Мнения противоположных сторон: о плюсах и минусах в деятельности «Linava»
Народная мудрость гласит, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Другая народная мудрость гласит, что сколько людей – столько мнений. Поэтому к одним и тем же фактам каждый из нас подходит по-разному.
Очередной конгресс «Linava», на котором в очередной раз не было кворума, заставил задуматься над тем, какие причины провоцируют это «хроническое заболевание». Что в деятельности ассоциации происходит не так, и что можно изменить, чтобы ассоциация могла заручиться более широкой поддержкой своих членов? Эти и другие вопросы редакция CargoNews.lt решила задать двум членам ассоциации, представляющим противоборствующие лагеря: активному стороннику нынешнего руководства «Linava», руководителю компании «Transekspedicija» Видмантасу Пяледе, и не менее активному критику, руководителю компании «Mečys» Мечисловасу Атрошкявичюсу. Вопросы одинаковые, вот только ответы совершенно разные…Может быть, истина кроется где-то посередине?
Как вы считаете – нынешнее руководство «Linava» в достаточной степени представляет интересы перевозчиков на правительственном уровне, или нет? Как вы оцениваете лоббистскую деятельность руководства? Можете ли вы её сравнить с деятельностью бывших руководителей?
В. Пяледа: Я считаю, что нынешнее руководство работает много и достаточно хорошо. Оно старается охватить всевозможные области, и в лоббистской деятельности не прибегает к услугам лоббистов, а старается выполнить эту работу собственными силами. Мне кажется, что генеральному секретарю немного не достаёт решимости и настойчивости. Руководители ассоциации работают достаточно много, разве что иногда в тех моментах, когда необходима гласность и решительность, проявляют излишнюю дипломатичность. Как известно, совершенству предела нет, но если попробовать сравнить работу нынешнего и предыдущих руководств, то она не поддаётся сравнению по одной простой причине – бывшие «вечно незаменимые» президенты и ревизоры, иногда передававшие свои функции своим наследникам (в прямом смысле слова) довели ассоциацию до грани банкротства. От одной этой мысли становится плохо…
М. Атрошкявичюс: во-первых, с моей стороны было бы некорректно оценивать работу бывших руководителей, так как я был одним из них. Если память меня не подводит, то последние 10-15 лет я постоянно критикую наше руководство. Потому что критика – это двигатель развития, у любого руководства должна быть оппозиция, любое руководство должно чувствовать давление со стороны оппозиции.
Если говорить о представительстве интересов перевозчиков на правительственном уровне, то мой ответ «нет» – интересы перевозчиков никак не представляются. Подтверждением моих слов могут быть высказывания руководителей с трибуны последнего несостоявшегося конгресса. Что было сделано в области страхования? Подготовленный законопроект «не протолкнули». Если говорить о сотрудничестве с Сеймом, с банками, другими финансовыми учреждениями (я имею ввиду вопрос об электронных накладных) – никаких результатов не видно, хотя нам говорят, что какая-то работа проделывалась. В прошлом году наш премьер-министр был с визитом в Китае, Конфедерация литовских промышленников разработала повестку дня, в которой, к сожалению, не было очень важного для нас вопроса – вопроса о заключении договора на автомобильные перевозки. Это был наш шанс, но мы его не использовали. Ещё один вопрос – переговоры насчёт квот разрешений. Мы видим, что проходят встречи, в интернете публикуются фотографии, но ожидаемых результатов нет. Лоббистская деятельность не проводится.
Как вы считаете – достаточно ли хорошо нынешнее руководство «Linava» представляет интересы литовских перевозчиков в других странах? Можете ли вы сравнить действия нынешнего и предыдущих руководств в этой области?
В. Пяледа: во всех зарубежных странах есть какие-то проблемы. Для того, чтобы добиться чего-то в Европейском Союзе, нужна серьёзная поддержка со стороны других государств. «Старые» члены Европейского Союза видят в нас «младших братьев» и не всегда, когда встают на защиту интересов своих перевозчиков, считаются с нашими интересами. Я думаю, что «Linava» представляет наши интересы в Европе достаточно хорошо.
М. Атрошкявичюс: я не замечаю никакого представительства за рубежом. Например, в системе TIR не видно никаких положительных сдвигов. У ассоциации нет никакой внешней политики, одна только соглашательская позиция. Если говорить о деятельности на уровне Европейского Союза – мне бы хотелось видеть её результаты. Пока их нет, то и радоваться нечему. Для того, чтобы был результат, нужно заниматься постоянной лоббистской деятельностью: стучаться в двери и разъяснять наши проблемы до начала важных встреч. Другие европейские лоббисты работают значительно лучше, они даже показывают политикам ролики о тяжёлой жизни румынских водителей. Понятно, что и результаты у них совсем другие.
Какую деятельность «Linava» вы считаете самой необходимой для перевозчиков?
В. Пяледа: для меня, как и для всех остальных, «Linava» важна, в первую очередь, как структура, обеспечивающая TIR услуги. Важна и как структура, помогающая в получении российских трёхсторонних разрешений, и очень важна в борьбе за возможность принимать на работу водителей из третьих стран. В адресаперевозчиков слышатся обвинения, что мы, якобы, хотим сэкономить и поэтому принимаем на работу водителей из третьих стран, но дело в том, что в Литве водителей просто нет! А зарплату мы платим всем одинаковую, вне зависимости от гражданства. Ассоциация помогает нам в борьбе за упрощение условий приёма на работу водителей из третьих стран. Также только с помощью ассоциации мы можем бороться за улучшение налоговых условий – иногда нам приходится думать о возможности перерегистрации компаний в соседних странах, где нет определённых налогов. Так как Конфедерация промышленников Литвы подобными вопросами не занимается, их должна решать «Linava».
М. Атрошкявичюс: одно из ключевых направлений деятельности – защита интересов перевозчиков и улучшение бизнес-среды. Но это само собой разумеющиеся вещи. В помощи ассоциации в наибольшей степени нуждаются небольшие компании, которые в одиночку не могут достичь своих целей. Крупные компании – это своего рода отдельные ассоциации, поэтому членство в «Linava» для них не играет особо важного значения. Что было действительно полезным – так это договор со «Statoil», заключённый пять лет тому назад, и в два раза сниженная стоимость страховок на поездки. Подобные проекты приносят реальную пользу.
Есть ли в деятельности «Linava» какое-то направление, которое вы считаете бесполезным в плане интересов перевозчиков?
В. Пяледа: я думаю, что это участие в деятельности Конфедерации промышленников Литвы. За членство в этой конфедерации «Linava» платит довольно ощутимые взносы, однако, интересы «Linava» эта конфедерация не отстаивает. Поэтому «Linava» может проделать всю необходимую работу сама. Я считаю, что было бы целесообразнее отказаться от членства в КПЛ.
М. Атрошкявичюс: я бы не назвал это деятельностью, но имею ввиду возврат к авторитарному управлению, когда Валдас Гилис принимал все решения единолично. На сегодняшний день мы избрали все органы демократического самоуправления, но все они смешались в какую-то непонятную кучу. Нам сообщают о заседаниях комитетов и комиссий, но на фотографиях с заседаний мы видим одних и тех же членов президиума, рядом с которыми изредка появляется один-другой перевозчик. Но ведь новые идеи и новое мышление должны формировать перевозчики – члены президиума могут их либо поддержать, либо отклонить. Сейчас получается как в поговорке – «сам играю, сам пою, сам билеты продаю»!
И ещё я считаю, что ассоциация очень многое потеряла из-за того, что из рядов её руководства были исключены профессионалы своего дела. Само по себе сокращение штата было положительным шагом, но когда были уволены профессионалы с многолетним опытом, а вместо них пришли новички, авторитет «Linava» пошатнулся, а перевозчикам был нанесён огромный ущерб.
«Linava» – крупнейшая организация автомобильных перевозчиков – представляет интересы небольшой части зарегистрированных в Литве транспортных компаний. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы ассоциация могла привлечь в свои ряды других перевозчиков?
В. Пяледа: я считаю, что в настоящее время активность «Linava» достаточно велика. Поэтому ассоциации стоило бы подумать об уменьшении суммы членских взносов, проявить свою силу и влияние и убедить перевозчиков, что членство в ассоциации даёт определённые преимущества. Ассоциация должна перейти на новый уровень, взять на себя функции Конфедерации промышленников Литвы и доказать свою силу. Для этого нужно быть в центре внимания средств массовой информации и публично говорить о всей проводимой работе. Перевозчикам нужно разъяснить, что в одиночку они ничего не добьются – им нужна ассоциация.
М. Атрошкявичюс: перевозчики не вступают в ассоциацию потому, что понимают, что от них ничего не зависит. Когда перевозчики сталкиваются с тем, что их вопросы просто – даже без рассмотрения – отклоняются, они понимают, что никому не нужны. Должно быть восстановлено доверие к ассоциации, в органах власти должно появиться больше представителей перевозчиков. Если перевозчики почувствуют, что они нужны, они сами придут.
Какие изменения, произошедшие в деятельности «Linava» в последнее время, вы оцениваете как наиболее положительные?
В. Пяледа: к таким изменениям я могу отнести изменения устава, которыми максимальный срок пребывания в руководящих органах ассоциации был ограничен до двух каденций. Очень хорошо, что ассоциация начала возвращать средства, переплаченные за участие в TIR системе. Всё хорошее быстро забывается, тем не менее, у перевозчиков появилась возможность вернуть часть своих средств.
Другое важное достижение касается вопроса зарплаты водителей. Европейский Союз требовал привести уровень зарплаты литовских водителей в соответствие с европейским уровнем. Руководители «Linava» сумели убедить бывших в то время у власти социал-демократов, что услуги литовских перевозчиков, работающих в Европе, оплачиваются довольно низко, поэтому найти средства, чтобы можно было повысить зарплаты водителей, компаниям очень трудно. В то время было принято решение оставить этот вопрос на усмотрение каждого отдельного государства. Я считаю, что это отличный пример сотрудничества ассоциации с политиками.
М. Атрошкявичюс: хорошей идеей должно было быть сокращение сотрудников секретариата. К сожалению, реализация этой идеи лично меня привела в ужас. Людей увольняли, а вместо них втридорога нанимали компании «со стороны». Руководство провело «очистку» тех людей, которые создавали наибольшую добавочную стоимость. Штат сотрудников сократился от 90 до 25 человек, автомобилей стало меньше, но я не вижу, чтобы сократились расходы. Мне всё это непонятно…
Какие изменения, произошедшие в деятельности «Linava» в последнее время, вы оцениваете как наиболее отрицательные?
В. Пяледа: мне не нравится, что на конгрессах не собирается кворум. Ещё мне не нравится, что недостаточно активно проводится работа с членами бывшего руководства по вопросу взыскания в гражданском порядке нанесённого ими ущерба. В особенности это касается бывшего генерального секретаря Р. Малкуса и других лиц. Было бы разумнее отказаться от уголовной ответственности и перейти к гражданским искам.
М. Атрошкявичюс: скрытность и отсутствие прозрачности, постоянный поиск врагов. Меня беспокоит правовой нигилизм и несоблюдение собственного устава.
У редакции CargoNews.lt есть сведения, что руководство «Linava» прекратило прямые трансляции с заседаний президиума по интернету. Как вы оцениваете этот шаг? Что это – защита конфиденциальной информации или ограничение гласности?
В. Пяледа: я об этом ничего не знаю. Если такое происходит, то это плохо. Я считаю, что у любого перевозчика должна быть возможность наблюдать за ходом заседаний, так как гласность нам необходима. Лично я за ходом заседаний не слежу, так как не вижу в действиях руководства ничего плохого, однако, утрата гласности – это плохой признак.
М. Атрошкявичюс: «Linava» — это не разведывательная организация. У ассоциации могут быть определённые конфиденциальные документы и конфиденциальная информация, однако, я считаю, что 99 проц. всех документов должны оглашаться. Нынешнее руководство ассоциации пришло к управлению с лозунгами борьбы с отсутствием прозрачности, однако, отменило всё, чего мы достигли: прямых трансляций с заседаний больше нет, протоколов в интернете тоже нет. Абсурд, когда члены президиума, которые не могли принять участие на заседании, должны в письменной форме обращаться к президенту для того, чтобы получить протокол заседания…
Как вы считаете, что хронически мешает собраться кворуму на конгрессах «Linava»? Что нужно сделать, чтобы кворум собирался?
В. Пяледа: члены президиума должны сами работать активнее, или набрать активных людей в секретариат, чтобы они созывали всех членов. Нужно поддерживать связь с каждым членом ассоциации. В таких случаях одного только приглашения по электронной почте недостаточно. Можно в регионы (Шяуляй и Клайпеду) отправлять автобусы, чтобы они привозили членов на конгресс. Это было бы дешевле, чем созывать повторный конгресс.
М. Атрошкявичюс: когда-то я предлагал руководителям организовать обязательные курсы по вопросам TIR системы, и включить их в повестку дня конгрессов. Курсы заняли бы не более 10-15 минут, но зато члены ассоциации не могли бы уйти от участия в конгрессе. А тем, кто не принимал участия в конгрессе, пришлось бы платить за дополнительные курсы.
Недавно нам сообщили, что 15-го декабря на повторном конгрессе наш президент выступит с докладом продолжительностью в 1,5 часа. Это напоминает выступление Леонида Ильича Брежнева на XXIV съезде КПСС. Неужели перевозчики соберутся ради доклада? Мы живём в XXI веке. Ознакомление с содержанием докладов должно проходить за несколько дней до начала конгресса в электронном пространстве, а на конгрессе должны обсуждаться основные тезисы.
Как вы относитесь к плану «Linava» учредить страховую компанию?
В. Пяледа: во-первых, нужны нормальные цены. Мы говорим об обязательном страховании и его рынке с двумя-тремя участниками. Эти страховые компании могут между собой договориться, поэтому необходимо установить «потолок» страховых взносов. Нынешние цены, в особенности, если были страховые случаи, выглядят как издевательство. Вполне возможно, что собственная страховая компания – единственный возможный выход из этой ненормальной ситуации. Но у меня возникает другой вопрос: каденция нынешнего руководства заканчивается через два года, что со страховой компанией будет делать следующее руководство?
М. Атрошкявичюс: в принципе, идея хорошая, но при условии, если «Linava» не ввяжется в новые авантюры. «Linava» должна провести все исследования, но акционерами страховой компании должны быть перевозчики, а не ассоциация. Ассоциация со своим капиталом не должна участвовать в деятельности страховой компании – мы однажды уже наступали на эти грабли. Я имею ввиду « Linavos servisas» и «Lindra». Ассоциация не должна заниматься бизнесом. В противном случае можно спросить, почему мы не хотим построить собственный терминал или АЗС? Если бы всё происходило как положено, я бы первым пошёл за полисом.
Как вы оцениваете результаты переговоров с Россией по поводу обмена разрешениями на международные перевозки в 2017 году? Сделали ли представители «Linava» всё возможное – как в рамках подготовки к переговорам, так и в ходе переговоров?
В. Пяледа: очень жаль, что на последних переговорах «Linava» представляла наши интересы на правах гостей. Представители правительства – то ли из-за недостаточной компетентности, то ли по политическим причинам (окончании каденции) – представляли наши интересы очень плохо. Я думаю, что наша делегация должна была быть более жёсткой. Я не говорю об ультиматумах, но к отстаиванию наших интересов нужно было подготовиться – заранее разработать тактику и стратегию, договориться об определённых моментах, от которых нельзя отойти, и т.д. В данной ситуации Россия нуждалась в разрешениях больше, чем Литва, поэтому мы могли «отвоевать» гораздо больше. «Linava» и представители правительства должны были действовать как твёрдый кулак.
М. Атрошкявичюс: нет. Говорите, что хотите, но я поднял протоколы бывших заседаний и понял, что в прошлом году была аналогичная ситуация. На переговорах, где за разрешения борется другая сторона, мы отдаём свои разрешения с лёгкой руки, а себе забираем те разрешения, которые нам даже не нужны! Министерство транспорта и коммуникаций можно обвинять сколько угодно, но ни один чиновник сам не додумается, как нужно защищать интересы перевозчиков. Об этом чиновники должны узнать от самих перевозчиков. Сейчас вышло так, что наша власть отобрала грузы у нас и отдала их российским перевозчикам. А нам говорит, что мы тоже можем возить грузы в Россию, потому что у нас есть разрешения. Мне разрешение без надобности, если груз вывезли другие перевозчики.
Есть ли у вас мысли насчёт того, что можно улучшить в деятельности «Linava»?
В. Пяледа: мне кажется, руководству ассоциации нужно побольше решительности.
М. Атрошкявичюс: руководство должно обеспечить демократические процессы, гласность и привлечение перевозчиков в руководящие органы. Ассоциация должна представлять интересы не какой-то группы лиц. Она должна работать на благо всех перевозчиков.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.