Право, применяемое в сфере грузоперевозок по автомобильным дорогам

11458

При разрешении гражданских споров в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом нередко возникает вопрос, каким правовыми актами следует руководствоваться — международными (ЦМР конвенцией) или национальными (Дорожно-транспортным кодексом, Гражданским кодексом, правилами грузоперевозок по внутренним автомобильным дорогам). Ответ на этот вопрос важен не только для суда, но и для сторон договора о грузоперевозке, поэтому ответ надо знать ещё до подачи иска в суд.

 

Национальное право применяется в сфере грузоперевозок по внутренним автомобильным дорогам, т.е. по территории Литовской Республики. ЦМР конвенция, в свою очередь, регламентирует автомобильные грузоперевозки по международным маршрутам, т.е. когда отправитель и получатель груза находятся на территории разных стран.

 

Обратим внимание на то, что в определённых случаях в правовых отношениях применение ЦМР конвенции зависит от воли сторон. Гражданский кодекс предусматривает, что к правовым обязательствам может применяться выбранное сторонами право. Поэтому при заключении договора о грузоперевозке или организации грузоперевозки (экспедиции) стороны могут договориться использовать в своих отношениях ЦМР конвенцию, если только эта договорённость не противоречит императивным правовым нормам.

 

Например, в ст. 1, п. 4 ЦМР конвенции императивно указывается, что её применение невозможно к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям; к перевозкам покойников; к перевозкам обстановки и мебели при переездах.

 

Несомненно, стороны не могут договориться не использовать положения ЦМР конвенции, если во время перевозки груза за плату по международному маршруту сложились регулируемые ЦМР конвенцией правовые отношения.

 

Решая, может ли к возникнувшим отношениям применяться ЦМР конвенция, надо проверить, имеется ли вся совокупность установленных Конвенцией условий:

 

— перевозка выполняется автомобильным транспортным средством;

 

— перевозка выполняется за плату;

 

— место отправки и получения груза находятся на территории разных государств;

 

— страна-получатель и страна-отправитель являются членами ЦМР конвенции;

 

При наличии всех этих условий ЦМР конвенция применяется в обязательном порядке, и любая договорённость о применении национального права вместо ЦМР конвенции будет недействительной.

 

По договорённости сторон ЦМР конвенция может применяться в таких отношениях, которые не регулируются ею непосредственно (напр., в договорных отношениях между двумя экспедиторами).

 

Такая договорённость значит, что перевозка будет осуществляться согласно ЦМР конвенции. Несмотря на то, что ЦМР конвенция не регулирует все возможные между сторонами правовые отношения (напр., право задержки груза), её положения применяются для таких отношений, которые попадают в сферу регулирования Конвенции (напр., освобождение перевозчика от ответственности, границы ответственности и пр.).

 

ЦМР конвенция предусматривает особые правила, не установленные никаким другим правовым актом. При наличии противоречия между национальным законодательством и ЦМР конвенцией стороны обязаны основываться на ЦМР конвенции, руководствуясь принципом верховенства специального закона.

 

Национальные правовые акты в международных грузоперевозках применяются только в тех случаях, когда ЦМР конвенция не регламентирует конкретных вопросов, устанавливающих ответственность перевозчика, напр., распределение прав при погрузке, выгрузке, расположение грузов и ответственность за эти операции.

 

Сторонами договора о грузоперевозке являются отправитель и перевозчик, а сам договор составляется в пользу третьего лица – получателя. Надо отметить, что в процессе грузоперевозки участвуют не только эти лица. Практика показывает, что до момента доставки груза получателю, в договорной цепочке участвует несколько экспедиторов.

 

Из судебной практики можно сделать вывод, что деятельность экспедитора по организации перевозки груза иногда может быть регулируема ЦМР конвенцией. Решение о том, применять ли ЦМР конвенцию к деятельности экспедитора, принимается исходя из совокупности всех обстоятельств его участия в правовых отношениях и оценивая, какие обязанности и ответственность он берёт на себя, т.е. обязуется ли перевезти (хоть везёт не сам) или обязуется только организовать перевозку.

 

По договорённости сторон ЦМР конвенция может применяться в отношении не всего, а только некоторых частей договора. Это важно для установления ответственности за ненадлежащее выполнение договора о перевозке (экспедиции) — за опоздание доставить груз.

 

Дорожно-транспортный кодекс предусматривает, что при несвоевременной доставке груза перевозчик обязан возместить убытки, однако не полученные средства не возмещаются. С другой стороны, согласно ЦМР конвенции также нельзя требовать возмещения неполученных средств в случаях, когда грузу причинён ущерб или он потерян. Тем не менее, Конвенция устанавливает исключение: если в случае несвоевременной доставки груза, ответственное лицо предъявляет доказательств убытков, перевозчик обязан их компенсировать, хоть в таком случае они являются неполученными средствами.

 

Другой важный аспект, на который стоит обратить внимание сторонам договора при выборе правовых норм, заключается в том, что упомянутые правовые нормы по-разному устанавливают давность иска.

 

ЦМР конвенция устанавливает годичный термин давности исков по поводу грузоперевозок, осуществлённых согласно ЦМР конвенции. Преднамеренные действия и действия, приравниваемые к преднамеренным — термин давности иска 3 года. Дорожно-транспортный кодекс в любых случаях предусматривает двухгодичный термин давности, в течение которого могут быть предъявлены иски, связанные с договором о перевозке.

 

Стоит отметить и то, что договорённость сторон о применении положений ЦМР конвенции к договору или его частям, регламентирующим ответственность сторон, обеспечивает более объективную ответственность перевозчика, а также обязывает лицо, понёсшее расходы из-за несвоевременной доставки груза, безотлагательно защищать свои права.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 55
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 091
0