Наиболее частые ошибки, встречающиеся при выполнении зачислений (взаимозачётов)

3471591_blog

В деятельности компаний часто используется такой инструмент, как взаимозачёт. Компании, работающие в транспортной отрасли, используют его, как правило, при зачёте взаимных обязательств, касающихся ущерба (потерь), причинённого грузу перевозчиком, штрафов, применённых в отношении перевозчика, или полагающегося перевозчику вознаграждения за выполненную перевозку.

Но несмотря на то, что взаимозачёт выполняется довольно часто, компании всё ещё допускают ошибки, которые впоследствии могут стать причиной неблагоприятного исхода в судебном разбирательстве.
1. Ошибка: для выполнения взаимозачёта требуется согласие другой стороны

В статье 6.131 Гражданского кодекса Литвы предусмотрено, что для выполнения взаимозачёта достаточно, чтобы такую волю изъявила одна из сторон обязательств. Это означает, что взаимозачёт может выполняться в одностороннем порядке, на основании письменного заявления, подписанного той стороной, которая его выполняет, без обращения с просьбой к другой стороне его подписать и/или подтвердить своё согласие в иной форме.

И всё же на практике компании выполняют взаимозачёт, посылая друг другу такие документы, как акт взаимозачёта, акт о погашении взаимных долгов, двусторонний акт взаимозачёта и т.д., в которых отведено место для подписи другой стороны. Отправлять такие акты нецелесообразно, так как в случае отказа другой стороны их подписать, несомненно возникнет спор об их правомерности.
Поэтому важно помнить некоторые правила:

  • взаимозачёт надо выполнять в порядке одностороннего заявления (соблюдая другие предусмотренные законодательством правила);
  • если другая сторона с взаимозачётом не согласна, это ещё не означает, что взаимозачёт недействителен (при условии, если соблюдались все правила его выполнения);
  • о выполненном взаимозачёте необходимо проинформировать другую сторону. Обязанность доказывать факт, что другая сторона проинформирована о взаимозачёте в надлежащем порядке, ложится на ту сторону, которая его выполнила. Поэтому о выполненном взаимозачёте рекомендуется проинформировать в письменном виде (например, отправив заказное письмо).

2. Ошибка: заявление о взаимозачёте оформляется как предложение

Само название документа – «заявление» – означает, что этот документ заявляет об уже выполненном взаимозачёте, а не предлагает другой стороне его выполнить. Тем не менее, часто случается так, что заявление о взаимозачёте оформляется как предложение, или в сопроводительном письме используются формулировки «предлагаем выполнить взаимозачёт», «посылаем вам предложение о выполнении взаимозачёта» и т.п. Такие формулировки могут привести к тому, что выполненное действие другая сторона не признает как взаимозачёт, и потребует продолжить выполнение обязательств. В некоторых случаях другая сторона может потребовать заплатить пеню или проценты за просрочку платежа.

Поэтому важно помнить, что в заявлении о взаимозачёте и сопроводительных документах (например, письмах по электронной почте) следует избегать формулировок, дающих повод толковать взаимозачёт как предложение, а не как одностороннее заявление.

3. Ошибка: зачисление оплаты за услуги перевозчика, выполненные ненадлежащим образом

В сфере международных перевозок взаимозачёт часто применяется как мера для покрытия нанесённого грузу ущерба в размере суммы, полагающейся перевозчику за его услуги. Нередко заказчик зачисляет сумму оплаты, полагающуюся перевозчику, именно за перевозку повреждённого груза.

Однако в CMR Конвенции (ст.23, ч.4) предусмотрено право заказчика требовать у перевозчика возместить ущерб, вызванный не только полной или частичной потерей груза, но и ущерб, связанный с оплатой за перевозку, таможенными сборами и пошлинами, а также прочими расходами, относящимися к перевозке груза (полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере). Это означает, что у заказчика есть право полностью отказаться от оплаты счёта за услуги перевозчика, если груз был повреждён (потерян), или частично отказаться от оплаты, если была повреждена (потеряна) часть груза. Поэтому если заказчик зачисляет всю указанную в счёте перевозчика сумму за перевозку повреждённого груза, считается, что он признаёт требование перевозчика правомерным. Впоследствии это обстоятельство перевозчик может использовать в суде в свою пользу, утверждая, что заказчик таким образом оплатил его услуги и тем самым якобы подтвердил факт, что услуги перевозчика соответствовали ожиданиям заказчика и условиям договора. Кроме того, зачислив всю сумму оплаты за перевозку (это приравнивается к оплате счёта-фактуры) и не потребовав вернуть часть суммы, пропорциональную части потерянного груза, заказчик теряет средства, которые в соответствии с CMR Конвенцией мог бы обоснованно потребовать вернуть.

Поэтому важно помнить, что при зачислении следует убедиться, что зачисляемое требование является обоснованным (например, есть ли у перевозчика право требовать оплатить всю указанную в счёте за перевозку сумму).

Несмотря на то, что компании, как правило, не придают особого значения форме взаимозачёта и используемым в нём формулировкам, стоит не забывать, что соблюдение нескольких простых правил может помочь избежать судебного разбирательства или определить его положительный исход.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 985
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 98
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о перевозчиках ЕС и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2025-01-02 1 603
1
kontrole

О требовании заглушить двигатель транспортного средства в зоне таможенного контроля

По сведениям нашей редакции, перевозчиков заинтересовала следующая ситуация: на литовский пост подъезжает грузовик с рефрижератором, который перевозит скоропортящиеся продукты, а в зоне таможенного досмотра дорожные знаки предписывают выключить двигатель автомобиля. Вопрос – нужно глушить только двигатель тягача или двигатель холодильника тоже (ведь в этом случае может испортиться перевозимая продукция)?

2025-01-02 41
0