Как «Kaukas» грузы «унёс»
В переводе с литовского на русский «kaukas» – это домовой. В литовской мифологии домовыми называют маленькие существа, обитающие в людских жилищах и заботящиeся о том, чтобы дом для них был самым комфортным, самым безопасным и полным различных благ местом. Тем не менее, домовые бывают разные, и некоторые из них иногда делают гадости. Героем этой истории стал именно такой домовой. Точнее – компания «Kaukas» («Домовой»). На протяжении более чем двух десятилетий компания своим хозяевам приносила прибыль. А нынешней весной своим клиентам почему-то начала нести убытки.
Деятельность компании то приостанавливается, то возобновляется
Началом деятельности компании «Kaukas» считается конец октября 1991 г., когда компания была официально зарегистрирована. Компания – не новичок, ей удалось пережить не один экономический упадок и подъём.
Странно, но в июле 2014 г. компания сообщила администрации Cargo.LT о том, что приостанавливает свою деятельность, и попросила закрыть доступ к бирже её сотрудникам – все они, якобы, уволены, и к компании «Kaukas» никакого отношения не имеют.
Тишина продолжалась полгода. Но в конце февраля 2015 г. «Kaukas» вновь дал о себе знать – поступила просьба предоставить доступ на Cargo.LT новому директору компании, Алдоне Мильчювене. Тщательная проверка клиента никаких подозрений не вызвала: все реквизиты компании совпадали. Доступ на Cargo.LT новому директору был предоставлен, однако г-жа Алдона не спешила им воспользоваться. В течение месяца к Cargo.LT она подключалась лишь несколько раз. Подключалась, кстати, из Литвы – это установлено по IP адресам. Но впоследствии география подключений стала расширяться. В этом ничего странного, вроде бы, нет – ведь в XXI веке все люди мобильные, рабочие вопросы решают не только с территории своей страны. В данном случае компания «Kaukas» подключалась к транспортной бирже из России.
Директор Алдона не говорит по-литовски
Создаётся впечатление, что к аферам, которые «Kaukas» провернула в мае, компания готовилась заранее и очень тщательно. В течение нескольких дней грузы были погружены в различных странах Европы. Но, как говорится, были да сплыли…
Когда поступили первые сигналы о том, что грузы, которые взялась перевозить «Kaukas», исчезли, компанию ещё раз проверили по адресам подключения к Cargo.LT. Оказалось, что к транспортной бирже подключались из России, хотя компания находится в Каунасе.
Более того – грузоотправители, которые первыми спохватились искать пропавшие грузы, сообщили, что человек, представляющийся директором Алдоной Мильчювене, не говорит по-литовски, с этой женщиной можно общаться только по-русски.
Сотрудники Cargo.LT попытались связаться с этой персоной по телефону. На телефонный звонок она ответила, но с трудом назвала свою фамилию. На вопрос, почему говорит только по-русски, ответ не поступил. Все последующие попытки связаться с так называемым директором компании, расположенной в Каунасе по адресу шоссе Раудондварио 76, каб. 207, были безуспешны.
«Когда я позвонил в литовскую компанию и понял, что её сотрудникам трудно говорить по-литовски, у меня возникли подозрения. Но я не заострил на этом внимания – все люди разные, если кому-то удобнее говорить по-русски, нет проблем, мы общались по-русски. Предложение осуществить перевозку груза из Голландии в Латвию к нам поступило 14-ого мая. Мы с ответом не спешили, но 18-ого мая к нам вновь поступил запрос, с уточнением, что груз актуальный. Я предложил свою цену, представитель „Kaukas“ её подтвердила, прислала нам все необходимые документы, и мы заключили договор. Моя ошибка в том, что я не проверил страховой полис компании: я заметил, что грузовой автомобиль с указанными номерами застрахован, но позже выяснилось, что оплата за страховку должна была поступить 17 –ого мая, однако страховщики её так и не получили. Так как телефонный номер и другие реквизиты компании совпадали, я был спокоен. Только 21-ого мая, когда грузовой автомобиль прибыл на погрузку замороженной птицы, выяснилось, что водитель перепутал регистрационные номера тягача и прицепа. Мы подумали, что это элементарная техническая ошибка, и рефрижератор с 20-ю тоннами замороженного мяса уехал», – говорит представитель литовской компании.
Согласно договору, груз должен был быть выгружен в Латвии в понедельник (25-ого мая). Это нормально – ведь по выходным дням некоторые компании не работают. Тем не менее, первые подозрения возникли в пятницу (22-ого мая). По документам, которые предоставил голландский грузоотправитель, удалось выяснить, что грузовой автомобиль с аналогичными номерами находится на погрузке в Польше. Его водитель, видимо, что-то заподозрил, и не дождавшись, пока в машину будет погружен груз очередной жертвы, уехал.
Вот так водтель ждал, пока в Голандии погрузят груз в его машину.
У эстонцев – похожая история
Эстонскую компанию ( название компании редакции CargoNews.lt известно) обманули похожим образом. Груз из Голландии должен был быть доставлен в Эстонию. «Мы проверили компанию: компания не новичок, в ходе разговора выяснилось, что пару лет тому назад с „Kaukas“ мы уже работали, все страховки были в порядке. В своём выборе мы не сомневались. Но груз, который был погружен в Голландии 19-ого мая, пропал. Все попытки дозвониться в компанию не увенчались успехом – телефоны молчали, по скайпу с нами тоже никто не общался. Наши потери – более 30 тыс. евро», – говорит сотрудник эстонской компании.
Она призналась, что к начатому расследованию относится скептически – слишком запутанная история и очень удобный к реализации товар: продать замороженное мясо нетрудно, поэтому надежд на то, что «унесённый домовым» груз будет найден, практически нет.
Алкогольная продукция до Латвии не доехала
Ещё одна компания, которая потерпела от «Kaukas» – из Латвии. Груз, который она должна была получить – две машины с алкогольной продукцией. «Kaukas» взялся везти груз стоимостью в 82 тыс. евро. Кстати, «Kaukas» даже осмелился торговаться о цене перевозки – заказчики согласились «накинуть» за каждую машину по 50 евро. «Мы не подозревали, что это компания мошенников: все документы были в порядке, отрицательных отзывов о компании не было. 19-ого мая автомобили прибыли на погрузку, примерно в середине дня они отправились в Латвию», – говорит сотрудник латвийской компании. «21-ого мая представители „Kaukas“ вышли на связь в последний раз, мы им сообщили информацию о месте разгрузки, и с тех пор о них больше ничего не слышали – перевозчик и груз пропали».
В этой истории фигурирует тот же автомобиль (по крайней мере, его регистрационные номера), который грузился в Голландии и должен был доставить в Латвию замороженную птицу. На тягаче стоял номер HAG 521, на полуприцепе — DJ 736
У аферистов был второй автомобиль – «Volvo» с номерами GHB 936 и EE 766.
Менялись владельцы и руководители компании
«Биография» «Kaukas» была проверена по базе данных Центра регистров. Выяснилось, что май 2015 г. был «горячим» месяцем не только для клиентов этой компании. Упомянутая некая Алдона Мильчювене (по данным Центра регистров, ей 59 лет) директором компании была с сентября 2014 г. по 18 мая 2015 г. Это её вторая каденция в качестве директора – первая была в конце 2013 г. (тогда она была директором 3 месяца).
18-ого мая 2015 г. состоялось всеобщее собрание акционеров «Kaukas». На собрании новым директором был избран некий Томас Крюнас. Согласно информации, которой располагает редакция, он же является новым акционером компании.
Насколько «серьёзным» и «надёжным» перевозчиком является компания «Kaukas», можно судить по сайту компании. Ни один раздел, кроме «О нас», не работает, а кто, зачем и на каком языке внёс информацию в «Контакты» — вообще не понятно.
Криминалисты проводят расследование, от комментариев воздерживаются
Это историей всерьёз заинтересовались сотрудники правоохранительных органов. Лаймонас Кайрюкштис, старший следователь управления криминальной полиции по расследованию преступлений против собственности, сказал, что эта история ему известна. Но от комментариев – сколько компаний потерпело от этих мошенников, каков размер причинённого ущерба – он воздержался. Пока проводится расследование, никаких комментариев не будет.
Кстати, потерпевшие, с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, небезосновательно говорят, что аферы «Kaukas» продолжаются: несколько дней тому назад от этой компании мошенников потерпели российские предприниматели, которые не получили груз алкогольной продукции из Италии.
По неофициальным данным, на сегодняшний день от «Kaukas» пострадало 10 компаний.
Как не попасться в сети аферистов?
По информации на сайте «Kaukas», может создаться впечатление, что вы имеете дело с опытным и надёжным перевозчиком. На фоне этой печальной для некоторых грузовладельцев истории рекламные лозунги «Kaukas» – «Всегда своевременно и на месте!», «Безопасная и надёжная доставка грузов от двери до двери» – звучат довольно жестоко.
Что делать, чтобы не попасться на удочку таких фиктивных перевозчиков, как «Kaukas»?
Во-первых, проверьте компанию на бирже Cargo.LT (ознакомьтесь с отзывами, рейтингом, статусом компании и т.д). Это самый простой шаг, который вы можете и обязаны предпринять.
Правда, судя по «калейдоскопу» смены руководителей «Kaukas», тщательно разработанный мошеннический план можно выполнить в течение нескольких дней.
Во-вторых, обязательно проверьте наличие и подлинность полисов ОСАГО и CMR страхования. На сайте «Regitra» можно бесплатно проверить данные транспортного средства.
В-третьих, будьте предельно внимательны, если накануне или в день погрузки появляется информация о замене транспортного средства, его водителя или, тем более, компании-перевозчика. Уделите время на проверку этой новой информации: может быть, что изменения появились по объективным причинам, но существует также вероятность того, что это может быть преднамеренное запутывание ситуации.
В-четвёртых, воспользуйтесь общедоступной бесплатной информацией, в частности, исторической информацией о руководителе, числе сотрудников компании, а также об экономическом состоянии компании. Достоверную информацию о компаниях можно найти на сайте. Редакции CargoNews.lt показалось странным (смотрите соответствующие диаграммы), что по состоянию на 15 июля 2014 г., в штате сотрудников «Kaukas» числился всего 1 человек, накануне этой скандальной истории (28 апреля 2015 г.) в компании работало уже 5 человек, а в разгар цепочки краж (по состоянию на 23 мая 2015 г.) – 4 человека. Уровень риска кредитования «Kaukas» – высокий.
В-пятых, если общедоступной бесплатной информации вам недостаточно, не пожалейте 20 – 30 евро и вложите эти деньги в достоверную информацию об интересующих вас литовских, латвийских, белорусских, украинских и других компаниях. В этом вам поможет транспортная биржа Cargo.LT и её партнёры:
В Литве – creditinfo.lt
В Латвии – lursoft.lv
В Беларуси – belspravka.org
На Украине – irc.gov.ua
Надеемся, что наши советы помогут вам избежать куда более дорогостоящих неприятностей и убытков.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.