Ответственность за превышение допустимой массы или нагрузки на ось: можно ли ею «поделиться» с другими?
Ответственность за превышение максимально допустимой массы или нагрузок на оси транспортного средства ложится, в первую очередь, на перевозчиков. Однако, в действующих законодательных актах предусмотрена возможность разделить эту ответственность с другими звеньями транспортной цепочки. В 2017 году в Литве вступит в силу новый Кодекс административных нарушений (КоАН). Появятся ли с принятием нового кодекса изменения в толковании вышеуказанной ответственности?
В сентябре 2016 года сотрудники Государственной дорожно-транспортной инспекции Литвы осуществили проверку 755 грузовых транспортных средств. В 9-и из них были установлены превышения допустимой массы, в 76-и – превышения допустимых нагрузок на оси, а в 34-х транспортных средствах были выявлены оба нарушения. Эта статистика наглядно говорит о том, что в Литве каждый седьмой грузовой автомобиль работает с нарушениями (излишним весом или неправильной нагрузкой на оси).
Вполне понятно, что за подобные нарушения нарушителей – точнее, водителей – наказывают. Водители – это то звено, которое несёт непосредственную ответственность за соблюдение существующих требований. Однако, всегда ли виноваты только водители? Ведь в работе перевозчиков бывают обстоятельства (например, при перевозках запломбированных контейнеров или такого груза, как металлолом, который обычно перевозится навалом), когда без помощи весов для определения нагрузки на ось водитель просто не может обеспечить правильную погрузку? Нет ли в таких случаях у водителей возможности разделить ответственность с другими лицами?
Ответственность несёт не одно звено
В действующем Кодексе административных правонарушений (КоАП) предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательных актов, устанавливающих требования к общей допустимой массе и осевой нагрузке грузовых автомобилей, несут не только перевозчики, но также и грузоотправители. Это положение применяется с 1-го января 2015 года.
В ч.3 ст.145 КоАП говорится, что «превышение допустимой нагрузки на ось (оси) ил (или) максимально допустимой массы <…> влечёт за собой штраф в отношении водителей, руководителей транспортных компаний или уполномоченных ими лиц, которым поручено руководить деятельностью грузовых или пассажирских перевозок».
В этой формулировке очень важную роль играет союз «или». Он позволяет предполагать, что ответственность несёт не одно, а три звена – водитель, руководитель транспортной компании и уполномоченное руководителем компании лицо. Возникает вопрос – какие обстоятельства могут повлиять на решение, кому должно быть назначено административное взыскание за нарушение этой статьи КоАП?
На этот вопрос отвечает помощник адвоката в адвокатской конторе «Judickienė ir partneriai JUREX» Елена Цвирко. По её словам, в большинстве случаев административная ответственность ложится, в первую очередь, на водителя, так как считается, что в его распоряжении находятся все основные «рычаги контроля»: он может отказаться везти более тяжёлый, чем разрешается, груз, он, как управляющий транспортным средством, своими действиями может оказывать влияние на положение и распределение груза в грузовом отсеке (например, при перевозках сыпучих грузов распределение веса может меняться от резкого движения с места, резкого торможения и других маневров водителя). Кроме того, только у водителя есть возможность непосредственно обеспечить соблюдение императивной обязанности перевозчика проверять, насколько расположение и крепление груза соответствует требованиям безопасности.
Ответственность руководителя компании
На основании сложившейся судебной практики, руководитель транспортной компании несёт ответственность за нарушение требований к допустимому весу и осевой нагрузке в том случае, если он не принял все необходимые меры во избежание подобных нарушений – не организовал деятельность компании должным образом и не предотвратил нарушений законодательных актов, не был достаточно усердным при организации и руководстве деятельностью компании. Руководитель компании или уполномоченное им лицо обязаны позаботиться о том, чтобы водители постоянно проходили инструктаж по вопросам правильной погрузки и размещения груза в грузовом отсеке, поведения во время перевозки и т.д. В транспортной компании также должны быть приняты и утверждены внутренние правила, в которых должно быть указано, как во время перевозки водители должны обращаться с грузом. В случае судебного разбирательства, эти и подобные меры могут стать доказательством того, что руководитель сделал всё, чтобы у водителей была специфическая информация, и они могли следовать требованиям законодательных актов.
Некоторые свои функции руководители компаний могут передать другим сотрудникам. Например, в должностной инструкции регионального руководителя или транспортного менеджера директор компании может указать, что этот сотрудник несёт ответственность за организацию грузовых и транспортных операций. Таким образом, сотрудник становится уполномоченным (ответственным) лицом, в обязанности которого входит организация грузовых или пассажирских перевозок в соответствии с требованиями законодательства. Во избежание административной ответственности, на уполномоченных лиц распространяются те же принципы, что и на руководителей компаний.
Ответственность грузоотправителя
Таким образом, ответственность за рассматриваемые нарушения несёт, в основном, перевозчик (водитель). Кроме того, следует не забывать, что требования, касающиеся допустимого веса груза, нагрузок на оси и т.п., предназначены для обеспечения безопасности и сохранности имущества перевозчика (водителя) и других участников дорожного движения. Поэтому, по словам юриста, было бы довольно сложно переложить всю ответственность за нарушения на других лиц.
В работе перевозчиков бывают случаи, когда у водителей практически нет возможности распределить груз в грузовом отсеке надлежащим образом. Например, такое случается при перевозках неравномерно погруженных запломбированных морских контейнеров. Или при перевозках металлолома, вес которого распределить равномерно практически невозможно.
Юрист напоминает, что в договорах с заказчиками или грузоотправителями перевозчики имеют право предусмотреть такое обстоятельство, как ответственность заказчика или грузоотправителя за соответствие погрузки и распределения груза (осевые нагрузки) в грузовом отсеке требованиям законодательных актов. В данном случае в договор можно включить дополнительное условие о том, что погрузку и распределение груза в автомобиле осуществляет именно заказчик или грузоотправитель. К сожалению, такой пункт договора не всегда спасает перевозчика от ответственности, поэтому дополнительно можно предусмотреть обязанность заказчика (грузоотправителя) возместить назначенные перевозчику (водителю) штрафы за ненадлежащее выполнение обязанностей заказчика (грузоотправителя). Правда, вину заказчика или грузоотправителя придётся доказать.
Юрист обращает внимание на то, что в ч.6 ст.145 КоАП ответственность предусмотрена только в отношении грузоотправителя. Эта правовая норма была утверждена специально для того, чтобы грузоотправитель, как лицо, заинтересованное в отправке большего количества товаров в одном транспортном средстве (т.е. снижении затрат на перевозку), не мог без ведома перевозчика погрузить в транспортное средство больше, чем разрешается.
Что делать, если нет возможности участвовать в процессе погрузки?
Водители говорят, что иногда их не допускают на участие в погрузке. Как быть в таких ситуациях?
Юрист говорит, что лучше всего было бы не браться за перевозку груза, однако, вряд ли кто-то из перевозчиков захочет нарушать рыночные законы и решится отказаться от перевозки лишь потому, что его водителя на допустили на погрузку. Поэтому юрист советует подобные ситуации отмечать в CMR накладной. В 18-ой графе (напомним, что эта графа предназначена именно для таких заметок) можно написать: «не был допущен на погрузку» (и далее название перевозчика, обязанности, имя, фамилия, подпись) или «не были созданы условия для проверки распределения нагрузок на оси» (и далее название перевозчика, обязанности, имя, фамилия, подпись). Также о подобных обстоятельствах нужно как можно скорее проинформировать (в письменном виде) заказчика.
Однако, следует не забывать, что в случае нарушения правил погрузки и распределения груза в грузовом отсеке эти заметки не освободят водителя (перевозчика) от административной ответственности. Чтобы было проще понять, что имеется ввиду, юрист предлагает представить ситуацию, когда водитель превышает допустимую скорость движения потому, что ему так указал заказчик (например, заказчик по электронной почте отправил письмо с указанием ехать быстрее и не соблюдать Правила дорожного движения, так как груз нужно доставить в срочном порядке). Всем понятно, что подобное «указание» не станет оправданием водителя перед полицейским, и водитель от ответственности не уйдёт.
Какие изменения появятся в новом КоАН?
Новый КоАН, который вступит в силу в будущем году, заменит действующий ещё с советских времён Кодекс административных правонарушений (КоАП). Будут ли в новом кодексе положения, позволяющие иным образом подходить к толкованию рассматриваемых нарушений и распределению ответственности за них?
Е. Цвирко отметила, что ст. 145 нынедействующего КоАП (в частности, ч. 3 – 6) по своему содержанию практически аналогична ст. 459 нового КоАН (в частности, ч. 3,4,5 и 8). Законодательный орган внёс изменения в некоторые определения: вместо определения «предприятие» в новом КоАН используется определение «юридическое лицо», вместо «уполномоченные лица» – «ответственные лица», однако, суть содержания от этого не меняется. Суммы штрафов, указанных в ч.3, 4, 5 ст.145 КоАП, в ч. 3, 4, 5 ст.459 КоАН были округлены, но средняя величина штрафа увеличилась незначительно. Между тем в ч.8 ст.459 КоАН, в которой говорится об ответственности грузоотправителя за несоблюдение требований к погрузке, предусмотрены более строгие санкции – средняя сумма штрафа увеличена от 434 до 730 евро. Скорее всего, такая позиция законодательного органа была обусловлена стремлением наложить больше ответственности на грузоотправителей, так как погрузку непосредственно выполняет именно это звено логистической цепочки, поэтому вполне логично, что соблюдение требований к установленным нагрузкам должны обеспечивать, в первую очередь, грузоотправители.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.