Несмотря на то, что ни Гражданский кодекс Литвы, ни Кодекс дорожного транспорта, ни Конвенция CMR напрямую не указывают, что договор о перевозке должен быть составлен в письменном виде, учитывая специфику работы перевозчиков и судебную практику, перевозчикам во всех случаях рекомендуется составлять письменные договоры.
Почему? Прежде всего, потому, что даже если бы была возможность доказать устный договор благодаря накладным или показаниям свидетелей, процесс доказывания был бы гораздо сложнее и затянулся дольше, чем основанный на письменном договоре судебный процесс. Кроме того, некоторые обычные в практике перевозчиков условия договоров вообще не могут быть оговорены устно. Например, неустойки, т.е. штрафы за простои, непредоставление автомобиля или груза и другие нарушения условий договора о перевозке. Опираясь на ст. 6.72 Гражданского кодекса Литвы, договор о неустойках всегда должен быть письменный, поэтому если вы устно договоритесь о том, что за каждый день простоя транспортного средства на месте загрузки будет выплачиваться 100 евро, заказчику отказавшись эту сумму оплатить, в суде нельзя будет опираться на показания свидетелей для доказательства факта договора о неустойках. В конце концов, заключая договоры с перевозчиками и заказчиками из других стран, можете попасть в ситуацию, когда право иностранного государства не признаёт не в письменном виде составленных договоров о перевозке, а на правильно составленный письменный договор вы сможете опираться практически во всех судах европейских государств.
Цель этой публикации – помочь лицам без юридических знаний понять основные элементы договора о перевозке и различить возможные риски.
Стороны договора о перевозке
Договор о перевозке всегда заключают две стороны – заказчик и перевозчик. Текс т договора обычно предлагает одна из сторон, поэтому чаще всего он составлен на более выгодных условиях для предлагающей стороны. Учитывая это, привычка не углубляться в текст договора, надеясь, что угрожающие штрафы останутся лишь цифрами на бумаге, является более чем неосторожной. Еще одна неразумная «привычка» — желание угодить другой стороне договора, услуги или заказ которой на тот момент нужны, из-за чего возникает опасение требовать равных или хотя бы разумных условий перевозки.
Согласно договору о перевозке груза, перевозчик обязуется перевезти груз отправителя в пункт назначения и передать получателю, а заказчик обязуется заплатить за доставку груза установленную плату.
В любом случае, важно помнить, что договоры должны подписываться на равных для обеих сторон условиях, и пока мы будем бояться противостоять навязанным условиям договоров, в случае споров одна из сторон может пострадать. Жалко, но часто только после каких-то недоразумений (непредоставление груза вовремя, простои, неоплата услуг вовремя и пр.), стороны начинают внимательно читать составленные договоры и углубляться в их условия.
Термин договора и название
Договор о перевозке может быть составлен на определённый период, несколько перевозок или быть одноразовым. Важно знать, что название договора в юридическом смысле не является очень важным, т.е. независимо от его названия («Заказ», «Договор-заказ», «Договор о перевозке груза» и пр.), к договору о перевозке он причисляется по истинному желанию сторон и выполненным действиям. Поэтому, если стороны обязались с одной стороны – перевезти груз и передать его получателю, а с другой стороны – заплатить за перевозку, независимо от названия документа договор будет считаться договором о перевозке.
Обязанность оплатить перевозку
Всем известно, что международные дорожные перевозки выполняются на условиях Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – Конвенции CMR). Именно в ней предусмотрены основные права и обязанности перевозчика и отправителя, однако есть немало вопросов (простои, дополнительный пробег, условия оплаты и пр.), которых конвенция не регламентирует, поэтому стороны могут о них договориться, а это значит – и вести переговоры.
Оплата перевозки – обязательное условие оплачиваемой услуги. Казалось бы, что строка договора, в которой упоминается оплата предоставленной услуги, должна быть внимательно рассмотрена и понятна. Увы, в практике случается, что это условие сформулировано нечётко. Часто встречающаяся «хитрость» заказчика – неуказанный термин оплаты перевозки. В таком случае перевозчик не знает, с какого момента он имеет право требовать оплаты и считать проценты. Так же случается, что указывается количество дней, когда заказчик должен оплатить перевозку, но непонятно, с какого момента эти дни считаются – с момента загрузки/разгрузки или другого события (предоставления счёта или накладной).
Термин оплаты должен быть обозначен конкретным количеством дней или периодом (неделями, месяцами) с определённого события или от конкретной даты (например, «до 1 июля 2010 г.», «до дня доставки груза» и пр.). Если заказывается несколько транспортных средств, важно выяснить, как указана оплата – за перевозки, выполненные всеми транспортными средствами или только одного, и, выяснив это, письменно всё зафиксировать. Кроме того, если стороны договорились, что перевозчик помимо самой перевозки выполнит дополнительные действия, необходимо выяснить, указана ли в договоре оплата за все действия (например, оформление документов, помощь на загрузке-разгрузке и пр.), т.е. так называемый “all in” или «всё включено» или только за перевозку.
Штрафы за простои и другие нарушения договора
Не забывайте письменно договориться о размере и условиях оплаты штрафов за непредоставление груза/транспорта. Не выполнив этого письменно и вовремя, договориться о штрафах из-за простоев или непредоставления груза становится практически невозможно, так как заказчик не склонен этого обсуждать. Если в договоре письменно указан размер штрафа, убедитесь, что чётко указан и период, за который выплачивается штраф, т.е. «за сутки», «за день», «за час» и пр. Так же чётко договоритесь о выходных и праздниках, т.е. выясните, будут ли они вписаны во время простоя. В конце концов, обратите внимание на то, какие простои оплачиваются – только те, которые образовались на местах загрузки/разгрузки или и те, которые были на таможне и пр.
Проверьте, являются ли назначенные для Вас и заказчика штрафы примерно одинаковыми, например, если за опоздание предоставить транспортное средство перевозчику назначается штраф в 50 евро, похожий штраф должен назначаться и заказчику за опоздание предоставить груз. Конечно, перевозчики и заказчики могут утверждать, что, например, опоздание транспортного средства, когда за складирование груза надо платить, ждёт специально для погрузки нанятый кран и пр. стоит больше, чем простой перевозчика, не использующего топлива и наоборот. Однако очевидно, что если в договоре оговариваются штрафы за простои транспортных средств, стоит аналогично договориться и о штрафах, связанных с опозданием транспортного средства на место загрузки.
Так же нужно обратить внимание на условия отмены договора – должны быть созданы одинаковые условия для обеих сторон, а в случае неустойки, связанной с отменой договора (непредоставлением груза, транспортного средства), они должны быть разумного размера, соответствующего возможным потерям сторон.
Термин доставки груза
Убедитесь, что в договоре чётко указан термин доставки груза. Он, так же как и термины оплаты за перевозку, может быть выражен конкретной датой или количеством дней с определённого события. Если такой термин в договоре не указан, потраченное на рейс время должно сравниваться с разумным отрезком времени, необходимым для преодоления аналогичного расстояния в аналогичных условиях. В практике нормой обычно считается 450-500 км в день. Поэтому перевозчик должен обратить внимание на слишком большое предусмотренное в договоре расстояние, которое может быть выражено не только дневной нормой, но и слишком маленьким термином, выраженном в днях. Не забывайте, что некоторые правила страховки CMR предусматривают, что страховка CMR не действует в тех случаях, когда договариваются о слишком коротком термине перевозки, который в нормальных условиях не может быть осуществлён.
Условия, связанные с потерей/порчей груза
Перевозчик должен знать, что потеряв часть груза, оплата перевозки может быть уменьшена пропорционально потерянному количеству груза, поэтому часто встречающиеся установки договора, «узаконивающие» неполную оплату при частичной потере или порче груза, не должны допускаться. Очень важно знать, что потеряв часть или весь груз, компенсация не может быть больше 8,33 расчётной единицы (на данный момент это составляет примерно 33-34 лт) за каждый недостающий килограмм веса брутто. Поэтому ни в коем случае не соглашайтесь с предлагаемой заказчиками установкой договора, согласно которой, убытки возмещаются по общей стоимости груза, не придерживаясь в Конвенции CMR предусмотренных ограничений, если заказчик не предлагает за это дополнительной платы.
Дополнительные километры
Перевозчики очень часто забывают согласовать условия насчёт дополнительных километров, однако если необходимо изменить маршрут, заказчики избегают удовлетворения требований перевозчика. Поэтому для того, чтобы избежать ненужных споров во время рейса, рекомендуется в договоре заранее договориться о цене каждого дополнительно пройденного километра.
Информирование о ходе выполнения условий договора
Еще одна установка, которая перевозчикам кажется «невинной» — требование заказчика информировать его о ходе рейса. Часто заказчики требуют письменно информировать о любых отклонениях от нормального хода рейса, а если это не делается, всю ответственность за образовавшиеся убытки перекидывают на перевозчика. Поэтому необходимо внимательно проанализировать упомянутые условия договора, оценивая реальную возможность во время рейса выполнить эти требования заказчика.
Место решения споров
Лица без юридического образования (чаще всего – менеджеры) только в особых случаях обращают внимание на установки, определяющие подсудность споров. Если предложившей договор стороной является заказчик, он заинтересован в том, чтобы споры решались там, где он находится (в его стране, городе, окрестности), если перевозчик – наоборот, по своему местонахождению. Всегда обращайте на это внимание и старайтесь искать компромисс – решения споров по местонахождению ответчика или других благоприятных условий. Кроме того, обратите внимание, нет ли в договоре арбитражной оговорки, которая означает, что спор будет передан на рассмотрение арбитражному суду, а не рассматриваться в судах общей компетенции (кстати, в России суды общей компетенции называют арбитражными судами, однако здесь имеются в виду оговорки о рассмотрении споров в настоящем арбитраже, т.е. суде третьих лиц, относящихся, например, к Дворцу промышленности и торговли и пр.). При возникновении обычного спора насчёт оплаты перевозки арбитражная оговорка может предоставить более благоприятные условия для решения спора, чем договор о рассмотрении споров в судах общей компетенции.
Изменения текстов договора
Во время переговоров все желаемые изменения договора занесите в электронный носитель, а если такой возможности нет (получив заказ по факсу или отсканированную его версию), помимо рукой исправленных установок требуйте запись заказчика о приемлемости поправки и подтверждающую это подпись или согласуйте окончательный текст договора и только тогда его подпишите. Не выполнив этого, Ваши односторонние поправки не всегда будут считаться действительными, особенно если изначально в заказе была установка, предусматривающая недействительность односторонней поправки договора.
Следует отметить, что в практике всё еще бывают случаи, когда договоры о перевозке составляются устно. Однако даже если письменного договора нет, накладная должна быть основным доказательством, что договор о перевозке составлен, так же подтверждением его условий и доказательством, что груз перешёл в диспозицию перевозчика. Несмотря на это, считаем, что правильно составленный письменный договор может Вам помочь застраховаться от ненужных ошибок и споров с другой стороной договора.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.