Обязанность отправителя заботиться о сохранности груза

10784

Во время перевозки груза дорожным транспортом наибольшую ответственность за его сохранность несёт перевозчик. Тем не менее, обязанности отправителя являются не менее важными, если он заинтересован доставить груз получателю в целости и сохранности. Указанные в правовых актах обязанности отправителя имеют непосредственное влияние на своевременную и безопасную доставку груза и должны выполняться тщательно и ответственно.

 

Обязанность предоставить перевозчику все необходимые документы и информацию

 

Ст. 11 конвенции ЦМР предусматривает обязанность отправителя предоставить перевозчику все документы и информацию, необходимые для выполнения таможенных и прочих формальностей (разрешения на импорт/экспорт и пр.). От выполнения этой обязанности зависит своевременная и безопасная доставка груза получателю.

 

Стоит отметить, что предоставление всех документов и информации является исключительной обязанностью отправителя. Перевозчик не только не должен заботиться о сборе всех необходимых документов, он также не должен и не обязан проверять содержание и всесторонность этих документов и информации. Он обязан лишь хранить эти документы и использовать их точно по назначению.

 

Итак, вся ответственность за убытки и ущерб, которые могут быть понесены из-за недостаточного или неправильного оформления документов, ложится на отправителя, кроме случаев, когда он может доказать вину перевозчика.

 

Для того чтобы груз был доставлен получателю невредимым, перевозчик также должен получить информацию о мерах обеспечения безопасной доставки груза, т.е. он должен знать специфические, особые характеристики груза и условия, в которых груз должен перевозиться. Чаще всего это бывают условия, связанные с поддержанием определённой температуры, креплением, грузоподъёмностью, если перевозчик обязуется это выполнять.

 

Отправитель, как производитель товара или специалист, ответственен

 

 за правдивость данной информации. Перевозчик обязан придерживаться данных отправителем указаний и при необходимости попросить отправителя уточнить информацию.

 

Обязанность правильно подготовить груз для перевозки

 

Отправитель обязан подготовить груз для перевозки — упаковать и отметить его нужным образом. Данная обязанность отправителя существует для того, чтобы груз мог достичь получателя в невредимом состоянии.

 

Так как перевозчик не всегда знаком со спецификой перевозимого товары, отправитель обязан позаботиться об упаковке и обозначении груза. Ст. 10 Конвенции ЦМР установлено, что отправитель несёт ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок. Перевозчик, принявший груз и не внёсший замечаний в накладную, принимает на себя ответственность и при возникновении повреждений должен будет доказать, что они возникли по причине неправильной упаковки.

 

Несомненно, стороны могут договориться о том, что упаковка груза — это обязанность перевозчика. В таком случае перевозчик ответственный за упаковку и обозначение груза.

 

На практике специально подготавливаются только те грузы, которые из-за своих характеристик при перевозке могут навредить содержимому груза, водителю или даже третьим сторонам. Обозначение груза предоставляет информацию непосредственно для лиц, выполняющих погрузку, разгрузку, перегрузку или хранение груза. По этой причине упаковка должна быть обозначена так, чтобы перевозчик знал стоимость товаров. Также эта информация необходима для правильной доставки груза в место назначения.

 

Таким образом, отправитель заботится о надлежащей упаковке и обозначении груза, а перевозчик, принимая груз, оценивает внешнее состояние упаковки и, если необходимо, вписывает те или иные замечания в накладную.

 

В таком случае большая ответственность за риск при подготовке товара к отгрузке ложится на отправителя, поэтому он обязан весть себя осторожно и внимательно. В противном случае он будет обязан возместить все убытки, понесённые из-за неправильной подготовки груза к перевозке, кроме случаев, когда ущерб был понесён по вине перевозчика.

 

При возникновении ущерба перевозчик может воспользоваться положением подпункта b п. 4 ст. 17 Конвенции ЦМР, согласно которому перевозчик освобождается от ответственности, если повреждение груза связано с отсутствием или повреждением упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их. Перевозчику достаточно лишь указать существование такого обстоятельства и, если недостатки упаковки были очевидными, сделать соответствующую запись в накладной.

 

Ответственность вовремя и должным образом погрузить груз в транспортное средство

 

Ещё один аспект, имеющий непосредственное влияние на безопасную доставку груза в место назначения, — это правильная погрузка груза в транспортное средство.

 

Хотя правовые акты не регулируют процесс погрузки, выгрузки и перегрузки груза, а сторонам не запрещено договариваться об этом, чаще всего погрузка в транспортное средство является обязанностью отправителя. Если отправитель возлагает на себя обязанность погрузить груз, то он обязан сделать это надлежащим образом и вовремя.

 

Во-первых, отправитель, зная специфику своих товаров, обязан заказать подходящее транспортное средство для перевозки определённого вида груза. Перевозчик в свою очередь должен предоставить исправное транспортное средство такого типа, какой потребовал отправитель.

 

В транспортном средстве груз должен быть расположен и закреплён согласно требованиям безопасности движения и условиям перевозки. Зачастую отправитель просто загружает груз, а работу по его креплению оставляет водителю. Если отправитель указал способ крепления груза, перевозчик обязан придерживаться данных ему указаний. Если указаний не поступило, то перевозчик должен руководствоваться общими правилами крепления грузов.

 

При возникновении сомнений или неясностей перевозчик должен обратиться к отправителю с просьбой предоставить ему объяснения или указания по креплению груза.

 

Также отправитель, загружая, должен обратить внимание на качества перевозимых товаров. Если необходимо, отправитель должен воспользоваться специальными креплениями или разделить товары. Особенности товара прекрасно понимает только отправитель, поэтому на него возлагается обязанность грузить товары так, чтобы их перевозка была безопасной. В противном случае на него будет возложена вся ответственность за возможный ущерб.

 

Если же перевозчик обязался погрузить груз, имеющий особые характеристики, то в таком случае отправитель обязан дать перевозчику все необходимые инструкции и предоставить всю необходимую информацию для выполнения этой работы.

 

Если же работы по погрузке и креплению выполняет отправитель, перевозчик обязан проверить, соответствует ли расположение груза и его крепление требованиям безопасного движения. Это является обязанностью перевозчика, так как он специалист в сфере перевозок. Если погрузка груза происходит с нарушением правил безопасного движения, то перевозчик обязан требовать у отправителя перегрузить груз или отказаться от его перевозки. В противном случае он может быть привлечён к ответственности за возможный ущерб.

 

В заключение, стоит отметить, что все указанные обязанности отправителя не освобождают перевозчика от обязанности следить за безопасностью груза. 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 55
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 091
0