Литве – огорчают, так как коллеги не могут найти общего языка, обвиняют друг друга. Мы являемся родственными ассоциациями, большинство из наших экспедиторов работают с дорожным транспортом, так же немало членов принадлежит и одной, и другой ассоциации.
Мы официально сообщили “Linava”, что “Lineka“ в баталиях никак не будет участвовать. Если наши члены, будучи так же членами “Linava”, будут в этих баталиях участвовать, то мы ни запретим, ни поможем, однако официальная позиция “Lineka“ – ясна.
Раньше во время каждого заседания президиума “Lineka“ мы слышали комментарии по поводу того, что происходит в “Linava”, сейчас эта тема не обсуждается. Ясно одно – что бы ни случилось с одной из ассоциаций – бизнес от этого не остановится.
С какими основными проблемами на данный момент сталкивается “Lineka“?
Меняются таможенные порядки, нужно к этому подготовиться, организовать цикл семинаров для членов ассоциации, сформировать программу таким образом, чтобы деятельность компаний из-за изменений не прекратилась.
Произойдут изменения и в сфере страхования. Ведь формируются иные взгляды страховых компаний. Внутри ассоциации будем ориентироваться на процессы обучения и просвещения, а так же на лоббизм – станем представителями своих членов в государственных структурах. Конечно, я не говорю об агрессивном лоббизме. Когда меняются законы, порядки, мы, прежде всего, добиваемся, чтобы графики их внедрения были согласованы, чтобы экспедиторы были хорошо информированы об изменениях. Так же будем стараться приостановить изменения, если они не будут подготовлены до конца. У нас был такой пример с предварительным декларированием, который должен был начать действовать с 1 июля этого года.
Представители таможни Литвы утверждали, что будут готовы к этому времени, а мы доказывали, что с 1 июля нужно повременить. Оказалось, что мы были правы, так как большинство таможен ЕС сообщили, что не успели подготовиться. Случайно запрыгнув в передний вагон поезда, мы бы остались «в дураках».
Есть две основные вещи, которые нам мешают. Первая – сами таможни, так как их информационные системы не подготовлены, вторая – проблематичный обмен информацией между собственниками грузов и экспедиторами. Для того чтобы выполнять предварительное декларирование товаров, обмен информацией должен быть систематичным и складным. Для этого недостаточно факса или электронной почты.
Надеемся, что система предварительного декларирования начнёт действовать с 1 января 2011 г.
FIATA ужесточает требования выдачи интермодальной транспортной накладной, так называемого FBL (angl. FIATA bill of lading). Какова ситуация в Литве?
Это вопрос технического плана. Ассоциация не является богатой, а администрирование накладной является работой, которая стоит денег. Мы думали над тем, какой должна быть цена этой услуги.
FBL нужен тогда, когда груз перевозится на транспортных средствах разного вида.
Накладную выдаёт “Lineka“. Не являясь членом ассоциации, её можно напрямую получить в FIATA. Для того чтобы стать прямым членом FIATA, нужно получить рекомендацию от “Lineka“. Нам тяжело оценить фирму, когда она не является членом ассоциации, это слишком смело.
Для членов FIATA накладная FBL обычно стоит дороже. До этого года спрос на накладные считался единицами в месяц. На данный момент насчитываем десятки FBL в неделю.
Заметна тенденция увеличения количества интермодальных перевозок. Всё еще согласовываем стоимость накладной, так как некоторым членам нужен только наш регистр (выдаётся номер), а FBL они изготавливают сами, другие хотят иметь весь бумажный вариант. Мы должны следить за тем, чтобы накладные выдавались надёжным фирмам.
Можно перевозить грузы, используя несколько видов транспорта и не обладая накладной FBL. В данном случае нужно выписывать разные накладные – морские, железнодорожные, автомобильные. Бумаг больше, но эта схема тоже работает.
С FBL удобнее экспедитору и клиенту – можно следить за грузом от отправителя до получателя.
На недавно прошедшем Конгрессе “Lineka” был выдвинут вопрос об обучении в FIATA (зам. авт. – международная федерация экспедиторов). Когда начнутся эти учения? Всё ли для этого подготовлено?
Это одна из наших приоритетных задач. Придерживаясь графика, мы должны сначала аттестовать свою ассоциацию, чтобы доказать, что способны и дальше проводить эти учения.
Группа будет состоять из 15-20 человек. Занятия будут вести специалисты из учебных заведений Литвы, пока неизвестно скольких. Программа каждого занятия будет подтверждена FIATA. Занятия будут проводиться те же, что и во всём мире, не важно, где будет учиться человек – в Вильнюсе или Сингапуре – он получит тот же багаж знаний. Отличаться будет только язык преподавания. Диплом признаётся во всём мире.
Обучения займут 200 час. Их цена для членов ассоциации составит более 3000 лт. В них смогут участвовать не только члены ассоциации. Учения должны начаться уже этой осенью. В Литве всего несколько сотен человек, у которых есть международные FIATA удостоверения экспедитора.
Мы будем поощрять экспедиторов учиться, получать дипломы. Грустно, что наши перевозчики, скорее всего, и дальше будут работать с теми экспедиторами, которые не инвестировали в свои знания.
Почему так мало фирм вступает в ассоциацию?
Уже долгое время наша ассоциация объединяет около 50 членов. Почему так немного? Наверное, в Литве нет больше хороших экспедиторов. Мы иногда шутим, что в Литве несколько десятков экспедиторов и несколько сотен экспедиторщиков.
Современные технологии позволяют работать и из спальни, не вставая с кровати, но только поэтому говорить, что это не экспедитор нельзя. Ассоциация объединяет тех, кто считает, что обучение, обмен опытом – ценно. Те, кто является настоящими экспедиторами, а не вольнодумными бизнесменами, чувствуют долг быть членами ассоциации и видят в этом пользу. Ассоциация нужна для того чтобы помочь решать возникающие проблемы.
На данный момент “Lineka“ объединяет 48 членов. В этом году несколько фирм остановили членство из-за тяжёлого финансового положения.
Как работают ассоциации экспедиторов в соседних странах?
Всё очень похоже. Количество членов тоже похожее (в Латвии – 40, в Эстонии – 50), членский взнос почти такой же (около 1500 лт). Мы немного отличаемся от восточных соседей, так как там много элементов обязательного членства.
Какой Вы представляете деятельность “Lineka“ в ближайшие годы?
Думаю, что меня порадует предвыборный Конгресс, который пройдёт следующей весной. На нём мы отчитаемся за начатые обучения FIATA, сдвинем с места вопросы общественных центров логистики (ОЦЛ).
ОЦЛ нужны и для Ассоциации коридора Восток-Запад. Большой работой станет размещение ОЦЛ вдоль коридора.
Нужно развивать промышленность высоких технологий. Она будет совершенно нежизнеспособной без мощной логистики. Логистика высоких технологий сложная, ей нужно обучаться. Такой груз измеряется не миллионами тонн, а килограммами, но стоимость составляет миллионы евро. Это совсем другие рабочие модели. В Литве есть компании, которые перевозят такие дорогие грузы, однако отдельные компании еще не являются традицией высокотехнологичной логистики.
Мы, как государство, должны сказать, чего хотим – быть производителями дешёвых удобрений или страной высоких технологий. Это вопрос для всей страны.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.