Что делать, если невозможно подъехать к месту выгрузки?
Время от времени перевозчики сталкиваются с проблемой отсутствия подходящего пути к месту разгрузки. В таких случаях ситуацию приходится решать вместе с грузоотправителем и получателем. Иногда дополнительные расходы соглашается возместить получатель, иногда — отправитель, а иногда расходы выпадают на долю перевозчика. Конвенция ЦМР устанавливает ответственность сторон в тех или иных случаях, однако нередко оставляет пространство для интерпретации. Что делать в таком случае?
С похожей проблемой столкнулся один из литовских перевозчиков, согласившийся перевезти тягачом груз объёмом 92 м2 в Норвегию. С помощью программы „Google maps“ заказчик представил перевозчику координаты места назначения. В ЦМР же был указан почтовый код. За 20 километров до места разгрузки выяснилось, что по дороге находится слишком низкий туннель, сквозь который стандартный тентовый полуприцеп не сможет пройти. Водителю не удалось найти объездных дорог, несмотря на то, что он объехал всю близлежащую территорию на легковом автомобиле. После того, как отправителю было сообщено о случившимся, тот нанял меньшее транспортное средства, которое довезло груз до нужного пункта. Затем отправитель потребовал возмещения дополнительных транспортных расходов.
Моника Баландите, юрист ЗАО „Versum“, дала оценку сложившейся ситуации.
В данном случае надо выяснить, какая именно ссылка „Google maps“ была выслана грузоотправителем. Если это была ссылка с указанием на карте точного маршрута из пункта А в пункт Б, то в таком случае такую ссылку можно трактовать как данные отправителем указания, которые перевозчик обязуется выполнять, т.е. ехать по конкретно указанному маршруту. Это бы значило, что ответственность за последствия таких указаний ложится на самого отправителя.
Если же ссылка выглядела как точка на карте без указания маршрута, то во избежание перехода ответственности к перевозчику важны иные аспекты. Во-первых, дала ли навигационная система возможность выбора нескольких маршрутов при введении адреса места разгрузки.
Если иного маршрута на карте не было, и, как утверждает водитель, объехавший близлежащую территорию, в округе нет иных дорог, то такие действия перевозчика считаются ответственными, внимательными и честными.
В принципе действия водителя отвечали конвенции ЦМР — не имея возможность представить груз в пункт назначения, он обратился к отправителю за дальнейшими инструкциями. Тот в свою очередь решил перегрузить груз в другое транспортное средство и не предпринял никаких действий для выяснения возможности объезда, по которому транспортное средство перевозчика могло бы доставить груз.
Тем не менее, суды некоторых стран придерживаются мнения, что доставка груза на место выгрузки не считается невозможной, если перевозчик может обойти препятствие, используя услуги иного субъекта (напр., другого перевозчика) для выполнения перевозки. Если руководствоваться такого рода соображения, то в данном случае расходы обязан будет возместить перевозчик.
Ещё один способ перевозчику избежать ответственности — доказать, что отправитель знал о находящемся по дороге туннеле.
В таком случае, нанимая перевозчика, грузоотправитель обязан был предупредить его о том, что для перевозки потребуется нестандартный полуприцеп. В противном случае, зная, что стандартный полуприцеп не сможет доставить груз в место назначения, но позволив грузить в него груз, отправитель сам вёл себя безответственно и нечестно, поэтому перевозчик освобождается от ответственности.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.