Контрабанда является одним из наиболее опасных административных экономических нарушений. Вред наносится не только экономическим интересам той страны, в которую она завозится, но и фирме, в которой работает водитель. Контрабанда признаётся правовым нарушением во всех государствах.
Административная и уголовная ответственность
Законы Литовской Республики отделяют контрабанду от административных нарушений и устанавливают конкретные признаки различия.
Согласно регламентированию Уголовного кодекса Литовской Республики (далее – уголовный кодекс), контрабанда является намеренным тяжёлым преступлением, по объекту покушения приписываемым к преступлениям против экономики и бизнес-практики. Состав преступления контрабанды утверждён в ст. 199 уголовного кодекса. В данном случае устанавливается граница в 250 МПМ (на данный момент соответствует 32 500,00 Lt), которая отделяет контрабанду, как административное правонарушение, от уголовного преступления. Решающее значение имеет стоимость товаров, перевозимых через государственную границу. От этой стоимости зависит, к какой ответственности – административной или уголовной – может быть привлечено лицо. Если стоимость товаров составляет 32 500,00 Lt включительно, лицо привлекается к административной ответственности, если стоимость превышает 32 500,00 Lt – это уголовная ответственность. Так же контрабанда трактуется как преступление и подразумевает уголовную ответственность и в том случае, когда через границу перевозятся товары ограниченного гражданского оборота или полностью выбранные из гражданского обороты вещи. Такими вещами являются культурные ценности, антиквариат, огнестрельное оружие, взрывчатка, радиоактивные вещества или другие вещи, имеющие стратегическое значение для безопасности и наркотические, психотропные вещества.
Штрафы и санкции
Уголовный кодекс за контрабанду, в зависимости от тяжести преступления, предусматривает штраф размером до 300 МПМ (на данный момент соответствует 39 000,00 Lt) или лишение свободы сроком до 10 лет. В практике часто случается, что такое преступление совершается при участии нескольких лиц, например, при сотрудничестве собственника транспортного средства (работодателя) и водителя транспортного средства. В данном случае, для того, чтобы признать собственника транспортного средства сообщником, необходимо установить, что его действия (бездействие) являются важными для общего преступления, так как создают условия для действий водителя или их дополняют. Если доказывается, что собственник транспортного средства и водитель действовали как сообщники, для обоих лиц устанавливаются одинаковые основания уголовной ответственности. Следует отметить, что согласно уголовному кодексу, к ответственности может быть привлечено и юридическое лицо (сама транспортная фирма).
Кодекс административных правонарушений Литовской Республики (далее – КАП) за контрабанду предусматривает штраф, который в зависимости от стоимости товаров может достигать от 500 до 20 000 Lt , а так же конфискацию средств, предназначенных для перевозки или скрытия перевозимых через границу вещей. Следовательно, КАП, в отличие от уголовного кодекса, предусматривает конфискацию средств для перевозки контрабанды.
Контрабандный товар и средства его перевозки могут быть конфискованы в любом случае, вне зависимости от стоимости и количества товара. Иными словами, при незаконной перевозке любого количества декларируемых таможней товаров, денег, художественных ценностей или других вещей, грозит конфискация транспортного средства – грузовика, тягача, полуприцепа, автопоезда. Административное дело, а вместе с тем и вопрос о конфискации транспортного средства рассматривает суд. Чаще всего конфискация транспортного средства обосновывается тем, что водитель этого транспортного средства перевозил контрабанду через границу Литовской Республики, хотя знал и понимал последствия таких действий. Контрабанда была спрятана в транспортном средстве, которое было оборудовано для её перевозки, в нём был тайник, который усложнил нахождение контрабандного товара и пр.
Для обеспечения судопроизводства дел об административных правонарушениях, должностные лица таможни могу временно, до тех пор, пока будет рассмотрено дело, арестовать транспортное средство, его ключи и документы. Право проверки лица и вещей, задержки подозреваемых в нарушении, доставки их в служебные помещения полиции есть так же у должностных лиц Охраны государственной границы. Это предусматривает Закон Литовской Республики об охране государственной границы. Следовательно, должностные лица Охраны государственной границы имеют право проверять, какие вещи перевозятся через границу Литовской Республики, а после установки признаков преступления обязаны информировать правоохранительные органы, обладающие правом провести досудебное расследование.
Правовая логика требует, чтобы административное нарушение было назначено нарушителю, следовательно, должны быть конфисковано принадлежащее нарушителю транспортное средство. Однако в случае контрабанды, средство административного воздействия может применяться и в отношении лица, передавшего транспортное средство нарушителю. Право на собственность является одним из естественных прав человека, однако при этом запрещается использовать имущество таким образом, чтобы другим лицам или обществу был нанесён вред. Такая обязанность остаётся и в том случае, если собственник передаёт транспортное средство для использования работнику. Соответственно, обязанность водителя – использовать транспортное средство таким образом, как полагается умному, заботливому человеку.
Тот факт, что транспортное средство, с помощью которого сделано правонарушение, не принадлежит нарушителю (обычно оно принадлежит работодателю – транспортной фирме или лизинговой компании), не является основанием для неприменения конфискации транспортного средства как основного или дополнительного административного взыскания. Конституционный суд, оценивая соответствие 1 ч. 26 ст. КАП Конституции ЛР, указал, что «конфискация третьим лицам принадлежащей вещи, которая была инструментом для контрабанды в административном правонарушении, приравнивается к фактической её гибели, поэтому собственник теряет возможность вернуть его натурой у честного приобретателя». Следовательно, в тех случаях, когда собственник передал транспортное средство другому лицу, а тот, используя транспортное средство, перевозил контрабанду через государственную границу, из-за чего транспортное средство было конфисковано, право собственника требовать транспортное средство у государства ограничивается независимо от того, что сам собственник нарушения не сделал и контрабанду не перевозил. В этом случае конфискация транспортного средства характеризуется как принудительное безвозмездное его изъятие в государственную собственность.
Нужно оценить и то, что контрабанду можно осуществить только преднамеренными действиями. Правонарушитель понимает, что перевозит товары, нарушая законы, и понимая это, преднамеренно пользуется принадлежащим работодателю автомобилем.
Суд, оценивая вопрос назначения административной меры наказания, в каждом случае обращает внимание на индивидуальные обстоятельства дела и административного правонарушения. При рассмотрении вопроса о конфискации транспортного средства важно то, каким образом перевозилась контрабанда. Если контрабандный товар перевозился в специальных тайниках автомобиля, например, в запасном топливном баке, двойном дне и пр., считается, что способ перевозки контрабанды является профессиональным.
Так как к правонарушению готовятся заранее, такие действия более опасны для общества. Кроме того, в таком случае более вероятно, что в незаконных действиях в качестве непрямого сообщника может участвовать и собственник транспортного средства, который обязан следить за состоянием транспортного средства и его тайниками. Тем более, когда транспортное средство принадлежит фирме, которая отвечает за её техосмотр и подготовку к маршруту.
Рассматривая вопрос о конфискации инструмента контрабанды, учитывается и масштаб контрабанды. Взыскание меньше, когда нелегальных товаров ввозится меньше. Не зря от этого зависит и административная ответственность. Чем больше перевозимых контрабандой вещей, тем больше вероятность, что суд применит административную меру – конфискацию транспортного средства. Однако в любом случае действует принцип судебной истины. Например, не должен быть конфискован новый или почти новый тягач и полуприцеп, если на нём перевозилось несколько коробок нелегальных сигарет и пр.
Особенно неблагоприятно оценивается контрабанда, которую водитель перевозит систематично. Такое поведение нарушителя приобретает признаки предпринимательства, его характер указывает, что ранее примененных административных наказаний не хватило для достижения целей перевоспитания и превенции, указанных в ст. 20 КАП. В этом случае личность нарушителя может определить, что применяемая к нему мера наказания может быть неэффективной, если не будут конфискованы инструменты контрабанды.
Ответственность водителя
Административное правонарушение и его последствия, которые работниками транспортных фирм часто оценивается легкомысленно, на самом деле могут предопределить больший вред – не только обязанность заплатить штраф, но и конфискацию транспортного средства. Наиболее эффективная превентивная мера против таких болезненных последствий – информирование и инструктирование работников. Перевозящие контрабанду водители, конечно, знают об административной ответственности, однако, скорее всего не подозревают о гражданской имущественной ответственности, которая им угрожает за конфискацию автомобиля. Так как конфискация транспортного средства приравнивается к уничтожению вещи, соответственно, водитель обязан возместить работодателю ущерб за такое уничтожение имущества фирмы. Трудовой кодекс Литовской Республики устанавливает, что одним из оснований применения полной материальной ответственности в отношении работника является его умысел. Учитывая то, что письменное ознакомление работников с грозящими последствиями контрабанды полезно не только в качестве превенции, но и частично страхует работодателя от возможных оправданий работников, что материальный вред не связан с преднамеренными действиями (как известно, в гражданском праве к умыслу причисляется и большая неосторожность). В таком случае, вероятно, не возникли бы сомнения насчёт того, что водитель причинил вред работодателю сознательно, так как знал о последствиях и ответственности.
Разумеется, перед тем, как нанимать водителя на работу, стоит выяснить, не был ли он ранее наказан за контрабанду. Самый простой способ – рекомендации из предыдущего места работы. Таким образом можно избежать повторности и систематичности.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.