Порядок принятия и передачи груза, его перевозка и ответственность сторон

AngerConflict-199x132

Одна фирма заказала перевозку небольшого, но ценного груза. Груз занял половину европоддона, но его стоимость составила около 30 000 литов. При приёме груза было замечено, что упаковка и сам груз повреждены. Возник конфликт — перевозчик утверждает, что принял такой груз, а получатель требует возместить убытки.

Читатель Autoreviu.lt интересуется, правильно ли ведёт себя представитель перевозившей груз фирмы, отказывающийся принять ответственность за испорченный груз. За более подробным комментарием к нам обратилась страхования компания „If” и Литовская ассоциация перевозчиков автомобилями „Linava”.

Отвечает юрист Департамента возмещения крупных ущербов страховой компании „If” Милда Баркаускайте.

Перевозку грузов по международным маршрутам регламентирует Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Ею и необходимо руководствоваться при решении данной ситуации. Пунктом 1 ст. 17 Конвенции установлены основные принципы ответственности перевозчика: Перевозчик несет ответственность за груз в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю. Если при сдаче груза получателю замечено повреждение груза и/или его упаковки и если перевозчику выставлена претензия в порядке, установленном п. 1 ст. 30, то перевозчик обязан доказать, что он не несёт ответственности за ухудшение состояния груза. В вышеупомянутой ситуации перевозчик утверждает, что принял груз у отправителя в подобном состоянии. Для этого необходимо оценить документы перевозки, точнее, удостовериться, действительно ли при приёме груза перевозчик вписал в товарно-транспортную накладную ЦМР свои замечания о состоянии принимаемого для перевозки груза и его упаковки (такая обязанность перевозчика установлена п. 1 ст. 8 Конвенции). Если перевозчик не вписал в накладной никаких замечаний о внешнем состоянии груза и его упаковки, считается, что он принял для перевозки груз в хорошем состоянии, и у него возникает обязанность возместить убытки пострадавшего лица.

Страхование груза

Если во время приёма груза получатель надлежащим образом выставляет претензию перевозчику (согласно п. 1 ст. 30 КДПГ), т. е. документально доказывает, что ухудшение состояния груза произошло в период между принятием груза к перевозке и его сдачей, то такой случай является страховым. Конечно же, это утверждение носит лишь общий характер, так как многое зависит от конкретных условий страхового договора (существуют ли индивидуальные условия, из-за которых случай может оказаться нестраховым и т.д.).

Ответственность перевозчика

Стоит отметить, что, учитывая в вопросе указанные факты (дорогой, но небольшой груз), владелец груза обязан знать то, что согласно п. 3 ст. 23 ответственность перевозчика ограничивается в зависимости от массы-брутто груза, т.е. может произойти так, что пострадавшее лицо получит не всю компенсацию от перевозчика, хотя с точки зрения перевозчика это будет максимальной компенсацией. В таком случае рекомендуется дополнительное страхование груза.

Ответственность получателя

В принципе получатель не является стороной договора перевозки (сторонами договора перевозки являются грузоотправитель и перевозчик), поэтому согласно договор у него не возникает никакой ответственности. Получатель просто обязан доброжелательно общаться с перевозчиком при приёме груза: при осмотре и проверке груза (п. 5 ст. 30 Конвенции).

Порядок возмещения убытков

Если страхователь застрахован в компании „If”, то, узнав о случае, он должен в письменном виде (через интернет) сообщить страховщику об ущербе. Мы информируем его о том, какие документы и информация необходимы для установления наличия факта страхового случая, ответственного за ущерб лица, размера убытков и т.д. Получив необходимые документы и учтя условия страхового договора, мы принимаем решение, о котором сообщаем страхователю.

Акты приёма-передачи груза (если есть)

При наличии претензий по поводу состояния полученного груза представитель получателя вместе с представителем перевозчика должны подписать акт, в котором зафиксировано состояние полученного товара. Не существует определённой формы акта и требований к его содержанию — это зависит от конкретной ситуации. Важно, чтобы в акте были зафиксированы несоответствия груза указанному в документах о перевозке состоянию (напр., если испорчена часть груза — то какие товары согласно документам о перевозке испорчены, какой характер и масштаб порчи, т. д.), и чтобы акт был подписан обеими сторонами: представителем грузоперевозчика и грузополучателя.

Требования к упаковке и креплению груза

Общее правило — упаковка груза и крепление должны соответствовать выдвигаемым к соответствующему грузу требованиям. Грузоотправитель несёт ответственность за пригодность упаковки. Будучи профессионалом в своей сфере, отправитель обязан обеспечить такую упаковку груза, при которой груз был бы представлен получателю без повреждений в случае отсутствия каких-либо дорожно-транспортных происшествий во время его транспортировки.

Специалист по вопросам страхования Литовской национальной ассоциации перевозчиков автомобилями „Linava” Гинтарас Лешчинскас.

Описанная ситуация является типичной для перевозчиков, страховщиков, отправителей и получателей дорогих грузов. Такая ситуация возникает при приёме груза получателем, когда визуально заметно повреждение упаковки, её части или всего груза, полное его уничтожение. Юридический конфликт неизбежен, так как интересы сторон противоположны, а стоимость груза (30 000 литов) слишком велика, чтобы одна из сторон приняла на себя ответственность и возместила ущерб пострадавшей стороне (сторонам) или чтобы пострадавшая сторона согласилась с убытками, не виня другие стороны и не надеясь на компенсацию убытков. В указанной ситуации необходимо определить и назвать виновника. Спор может решаться в суде: каждая из сторон должна незамедлительно собрать, правильно оформить и при необходимости представить суду свои доказательства, документы, свидетелей. Это поможет освободить сторону от обязательства компенсировать убытки и определить настоящего виновника, которому и перейдёт данное обязательство.

Страхование грузов

Традиционно самой надёжной охраной груза в такой ситуации является страхование, так как страхователем может быть грузоотправитель, перевозчик, получатель или любое другое заинтересованное в возмещении возможных убытков лицо в случае, если груз испорчен, уничтожен во время транспортировки, хранения и складирования. Если груз застрахован и в тексте договора страхования нет оговорок, дающих возможность избежать компенсации убытков, то для страхователя такой страхование груза является наиболее надёжным. Ассоциация „Linava” советует перевозчикам ещё до приёма груза убедиться в том, приобрёл ли отправитель или другое лицо необходимое страхование груза. Случается и так, что, например, владелец груза ведёт себя безответственно и не страхует своей груз, из-за чего возникает огромный риск всем сторонам.

Ответственность перевозчика (согласно КДПГ)

У перевозчика появляется значительный финансовый риск в случаях порчи или уничтожения груза. Желая избежать риска, перевозчик может сам застраховать груз грузовым страхованием и по этой причине понести дополнительные убытки. Ещё один вариант — застраховать гражданскую ответственность перевозчика страхованием УМР, действующим при международной перевозке груза дорожным транспортом. Страхование УМР распространяется только на гражданскую ответственность перевозчика в отношении груза, но не на сам груз. Для того, чтобы убытки были возмещены, необходимо доказать вину перевозчика и обстоятельства, освобождающие страховщика от страховой выплаты или дающие ему право уменьшить размер страховой выплаты. Страхование ЦМР является ограниченным, страховые выплаты по нему — невелики, а его применение вызывает немало споров. В случае наличия такого страхования гражданская ответственность перевозчика будет ограничена п.8,33 специального права заимствования (SDR) за каждый недостающий килограмм массы-брутто, т.е. около 32 литов за 1 кг, или же в случае, если перевозчик застраховал груз на сумму большую стандартной, он может избежать обязательства возместить убытки за порчу или уничтожение груза во время его транспортировки.  На самом деле перевозчики очень редко страхуют грузы на сумму больше стандартной, поэтому очень часто возникают проблемы по поводу порчи и уничтожения лёгких, но дорогих грузов.

Требования к упаковке и креплению груза

Грузоотправитель должен надлежащим образом подготовить груз к отправке: правильно упаковать его и отметить, чтобы груз достиг получателя в пригодном виде. Во время транспортировки груза водитель может быть вынужден резко тормозить или ехать через ямы, а грузоотправитель, подготавливая груз, должен учесть расстояние, состояние дорог, силу инерции, вибрацию и подготовить груз таким образом, чтобы он не был испорчен.

КДПГ не установлено, кто должен производить погрузку, перегрузку и разгрузку груза, поэтому на практике это устанавливается сторонами путём взаимного соглашения. Ст. 10 КДПГ установлено, что отправитель отвечает за все последствия ненадлежащей упаковки или её отсутствия, кроме случаев, когда во время приёма груза перевозчик знал или о повреждении или оно было очевидным, но перевозчик не сделал соответствующую отметку в накладной. Перевозчик, принявший груз невнимательно и не вписавший нужных замечаний в накладной, принимает на себя огромный риск, и позднее при возможном возникновении ущерба в результате повреждения упаковки груза или повреждения, уничтожения самого груза, ему придётся самому доказывать, что груз или его упаковка не были повреждены вследствие его некачественной упаковки, непригодной для перевозки дорожным транспортом.

Ст. 11 КДПГ устанавливает, что грузоотправитель обязан обеспечить перевозчика всеми документами, информацией, необходимой для выполнения всех таможенных процедур и прочих формальностей. Исключительная обязанность отправителя — представить перевозчику всю необходимую информацию и документы. Перевозчик не обязан сам собирать документы и информацию, он также не обязан проверять их содержание. Риск вследствие убытков, возникших по причине ненадлежащего, неполного оформления документов, возникает исключительно у отправителя, если он не докажет вины перевозчика. Перевозчик, принимая груз, визуально оценивает внешнее состояние упаковки груза и, заметив повреждения, вписывает соответствующие заметки в грузовой накладной. Это представляет исключительную важность для перевозчика. Так он может избежать ответственности за повреждение упаковки груза или порчу, уничтожение груза по вине водителя.

Важно отметить, что ч. 2 ст. 17 КДПГ установлено: «Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить».

Отправитель должен проинформировать перевозчика о том, как обеспечить безопасность перевозки специфического груза (особенные свойства груза, конкретные условия его погрузки, разгрузки, крепления, перевозки, поддержание необходимой температуры и т.д.). Грузоотправитель отвечает за правильность такой информации, а перевозчик обязан придерживаться указаний отправителя и при необходимости попросить отправителя уточнить уже представленную информацию.

Документы, подтверждающие передачу, приём груза и пр.

При передаче и приёме груза должны заполнятся акты его приёма и передачи, т.е. стандартные для этой процедуры бланки. При выполнении международной перевозки дорожным транспортом ответственность перевозчика ограничивается международными конвенциями (КДПГ, МДП), международными договорами, транспортным кодексом Литовской Республики, прочими кодексами и правовыми актами.

Используемые при перевозке документы: договор перевозки груза (заявка); накладные (ЦМР), счёт (инвойс), упаковочные листы (packing list), различные разрешения, при необходимости, сертификаты о пригодности холодильного оборудования (FRC, ATP), акты приёма и передачи груза, книжки МДП, таможенная декларация и прочие документы.

В документах перевозки обычно указываются следующие данные: названия грузоотправителя и получателя, адреса пунктов отправки и доставки, вес или количество, тип транспортного средства, время его представления, сроки погрузки, разгрузки и перевозки, специальные условия перевозки груза и прочие данные, а также документы, обязательные для выполнения грузоперевозки.

Ответственность грузополучателя

Установив, что доставленный перевозчиком груз испорчен, напр., повреждена его упаковка, груз или его часть испорчена или уничтожена, грузополучатель составляет и подписывает акт о порче или уничтожении упаковки, груза или его части. Акт также должен быть подписан водителем и другими участвующими в процедуре лицами. Об этом следует информировать и страховщика. Если груз застрахован страхованием груза или страхованием ЦМР, начинаются формальные действия по установлению виновника происшествия и возмещения принесённых убытков. Подписывая такой акт, водитель перевозчика только подтверждает факт порчи, и он не обязан вносить свои замечания по поводу принятия или непринятия на себя ответственности за ущерб грузу.

Порядок возмещения убытков

Получатель вписывает замечания о понесённых убытках (в случаях порчи или уничтожения груза) в экземплярах накладной для перевозчика и получателя.

Вписывается: напр., количество повреждённых/недостающих/испорченных/уничтоженных упаковок, их отметки; характер ущерба (порвано, разбито, облито жидкостью и пр.); причина ущерба, если известна (надорванная/разбитая/упавшая упаковка, груз промок по причине разорванного тента и пр.); фотографии испорченного груз/упаковки, когда груз ещё находится в транспортном средстве; объяснительная водителя; свидетельства соответствующих институций и прочие документы; вписывается дата фиксирования этих обстоятельств, затем документ подписывается. Владелец груза (обычно — получатель) рассчитывает и выставляет претензию (обычно — перевозчику) вместе с документами, доказывающими убытки и право требования компенсации. Данные документы вместе с претензией предъявляются страховщику.

Если случай признаётся страховым, страховщик компенсирует ущерб пострадавшему лицу (лицам) в течение нескольких рабочих дней (если случай несложный и ущерб невелик, в противном случае этот процесс может затянуться на несколько месяцев или лет из-за длительных судебных процессов). Если случай не признаётся страховым, претензии, вопросы поиска виновного лица и возмещения ущерба решаются в суде.

Комментарии

Стесик Глеб 2013-01-18 11:41

Здравствуйте В. Мисявичюс. Думаю в этой статье вы немного слукавили. Статья 23 конвенции КДПГ определяет ответственность транспортера в случаи полной или частичной потери груза. Нигде в международных документах не прописано что полная или частичная порча груза приравнивается к утере груза. Поэтому в случае порчи груза нет градации от веса... 10 кг. груз весит или 10 тонн, ЦМР страхование будет возмещать всю стоимость груза а не 25 франков за килограмм.Прогиб под страховые компании засчитан :).


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 091
0