Новый генеральный секретарь «Linava» Витаутас Миленас: марафон конфликтов закончился?
Спустя почти три месяца после того, как на конгрессе в Кедайняй был избран новый президент ассоциации «Linava», наконец-то выяснилось, кто займёт второй из двух главных постов в гильдии перевозчиков. После нескольких довольно эмоциональных заседаний президиума, проходивших при закрытых дверях, выполнение обязанностей генерального секретаря ассоциации поручено Витаутасу Миленасу. Какие задачи ставит перед собой новый «полководец» ассоциации, и как он намерен их решать – в интервью с редакцией CargoNews.lt.
Как вас представить перед новичками в транспортном бизнесе?
Сообщество перевозчиков знает меня довольно давно. Я являюсь владельцем транспортной компании «Vylaista». За почти 20 лет своего существования компания не участвовала ни в каких правовых спорах – ни с клиентами, ни с коллегами перевозчиками. Мы работаем ответственно, без долгов.
Я также являюсь одним из тех, кто в 1991 году стоял у истоков основания ассоциации «Linava». Некоторое время я был первым вице-президентом ассоциации и одновременно руководителем сектора грузовых перевозок. Мне пришлось немало поработать над созданием правовых документов, впоследствии определивших условия развития литовского транспортного бизнеса и конкурентоспособности наших перевозчиков на европейском рынке. Например, было одобрено моё предложение, касающиеся оплаты НДС при покупке новых грузовиков – вместо оплаты налога делать бухгалтерский зачёт. Это было серьёзное финансовое облегчение. Мы можем гордиться достижениями в области переговоров со страховыми компаниями, нашими усилиями в Литве появились TIR книжки и т.д. Один из ключевых моментов, значительно облегчивших работу наших перевозчиков – достигнутое с Россией соглашение о возможности безвизовых поездок литовских водителей в Россию. Виза была заменена на разрешение с подписью руководителя и печатью компании. Такое положение действовало до тех пор, пока Литва не стала членом ЕС. Были и другие важные достижения, сейчас их трудно перечислить.
Как случилось, что после успешного старта и быстрого развития «Linava» оказалась в такой сложной ситуации, какую мы видим на сегодняшний день? Можно ли было как-то воспрепятствовать такому положению дел?
Проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается ассоциация и перевозчики, можно разделить на две группы. Одна из них – ошибки руководства, которые привели к образованию проблем внутри ассоциации. Некоторые из них можно отнести к недостаточности компетенции, другие – к злоупотреблению служебным положением. Мы признаём эти ошибки, в настоящее время над ними работают правоохранительные органы, поэтому рано или поздно у нас будут ответы на все вопросы.
Другую группу проблем определили экономические взаимоотношения между Россией и странами ЕС, точнее, война взаимосанкций. В этом смысле наши транспортники понесли большие потери, так как с российским рынком связано большинство литовских компаний. Нужно не забывать, что наши перевозчики часть своей техники приобрели специально для того, чтобы обслуживать российских заказчиков молочной и мясной продукции, при этом многие из них воспользовались услугами банков. И в один прекрасный день выяснилось, что это никому не нужно. На рынке внезапно появился переизбыток транспорта, упали фрахты, и всё это осложнило работу даже тех перевозчиков, которые до этого времени с Россией не работали. Перевозчики, занимающиеся поиском новых рынков, в некоторых случаях вынуждены довольно радикально менять свой транспортный парк, поэтому «переориентироваться» гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. К сожалению, в коридорах власти слышны голоса только тех, кто занят в сельском хозяйстве. Этим субъектам хозяйствования власти обещают компенсации и помощь в освоении новых рынков, а между тем спасение утопающих транспортников становится делом самих утопающих.
Кстати, польские транспортники удостоились внимания и помощи со стороны польских властей. С президентом «Linava» мы уже обсудили возможность организовать в Варшаве встречу с польскими коллегами и поделиться на ней своим опытом. Кто и что бы не говорил – литовские транспортники создают 13 проц. ВВП, в транспортном секторе Литвы создано почти 160 тыс. рабочих мест. Мы считаем, что проблемы транспортников также должны быть в поле внимания наших властей.
И всё же – есть ли повод думать, что марафон внутренних междоусобиц в «Linava» уже закончился? Станете ли вы фигурой, консолидирующей все стороны баррикад?
Надеюсь, что вы правы. Проблем накопилось настолько много, что мы не можем позволить себе тратить энергию и время на что-то другое, кроме как на решение этих проблем. Например, нашумевшие законы Германии, Австрии, Норвегии о минимальной заработной плате – ведь это не что иное, как попытки любыми способами ограничить доступ наших перевозчиков на национальные рынки этих стран. Несмотря на то, что эти законодательные акты противоречат основополагающим принципам существования ЕС, нам предстоит борьба с этими дискриминационными мерами.
Одной из основных задач, которые вам придётся решать в ближайшее время, станет выяснение отношений с Государственной налоговой инспекцией. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Ассоциации предъявлены претензии более, чем на 5 млн литов (почти 1,5 млн евро). В настоящее время мы пытаемся установить, как такие проблемы или ошибки могли произойти. Если выяснится, что ассоциация нарушила законы, нам придётся безоговорочно выполнить все требования ГНИ. В этой ситуации есть несколько спорных моментов, поэтому я надеюсь, что в комиссии по налоговым спорам нам удастся договориться о меньшей сумме штрафов. Сказать что-то более конкретное пока не могу.
Недавно ревизионная комиссия «Linava» поделилась своими выводами о том, что в ассоциации всё ещё не хватает финансовой дисциплины. В каких сферах деятельности вы видите возможность экономить, и какие способы экономии намерены предложить?
В настоящее время «Linava» работает в рамках утверждённого бюджета. Насколько мне известно, сейчас проблемы возникают только из-за того, что бюджет был неточно запланирован, поэтому придётся сделать некоторые изменения. Безусловно, нам предстоит провести структурную реформу секретариата, мы считаем, что эта мера также позволит экономить.
Намерены ли вы пригласить в новую команду «своих» людей?
Нет. Я являюсь членом нынешней команды, и решения, которых от нас ждут перевозчики, буду принимать вместе с нынешней командой. Я не преследую никакие личные цели.
Какую программу вы представили членам президиума «Linava» во время выборов нового генерального секретаря?
Как вам известно, на последнем конгрессе ассоциации я боролся за пост президента. Накануне выборов я неоднократно побывал во всех регионах, у меня была возможность услышать от самих перевозчиков, что у них наболело, и каких шагов они ждут от руководства ассоциации. Будучи генеральным секретарём ассоциации, я намерен не только выполнять свои прямые обязанности, но и в пределах своих полномочий заботиться о повседневных делах перевозчиков.
С чего планируете начать?
Во-первых, необходимо закончить структурную реформу ассоциации. Затем придётся решать вопрос о трудоустройстве иностранцев, пересмотреть некоторые нюансы функционирование биржи труда, пересмотреть договоры со страховыми компаниями (имею ввиду «зелёную карту» — в Литве она стоит дороже, чем в соседних странах). Поверьте, работы достаточно.
Вы долгое время находились в политике. Что важного было в этом этапе работы, и как ваш политический опыт может помочь в решении нынешних проблем?
Вы сами ответили на свой вопрос. Шестилетний опыт работы в качестве главы администрации Вильнюсского муниципалитета и члена городского совета – это тот многосторонний опыт, который можно будет с успехом применить в решении актуальных для перевозчиков вопросов.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.