Как только транспортники теряют бдительность — исчезают грузы (Дополнение)
Долгое время редакция CargoNEWS не получала сообщений о кражах грузов. Но недавно у редакции появилась информация, что некоторые компании потеряли бдительность и вновь начинают сотрудничать с, мягко говоря, странными заказчиками. Предлагаем ознакомиться с поучительной историей – надеемся, что она не только предупредит вас о подстерегающих опасностях, но и научит выбирать своих партнеров повнимательнее.
В начале октября в Вильнюсе пропали два большегрузных автомобиля с грузом аккумуляторов. Грабители воспользовались одной из наиболее распространенных схем хищения – груз был перегружен в другой автомобиль и уехал в неизвестном направлении. В настоящее время раскрытием этой кражи занимается отдел экономических преступлений Каунасской полиции.
Российская компания «Орлан» приобрела в Чехии 40 тонн аккумуляторов. Для того, чтобы доставить их в Россию, компания обратилась к услугам белорусского экспедитора «КомкорТранс- Сервис». Вместо того, что бы найти “прямого”перевозчика, белорусский экспедитор почему-то отдаёт заказ на перевозку никому неизвестной UAB «Jauryklis» — от имени этой компании дела вел человек, представившийся Донатасом Жвинклисом. На сайте Cargo.LT данная компания заблокирована еще в 2008 году, никакого рейтинга и/или активности у неё нет. На сайте украинской транспортной биржи Ларди, где и разместил объявление белорусский экспедитор, компания «Jauryklis» зарегистрировалась 11 сентября этого года, в последний раз ее там видели 19 сентября.
В Россию груз так и не прибыл. Согласно данным экспортной декларации, груз все еще находится где-то на территории Европейского Союза. Поэтому у «КомкорТранс- Сервис» не осталось иного выхода, кроме как написать заявление в полицию о похищенном грузе.
Как двигался груз
В экспортной декларации местом выгрузки значилась Россия. Склад в Чехии груз покинул в конце сентября. 29 сентября, по заказу UAB «Jauryklis», на погрузку прибыл автомобиль, принадлежащий UAB «Herata», а на следующий день – автомобиль, принадлежащий UAB «Vičiūnai». Водителям обоих автомобилей было указано доставить груз в Каунас. В Литву упомянутые транспортные средства прибыли, соответственно, 1-ого и 2-ого октября. Они были направлены на склад по адресу шоссе Раудондварио 150-221, Каунас, принадлежащие UAB «Alta transportas». Остаётся открытым вопрос, как «Herata» и «Vičiūnai» подписали договор на перевозку и привезли груз (по их словам им не заплатили), никому не известной фирме, с нулевым рейтингом и пустым балансом. Не иначе, как лицо представлявшееся Д. Жвинклисом (организатор аферы) обладает незаурядными гипнотическими талантами?!
Редакция связалась с представителем склада в Каунасе, где был выгружен груз. Выяснилось, что перегруз и складирование заказал некий Д. Жвинклис, который представился сотрудником UAB «Jauryklis». Ответственные сотрудники со склада «Alta transportas» заверили, что у них есть все необходимые документы. На склад груз прибыл и уехал со склада без каких-либо нарушений правил перевозки.
В информации таможенной службы нам сообщили, что согласно правилам перевозки по экспортной декларации, о том, что груз был перегружен с одного транспортного средства в другое, достаточно сделать соответствующую отметку в CMR накладной. Далее груз может следовать до границы, где согласно установленным правилам, приобретается документ гарантийного обеспечения, машина с грузом пересекает границу и продолжает свой маршрут в Россию.
Итак, некоторое время спустя грузы отправились из Каунаса в Вильнюс. В Вильнюсе их след пропал. В своем заявлении в полицию белорусский экспедитор указывает, что упомянутую перевозку организовало UAB «Kauno logistikos agentūra», его сотрудница предложила перевозку UAB «Ugtransa» и UAB «Jutransva». Правда, «Kauno logistikos agentūra» наличие такой заявки отрицает. В официальном письме этой компании на имя редакции говорится, что никаких договоров или других документов, доказывающих ее связь с упомянутыми перевозчиками и перевозкой грузов из Каунаса в Вильнюс, нет. Хотя и в телефонном разговоре с редакцией Cargonews, представитель этой компании сказала, что “помогла” найти перевозчиков г-ну Д. Жвинклису.
Если заявление белорусского экспедитора в полицию является достоверным, то возникает вопрос – почему «Kauno logistikos agentūra» отрицает свою причастность к организации перевозки, и кто в таком случае ее выполнил? «Jauryklis»? Если «Jauryklis» – тогда почему не были заключены договоры ни с заказчиком, ни с перевозчиками? Если оплата была выполнена – то в какой форме? Не может ли быть так, что у упомянутого экспедитора есть свои способы, как помочь клиентам, которым требуются грузы или перевозчики? Как видно, такая помощь может стать «медвежьей услугой».
Как выполняются перевозки без договоров
Груз, который прибыл в Каунас 1 октября, сразу перегрузили в грузовой автомобиль UAB «Jutransva». В сопровождении серебряного «Vokswagen», в котором находился человек, именующий себя Донатасом Жвинклисом, грузовой автомобиль с грузом направился в Вильнюс.
Груз, который прибыл В Каунас 2 октября, был выгружен на складе «Alta transportas», а 7 октября был погружен в автомобиль, принадлежащий UAB «Ugtransa». И в этот раз груз сопровождал всё тот же серебряный «Volkswagen». Согласно заявлению в полицию, оба груза были выгружены в Вильнюсе, недалеко от адреса Жарию 2А.
В заявлении указывается и то, что перевозки грузов в Литве были оплачены наличными. Первая оплата была выполнена 30 сентября в Каунасе – в обусловленном месте деньги передал человек, который прибыл на серебряном «Volkswagen». Во второй раз (7 октября) деньги на месте выгрузки передал человек, представившийся как Д. Жвинклис. Кроме того, в заявлении указывается, что пока грузы направлялись из Каунас в Вильнюс, все документы находились у водителя уже не раз упомянутого серебряного «Volkswagen». Они у него так и остались.
Так кто же этот «Jauryklis»?
На протяжении всего этого времени представитель UAB «Jauryklis» информировал своих белорусских заказчиков по скайпу о том, что грузы движутся согласно графику. А 10 октября заказчикам уже не удалось связаться ни с упомянутым лицом, ни с его компанией.
На просторах интернета мы нашли четыре телефонных номера, по которым можно было бы связаться с UAB «Jauryklis» или Д. Жвинклисом. Но все они уже отключены, или не существуют.
Другой информации об этой компании нет. В течение последних лет ее оборот не превышал 50 тыс. литов (14 500 евро) в год. Не совсем понятно, как может работать такая компания – у большинства из нас личный «годовой оборот» больше. В штате сотрудников «Jauryklis» числятся два человека, она не НДС плательщик. В Центре регистров мы нашли информацию о том, что компания основана в 1997 году, в выписке регистрационного документа указываются только две фамилии: нынешний руководитель Вилюте Жвинклене и бывший директор Донатас Жвинклис. Мы поинтересовались и удивились тому, как выглядит офис компании (снимки внизу статьи). Возникает вопрос, какой деятельность занималась компания всё это время – транспортной или созданием хитроумных «схем» хищения грузов?
Доступ этой компании к бирже Cargo.LT закрыт с 2008 года – компания так и не смогла предоставить требуемые для участия в бирже документы.
Таинственный красный «MAN»
Перевозчики, которые осуществляли перевозку из Каунаса в Вильнюс, от комментариев отказались, поэтому вновь приходится опираться на факты, изложенные в заявлении полиции. Из заявления следует, что в этой истории принимал участие еще один грузовой автомобиль. В обоих случаях, когда грузы прибывали в Вильнюс, на выгрузке появлялся красный «MAN» с манипулятором. На борту грузового автомобиля была надпись «Banner Baterry». Этот автомобиль тоже мог быть заказан у ничего не ведающих предпринимателей. С другой стороны, в преступной схеме он мог быть использован умышленно. Редакция просить отозваться всех, у кого есть какая-нибудь информация, связанная с этим автомобилем.
Один из водителей, который вез груз в Вильнюс, говорит, что в то время, когда груз выгружали, он общался с водителем красного «MAN», который утверждал, что он является владельцем этого транспортного средства. Андрюс (или Аудрюс), как он себя назвал, сказал, что груз нужно отвезти недалеко – в район Жямеи Панеряй.
К сожалению, история на этом месте оборвалась. Об упомянутом транспортном средстве и его владельце больше нет никакой информации.
Кто разбогател, а кто обнищал?
Без всякого сомнения, ни грузоотправитель, ни грузополучатель не могут быть довольны таким исходом дела. Если полиции не удастся найти похищенный груз, их убытки будут довольно значительными. Грабители весь груз реализуют на чёрном рынке.
Предъявить претензии первым перевозчикам, доставившим груз из Чехии в Литву, и складу в Каунасе, где он был выгружен, вряд ли возможно. В схему хищения они были включены, вполне возможно, без их ведома и согласия. Но вправе задаться вопросом – останутся ли они профессиональными и надёжными партнерами в глазах своих коллег и заказчиков?
В конечном итоге, за непрофессионализм и беспечность экспедитора, заплатит владелец груза – если он не застрахован от кражи. И отправителю груза, тот кто вписан в экспортную декларацию, придётся заплатить НДС, так как декларация осталась незакрытой и груз остался в ЕС.
Советуем вспомнить публикации CargoNEWS о том, как выбрать надежного экспедитора и где можно навести о нём справки.
Сотрудникам полиции, которые расследуют это дело, желаем найти владельца таинственного «MAN» и Д. Жвинклиса лично. Надеемся, что им удастся распутать это дело, так как в мире логистики потерять репутацию хорошего транзитёра и перевозчика, как например это случилось пару лет назад со Словакией, очень легко! А вот восстановить потерянную репутацию будет совсем непросто.
Не позволяйте себя одурачивать, берегите свои грузы и проверяйте своих партнёров.
Дополнение
После данной публикации, администратор Cargo.lt общался с перевозчиками „Ogtransa“ и „Jutransva“, которые осуществляли перевозки Каунас-Вильнюс, а также с представителями „Kauno logistikos agentūra“. После данной беседы были выявлены новые детали, которые пролили свет на описанную ситуацию.
Оба перевозчика рассказали более-менее одинаковую историю: груз для перевозки Каунас-Вильнюс был найден на транспортной бирже, где был размещен от имени UAB „Kauno logistikos agentūrа“. Была предусмотрена цена за перевозку и 100 литов от данной цены должны были достаться менеджеру экспедитора, которая должна была «свести» заказчика и перевозчика.
Один из перевозчиков ранее уже работал с данной компанией. До этого момента никаких проблем не возникало, поэтому он согласился и в этот раз. Только после того, как пропал груз и один из перевозчиков предъявил претензии компании „Kauno logistikos agentūra“, стало ясно где собака зарыта.
Во время разговора, директор UAB „Kauno logistikos agentūrа“ рассказала, что получив претензии от перевозчика не совсем поняла что происходит. После разговора с менеджером вся ситуация стала ясна. Директор акцентировала внимание на том, что ей очень важна репутация фирмы и поэтому они никогда не участвуют в сомнительных предприятиях. Она утверждала, что в данном случаи управляющая действовала как физическое лицо, и компания ничего не знала о таком «бизнесе». После собрания, управляющая была наказана в дисциплинарном взыскание, далее с ней общались следователи, которые расследуют дело о хищении груза. Честно говоря, пока что был лишь один звонок от женщины, которая представилась следователем. Однако, никаких опросов ещё не было, хотя уже прошёл месяц.
Ранее UAB „Kauno logistikos agentūra“ не сотрудничала с UAB „Jauryklis“. Директор может только догадываться почему её сотрудник так поступила. Одна из возможных версий – желание поживиться за счет работодателя. Так как было обещано заплатить наличными за «услугу», то и заказчик не был толком проверен.
Комментарии адвоката
Что делать работодателю, чтобы избежать такого ущерба и что его ждёт если подобная ситуация происходит? Упомянутая ситуацию согласился прокомментировать представитель Адвокатской конторы „Magnusson ir partneriai“ Эдмунд Даунис. Он говорит, что было бы нелепо полагать, что существуют какие-то меры, благодаря которым работодатель сможет полностью защитить себя от недобросовестных работников. Адвокат замечает, что для того, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, а также возможных негативных последствий необходимо говорить о том, как работодатель сможет избежать претензий от третьих лиц, которые пострадали в подобных ситуациях.
Основным условием, при котором работодатель несёт ответственность за ущерб нанесённый его работником, является его прямое выполнение своих обязанностей, т.е. действия в интересах своего работодателя. Pаботодатель несёт ответственность за нанесённый ущерб работником, выполняющим свои обязанности, если за нанесённый в не рабочее время ущерб ответственность несёт сам работник.
Если работодатель не хочет нести ответственность за нанесённый ущерб, то в суде ему нужно будет доказать, что работник нанёс ущерб руководствуясь своими личными интересами, а не интересами компании. Действия, причинившие ущерб не связаны с исполнением трудовых обязанностей. Нужно обратить внимание на то, что в соответствии с судебной практикой работодателю придётся доказывать и то, что он предпринял разумные меры для предотвращения незаконных действий работника, которые повлекли за собой видимый ущерб.
Например, Верховный Суд Литвы, признал работодателя виновным в нанесении ущерба избитому его охранником клиенту. Это решение было аргументировано тем, что именно работодатель принял на работу неквалифицированного работника.
Если доказать, что ущерб, нанесённый работником третьим лицам не связан с его обязанностями, то доказать, что работодатель принимал меры, для предотвращения незаконных действий своего работника достаточно сложно.
Для того чтобы в случае суда облегчить поиск доказательств, работодатель изначально должен позаботится о средствах внутреннего контроля. Прежде всего, это касается юридических мер — правила работы, должностные положения или иные внутренние документы, в которых будут подробно описаны права и обязанности конкретного работника, также запрещённые и разрешённые действия, ход проводимой работы и т. п. Во-вторых, физический контроль, который связан с инструктажем, обучением, обсуждением, присмотром за рабочим местом и так далее. Всё зависит от специфики работы и не должно переходить за грани разумного.
В том случаи, если работодатель признан ответственным за ущерб, нанесённый работником третьим лицам и после того как этот ущерб возмещён, то работодатель приобретает право регресса над сотрудником, т.е. работник теперь несёт материальную ответственность перед работодателем в соответствии с Трудовым кодексом. Размер данной ответственности зависит от различных обстоятельств: формы вины работника, наличия договора о полной материальной ответственности и т. п.
Итак, в представленном случаи в суде работодателю придётся доказывать, что его работница была ведома личными интересами. Также ему следует сказать о предпринятых мерах для предотвращения незаконных действий, например, работодатель определил и ознакомил сотрудницу с порядком проведения проверки заказчика, подачи заказов, заключения договоров. Однако сотрудница преднамеренно или по грубой неосторожности пренебрегла данными указаниями.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.