Похитители грузов набирают обороты. Как от них предостеречься?
Международная организация по борьбе с хищениями грузов (TAPA — Transport Asset Protection Association) опубликовала тревожную статистику: количество похищенных в странах Европы, Ближнего Востока и Африки грузов в первом полугодии нынешнего года было вдвое больше, чем в прошлом году. Несмотря на то, что информация TAPA охватывает обширный (в географическом плане) регион, большинство краж, к сожалению, происходит именно в Европе.
В первом полугодии 2016 года большинство грузов (54,2 проц.) было похищено из автомобилей. Статистика говорит о том, что расширяется не только география (в 2015 г. похищения грузов зафиксированы в 19-ти странах, между тем как в 2016 г. – в 25-ти странах), но и масштаб хищений (в прошлом году объявлено о похищении 516 грузов, в этом году – о похищении 1 024 грузов). В денежном выражении прошлогодний ущерб составил 18 554 863 евро, ущерб первого полугодия нынешнего года – 27 314 438 евро. Если в прошлом году барьер ущерба в 100 000 евро был превышен 27 раз, то в этом году – 50 раз. Большинство таких крупных похищений (21) произошло в Великобритании.
Великобритания лидирует и в общей статистике. В первом полугодии 2016 г. в этой стране зарегистрировано 415 случаев краж. Для сравнения можно сказать, что в прошлом году таким «печальным лидером» были Нидерланды (174 случая краж). Эксперты утверждают, что на обострение ситуации во многом повлияли нелегальные иммигранты, которые, как неоднократно говорилось, не упускают случая не только воспользоваться грузовыми автомобилями в качестве средств для переправы в страну своей мечты, но и поживиться тем, что находят в грузовых отсеках.
Участились случаи интеллектуальных краж
Дарюс Бивайнис, руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий в компании «Ergo Lietuva», отметил, что в последнее время случаи похищения грузов участились. От похитителей страдают не только перевозчики, но и экспедиторы. Эксперт также отметил, что в последнее время кражи грузов стали носить «интеллектуальный» характер – похитители действуют организованными группами, мастерски подделывают грузовые документы или документы перевозчиков, и таким обманным путём «уводят» грузы в неизвестном направлении. Д. Бивайнис говорит, что на сегодняшний день подобного рода кражи составляют 25 проц. регистрируемых случаев. Более того – такие кражи очень трудно отследить, так как организаторы в своих схемах прикрываются реально существующими, но не выполняющими никакой деятельности компаниями. Если во время последней рецессии в подобные схемы вовлекались латвийские, румынские, болгарские или литовские компаний, то в настоящее время этот метод наблюдается в южноевропейских странах – в Италии и Испании. Редакции CargoNews.lt известны случаи, когда к подобной схеме прибегали греческие компании.
Меры предосторожности необходимо принимать на начальном этапе общения с перевозчиком, экспедитором или грузоотправителем. Нельзя слепо верить устной информации – гораздо лучше, даже необходимо, обратиться за информацией в транспортные биржи. Отзывы коллег, рейтинг, мнения на форуме вам помогут создать о новом партнёре объективное представление и принять верное решение. Нужно не забывать, что «интеллектуальные» кражи не происходят без предварительной подготовки – наоборот, похитители изучают своих жертв очень внимательно. Также нужно не забывать о том, что «элитные» грабители нередко перекупают небольшие компании с хорошей историей, меняют владельцев и руководство компаний, и таким образом ваш бывший надёжный партнёр в один прекрасный день может стать вашим заклятым врагом.
Орехи стоимостью в миллион: грабителей интересуют легкореализуемые товары
Грабителей больше всего интересуют продукты питания и напитки. В этом году кражи этих категорий товаров составили 11,9 проц. общего числа краж из грузовых автомобилей. Если кто-то думает, что эти товары стоят недорого, можно привести в пример случай, когда в Пьемонте (Италия) была похищена партия фундука стоимостью в миллион евро. Следует отметить, что подобные товары легко реализовать и трудно идентифицировать, поэтому преступники нацеливаются именно на такие грузы. Преступников также интересуют такие товары, как бытовая техника, электроника, алкогольные напитки, одежда, обувь, табачные изделия.
Иногда преступники идут на очень серьёзные «операции». Так, в Италии, по дороге в город Ареццо (регион Тоскана) был похищен груз ювелирных изделий и драгоценных металлов стоимостью в 4 млн евро. Несмотря на то, что груз находился в бронированном грузовом автомобиле, преступникам удалось его угнать. Эта крупнейшая кража была совершена в июле нынешнего года. К счастью, грузовой автомобиль удалось найти (правда, части груза в нём недоставало), один из его водителей был арестован и в настоящее время отвечает на вопросы следователей о судьбе пропавшей части груза.
Июль нынешнего года был богат на подобные случаи. В Швеции, недалеко от Хельсингборга, был украден дорогой (стоимостью в 157 996 евро) грузовой автомобиль. В Великобритании, в Западном Сассексе, на неохраняемой площадке из грузового автомобиля была похищена партия компьютерной техники стоимостью в 142 883 евро. В Западном Мидленде (Великобритания) вооружённые бейсбольными битами преступники напали на водителя грузового автомобиля, вышвырнули его из кабины и угнали автомобиль с грузом алкогольных напитков стоимостью в 117 965 евро.
Характер подобных преступлений приобретает всё более тяжёлые формы: в прошлом году 45,1 проц. краж были кражи со взломом, в этом году эта цифра подскочила до 64,9 проц. По словам Д. Бивайниса, участились случаи нападения на автомобили ночью, когда водители отдыхают. Преступники оглушают водителей газом и перегружают грузы в другие автомобили. Так за одну ночь преступники могут похитить 4 – 5 тонн грузов. Если раньше подобные случаи были редкостью, то сейчас, по словам Д. Бивайниса, они стали практически обычным явлением.
Нет защиты – не будет компенсаций!
Важно обратить внимание на то, что 47,7 проц. краж происходит на неохраняемых территориях. В прошлом году в таких местах было похищено 46,3 проц. грузов. Д. Бивайнис упомянул случаи, когда водители прибывали на место выгрузки, но грузополучатели их там не встречали. Тогда водители отсоединяли полуприцепы с грузами и оставляли их на местах прибытия, а сами отправлялись за другими заказами. Неподвижные, оставленные без присмотра полуприцепы становились лёгкой добычей грабителей. Следует заметить, что в таких случаях CMR страховка может не спасти – если груз не будет застрахован от риска, причиной которого стала грубая неосторожность, подобные случаи могут быть признаны нестраховыми, и страховых выплат вы не получите.
Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы ваш автомобиль был припаркован на охраняемой площадке. К сожалению, охраняемая площадка тоже не гарантирует абсолютную безопасность – по данным TAPA, в июле нынешнего года 3,7 проц. (5 случаев) краж произошло именно на таких площадках. В отчёте TAPA упоминается случай, когда в грузовой автомобиль, припаркованный на охраняемой площадке, пробрался «десант» нелегалов. Признаки взлома полуприцепа (в том числе и сорванные пломбы) были тщательно замаскированы, более того – всё это произошло в 120 км от переправы в Кале!
Д. Бивайнис говорит, что в настоящее время перевозчики всё чаще включают в страховые договоры страхование от риска, появившегося вследствие грубой неосторожности. Это означает, что страховую выплату перевозчик не получит в том случае, если будет установлено, что ущерб грузу был нанесён вследствие преднамеренных действий перевозчика. За ущерб, причинённый вследствие кражи на неохраняемой площадке, страховая выплата будет выплачена, правда, с применением повышенной суммы франшизы.
Как бороться?
Д. Бивайнис говорит, что меры предосторожности, которые страховщики предлагают перевозчикам, могут быть очень эффективными и практически исключить возможность краж. Во-первых, перевозчики должны очень ответственно планировать свои маршруты. Это значит, что во время рейса водитель автомобиля должен останавливаться только в безопасных местах, не ночевать в промышленных районах и рядом с территориями грузополучателей, где, как уже говорилось, происходит большое количество краж. Об этом особенно важно не забывать при поездках в Италию и Испанию.
Во-вторых, для защиты тентовых полуприцепов необходимо использовать систему охраны внешнего периметра полуприцепа. При появлении «незваных гостей» включается сигнализация, оповещающая водителя и окружающих. Д. Бивайнис говорит, что с помощью такого оборудования те перевозчики, которые установили его на своих автомобилях, обезопасили себя от значительного числа краж.
В-третьих, в борьбе с интеллектуальными грабителями необходимо очень внимательно проверять личные документы лиц, принимающих грузы, и записи в CMR накладной. При малейшем подозрении нужно немедленно связаться с менеджерами и уточнить, есть ли изменения в маршруте, адресе разгрузки и т.д.
В-четвёртых – проверять партнёров до начала перевозки. Как уже говорилось, у похитителей много различных схем. Не пренебрегайте «шестым чувством», если вас что-то тревожит. Лучше лишний раз удостовериться, что ваш партнёр тот, за кого себя выдаёт (т.е. находится с вами в постоянном контакте, оплачивает счета, не предлагает вам подозрительных сделок или нереальных фрахтов и т.д.).
Тем, кто ездит в Великобританию, Д. Бивайнис советует подумать о добровольной проверке грузовых автомобилей. Эта услуга стоит 20 евро – за эту сумму ваш автомобиль проверят во Франции, и если в автомобиле будут обнаружены нелегалы, их тут же высадят, а вы поедете в Великобританию без риска быть оштрафованными на 2 тыс. фунтов стерлингов за одного нелегала. Как указывает TAPA, в течение трёх часов подобных проверок из грузовых автомобилей высаживается примерно 200 нелегалов.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.