Гражданская ответственность перевозчика при перевозке груза несколькими перевозчиками

11142

Так как в секторе грузоперевозок нередко происходит так, что груз из точки А в точку Б везёт не один перевозчик, конвенция ЦМР предусматривает специальные правила, применяемые в тех случаях, когда в процессе перевозки участвует 2 или более перевозчиков.

 

В ст. 34 конвенции ЦМР указано, что если перевозка, условия которой определяются  единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из последующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях. Данное правило было установлено с целью защитить материальные интересы грузоотправителя и грузополучателя в случае нанесения грузу ущерба при таком типе перевозки.

 

Следует обратить внимание на то, что данная норма применяется тогда, когда перевозка несколькими перевозчиками выполняется только по одному договору, регулирующему все этапы перевозки. Если на отдельных этапах перевозки в каждой из стран, через которые двигается груз, будут заключаться новые договора, то в таком случае перевозку будет регулировать не Конвенция ЦМР, а национальные правовые акты этих стран.

 

Единственным договором о грузоперевозке также не будет считаться договор, составленный между первым перевозчиком (от своего или грузоотправителя имени и за его счёт) и другими, последующими перевозчиками. Так считаться потому, что перевозчик, нанимая другого перевозчика для перевозки груза, будет действовать уже не как перевозчик, а как экспедитор.

 

Другое условие, при котором могут применяться положения Конвенции ЦМР, связано с товарной накладной. Каждый перевозчик, которому передаётся груз, вместе с ним должен получить накладную. Передача накладной очень важна, так как перевозчик, принимая груз, становится участником договора о перевозке на условиях, указанных в накладной. Более того, приняв накладную, перевозчик может решить, какой риск он может принять на себя.

 

Если при передаче груза перевозчику заполняется новая накладная, в котором передающий груз перевозчик отмечается как грузоотправитель, а принимающее лицо — как перевозчик, и если был заключён только один договор на перевозку, то в таком случае будут применяться положения Конвенции ЦМР, регулирующие перевозку груза несколькими перевозчиками.

 

И всё же, если перевозчик, принимая груз, не принимает заодно накладной, то он не может считаться перевозчиком согласно статье 34 Конвенции ЦМР.

 

Если сложилась такая ситуация, что по договору с отправителем перевозчик доверяет перевозку груза другому коллеге, то очень важное практическое значение получает указание в накладной перевозчика, фактически везущего груз. Если в накладной указывается не фактический, а только тот перевозчик, который заключил договор о грузоперевозке, то он будет считаться перевозчиком согласно Конвенции ЦМР, хоть и не будет осуществлять перевозку сам.

 

В свою очередь фактический грузоперевозчик, реально везущий груз, не будет считаться перевозчиком согласно Конвенции ЦМР. В таком случае отношения указанного в накладной перевозчика и фактического перевозчика регулируются не нормами Конвенции, а национальными правовыми актами, применяемыми к составленному между ними договору. Это значит, что перевозчик, составивший договор с отправителем, отвечает последнему за весь ущерб, нанесённый грузу во время перевозки.

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

images

Важное для работодателей и сотрудников решение литовского суда

Важным правовым прецедентом стало решение Каунасского окружного суда от 07.01.2025 по гражданскому делу № е2С-55-587/2025. Суд постановил, что литовские суды не обладают юрисдикцией рассматривать иск работодателя к работнику-гражданину Белоруссии о возмещении ущерба. Хотя ответчику было выдано разрешение на временное проживание в Литве, это не было сочтено достаточным основанием полагать, что его постоянное место жительства находится в Литве. В результате суд первой инстанции правомерно отказался принять иск, как неподсудный для литовских судов. Кроме того, суд подчеркнул, что, заключая трудовой договор с лицом, постоянное место жительства которого находится в Белоруссии, работодатель принял на себя риск того, что в случае возникновения споров они не будут рассматриваться в судах Литовской Республики.

2025-03-21 40
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-03-17 2 560
0
atsisiųsti

Новые правила для перевозчиков во Франции

Во Франция был принят правовой акт, переносящий в национальное законодательство Директиву ЕС 2006/22/EC. Это значимо повлияет на правила работы и контроль перевозчиков в этой стране. Подробнее о том, как – здесь/здесь.

2025-03-07 79
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 553
0