Судебная практика в делах о потери груза на неохраняемых площадках

14669
Коротко рассмотрим несколько дел, связанных с кражей грузов с  неохраняемых площадок, и применением 29 статьи Конвенции CMR. 1 часть 29 статьи Конвенции CMR предусматривает, что перевозчик не может руководствоваться установками конвенции, которые освободили бы его от отвественности или её ограничивали (например, 8,33 SDR за килограмм потерянного веса груза brutto), если вред нанесён сознательно или по вине перевозчика, которая по закону приравнивается к преднамеренным действиям.
 
 
 Определение Высшего Суда Литвы 7 июля 2009 г
в гражданском деле № 3K-3-318/2009
о возмещении убытков
Истец  просил присудить у ответчика 295 085,48 Lt для возмещения убытков и 5 процентов годовых процентов от присужденной суммы, проценты считаются со дня выдвижения дела в суде до полного испольнения решения суда.  Груз – компьютерная техника – был утерян из-за того, что водитель, перевозя груз через Польшу, на ночь остановился на заправке „Shell“, оставил транспортное средство на окраине площадки, около мойки. Площадка была окружена деревьями, не ограждена, не охранялась. Ночью была осуществленна кража, с боку прорезан тент полуприцепа и выгружена компьютерная техника. Во время ограбления водитель спал в кабине тягача.
Суд как  первой, так и второй инстанции, расследуя это дело, установили, что водитель, зная, что везёт очень дорогой груз, проехал охраняемую стоянку, а через 700-800 метров на ночь остановился на стоянке заправки „Shell“. Оценив обстоятельства остановки водителя для ночёвки и выбранное место, суд установил, что водитель не вёл себя даже с минимальной осторожностью и заботливостью, не прибегнул ко всем возможным средствам для осуществления безопасности и устранения факторов риска потери груза. Водитель, будучи опытным, зная польский язык и не в первый раз следуя по этому маршруту, в качестве приоритета выбрал экономию средств, а не безопасность груза.
Обстоятельство указанное перевозчиком, что ему не было известно о том, что выбранная им часть площадки не попадает в поле зрения видеокамер, только подтверждает вывод, что не убедившись в этом, водитель вёл себя крайне неосторожно Тем более, что водитель для стоянки мог выбрать платную охраняемую стоянку, которая находится в 700-800 метрах до им выбранной площадки около заправки и которую он проехал. То обстоятельство, что водитель ночью не оставил груз, а остался ночевать в кабине тягача, так же не может оцениваться, как подходящее доказательство осторожности, заботливости водителя.
Применяя 29 стастью Конвенции CMR, большая неосторожность перевозчика может приравниваться к преднамеренным действиям. В законадательстве Литвы под большой неосторожностью подразумевается пренебрежение простейшими правилами осторожности и заботливости.  По оценке Коллегии Высшего Суда Литвы, которая расследовала это дело, суды, расследовавшие это дело, по установленным фактическим обстоятельствам, имели судебное основание квалифицировать дейтсвия перевозчика, как большую неосторожность, которая приравнивается к пренамеренным действиям, и применять неограниченную ответственность перевозчика, присуждая всю стоимость груза, и не применяя в 3 части 23 статьи Конвенции CMR предусмотренного ограничения ответсвенности (8,33 SDR за килограмм груза).
Определение Высшего Суда Литвы  14 апреля 2009 г
в гражданском деле № 3K-3-172/2009
о возмещении убытков

Отправитель груза заключил договор с перевозчиком о перевозке груза по маршруту Вильнюс-Паневежис, на основании которого перевозчик обязался привезти груз – алкогольные и неалкогольные напитки, табачные изделия. Часть этого груза была украдена, в то время, как автомобиль стоял на неохраняемой стоянке. Расследуя дело, установлено, что груз был привезён получателю раньше, чем было предусмотрено в заказе, а автомобиль с грузом оставлен на неохраняемой территории. То, что водитель оставил груз на неохраняемой и неограждённой территории, подтверждает вину ответчика, так как особо честный и ответственный водитель, прибыв на место доставки раньше установленного времени,  должен поставить транспортное средство на охраняемую и ограждённую территорию, тем самым обеспечив надлежащее осуществление обязанностей.

Большая неосторожность перевозчика в тех случаях, когда груз теряется из-за кражи, устонавливается, оценивая организацию доставки груза (маршрут, длительность, время отправления и прочее) и его осуществление (дачу точных указаний водителю, сотрудичество с получателем, чтобы груз был принят в установленном месте и в установленное время, чтобы не пришлось делать перерывов, остановок или ожиданий в небезопасной обстановке, выборе перерывов во время доставки и их осуществлении только в неотложных и других обязательных случаях, обеспечивая безопасность груза, и пр.) таким образом, чтобы было обеспечено сохранение груза. Неспособность доставить груз, не сохранив его, признана судом большой неосторожностью, которая приравнивается к преднамеренным действиям.
 
***
Обращаем Ваше внимание на то, что предоставленные сводки дел являются информативного характера, и не могут расцениваться как судебные заключения или консультация адвоката.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 54
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 089
0