История грузовых автомобилей «Volvo» (I)
Товарный знак «Volvo» известен во всём мире. Скандинавский производитель, начавший свою деятельность в первой половине ХХ века, завоевал мир надёжными, долговечными и безопасными легковыми и грузовыми автомобилями. Вкратце рассмотрим, как с течением времени менялись грузовики «Volvo.
История
22 июня 1915 года считается «днём рождения» эмблемы и названия «Volvo» – в этот день эмблема и название были зарегистрированы в Шведском королевском бюро регистрации и патентов. Их зарегистрировала компания «SKF» («Svenska Kullagerfabriken») – известный шведский производитель подшипников. Компания «Volvo» была основана как дочернее предприятие «SKF», и начиная с 1915 года, название и эмблема «Volvo» стояли на продукции «SKF» – станках, автомобильных трансмиссиях, железнодорожном оборудовании, велосипедах. Название «Volvo» родилось исходя из сложившихся в то время условий, нужен был простой, легко произносимый вариант. Кроме того, основная часть продукции «Svenska Kullagerfabriken» предназначалась для экспорта, поэтому название «Volvo» было выбрано не случайно – с учётом особенностей произношения слов в других странах, в названии «Volvo» нет таких труднопроизносимых для иностранцев букв, как «с», «р».
У эмблемы «Volvo» — кольца с направленной вверх стрелой – тоже есть несколько значений. Наиболее интересная версия, которую поддерживает в том числе и руководство компании, говорит о том, что эмблема – это символ Марса. Символика Марса также истолковывается по-разному. С одной стороны, римского бога войны символизирует щит и копьё (в виде кольца и стрелы). Если взглянуть на эмблему глазами алхимиков, то она символизирует железо. В алхимии каждая планета связывалась с определённым металлом: Солнце – с золотом, Луна – с серебром, Венера – с медью, Марс – с железом. Значение железа в эмблему «Volvo» включено не случайно, это сделано с целью подчеркнуть глубокие традиции шведской металлургии, твёрдость и устойчивость шведского железа и искусство его обработки. В течение столетней истории эмблема «Volvo» менялась не один раз, но изменения были незначительными. В основе эмблемы остались оригинальные и легко распознаваемые знаки – диагональная полоса, закрепляющая спереди автомобиля символ Марса (кольцо и стрелу).
Официальной датой рождения «Volvo», как производителя автомобилей, стал 1924 год. В книге «История автомобилей Volvo» («History of Volvo Cars»), говорится, что 25 июля 1924 года два друга (будущие основатели «Volvo»), бухгалтер Ассар Габриелссон и инженер Густаф Ларсон, встретились в Стокгольме и решили удивить Швецию – сконструировать первый по-настоящему «шведский» автомобиль. Товарищи, работавшие вместе в «SKF», уже некоторое время думали о создании автомобиля из шведской стали. Они мечтали создать лучший автомобиль в мире, способный конкурировать с «Ford». В то время «Ford» был самым крупным производителем. 4 мая 1924 года с конвейера «Ford» сошёл 10-тимиллионный автомобиль. Интересно то, что будущие основатели и производители «Volvo» встретились в одном из ресторанов Стокгольма случайно. До этого многие шведские предприниматели пытались открывать компании, которые могли бы собирать автомобили в Швеции. Однако ни одному из них это не удалось. А между тем друзья, случайно встретившиеся в ресторане, в тот же вечер договорились, что будут работать вместе, и свою договорённость в 1925 году подтвердили письменно.
Первая серийная модель «Volvo» была изготовлена в 1927 году, а год спустя (в 1928 г.) с конвейера сошёл первый грузовой автомобиль «Volvo».
Первые грузовики «Volvo»
В 1928 году Швеция впервые увидела грузовой автомобиль под названием «Серия 1». Разработка дизайна этого грузового автомобиля началась ещё в 1926 году, а в феврале 1928 года автомобиль сошёл с конвейера завода в Гётеборге. Первый грузовик «Volvo», в отличие от первого легкового автомобиля, превзошёл все ожидания. 500 грузовых автомобилей было продано в рекордно короткие сроки – вместо установленных двух лет их продали за шесть месяцев. Несмотря на то, что «Серия 1» не была предназначена для перевозки тяжёлых грузов (её максимальная грузоподъёмность была 1500 кг, что составляло половину массы транспортного средства), конструкция грузового автомобиля была настолько прочная, что позволяла перевозить грузы вдвое тяжелее, чем разрешалось.
В «Серии 1» был установлен бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами, мощностью 28 л.с. Он развивал скорость до 50 км / час. Но использование такого двигателя влекло за собой проблему – не хватало мощности на подъёмах или в холмистых местностях, поэтому планировалось собрать 500 грузовых автомобилей с четырёхцилиндровым двигателем, а потом перейти к шестицилиндровому двигателю. В коробке передач «Серии 1» были три скорости. Принимая во внимание комфорт водителя, кабина «Серии 1» была полностью закрытой.
Несмотря на некоторые недостатки, «Серия 1» стала первым серьёзным шагом «Volvo» на пути к элите производителей грузовых автомобилей.
На возросший спрос и необходимость усовершенствовать грузовой автомобиль первой серии, «Volvo» ответил созданием ещё трёх серий: «Серии 2», «Серии 3» и «Серии 4».
В «Серии 2», в отличие от первой серии, была повышена проходимость, установлен деревянный руль и более лёгкая ходовая часть. Снижение себестоимости позволило производителям подумать о серийном производстве этого грузовика. Но им не удалось решить основные проблемы этой серии – повысить мощность и увеличить максимальную скорость. Согласно одной из версий, описываемых в «History of Volvo Cars», после выпуска первой серии, увенчавшейся огромным успехом, у производителей не хватило времени полностью подготовиться к производству второй серии, поэтому проблемы так и остались нерешёнными.
«Серия 3» и «Серия 4»
С самого начала производства грузовые автомобили «Volvo» считались дорогими. Как утверждают авторы книги «History of Volvo Cars», первые покупатели «Volvo» выбирали и ценили их за качество и надёжность.
Производители прекрасно знали ситуацию, и в 1929 году нашли способ удивить своих покупателей, выпустив «Серию 3». Это была почти та же «Серия 2», только с увеличенной мощностью. Шестицилиндровый двигатель, установленный в «Серии 3», обеспечил более высокую максимальную скорость и улучшил управление автомобилем на подъёмах. В «Серии 3» грузоподъёмность была увеличена с 1500 кг до 2000 кг.
«Серия 4», последовавшая сразу за «Серией 3», значительных улучшений не удостоилась. С конвейера сошло примерно 3000 грузовых автомобилей этой серии. Новый этап производства грузовиков «Volvo» начался в 30-х годах прошлого века.
30-е годы. Новые достижения на рынке
Историю производства и развития «Volvo» можно разделить на десятилетия. «Золотой век» производителей начался в 1930 году и продолжался до 1940 года.
До 1932 года лёгкие и средние грузовики «Volvo» были не очень современными. Тормозная система была установлена только на двух колёсах, колёса были спицевые, спицы изготавливались из дерева. Производители искали способ создать такой автомобиль, который был бы прочным и опережал своего предшественника по всем техническим параметрам. Было очевидно, что нужны более современные автомобили. Марка «Volvo» постепенно шла к своему признанию, и в 1932 году конструкторы компании нашли способ, как проложить пути на рынки других стран.
В 1932 году «родились» «LV71» и «LV72». Обе версии были собраны и представлены рынку почти одновременно. В обоих версиях был установлен двигатель с боковым клапаном, коробка передач с четырьмя скоростями, уменьшен задний мост. Дополнительные версии «LV66» и «LV 68» были созданы для тех, кому нравились мощные двигатели – в них были установлены двигатели «Hesselman».
Самым радикальным решением, принятым в 30-х годах, стал выпуск версий «LV 8» и «LV 9». Обычно двигатель автомобиля устанавливается за передней осью. А в этих версиях он устанавливался либо над передней осью, либо под ней, что позволило усовершенствовать распределение осевой нагрузки.
40-е годы. Грузовые автомобили на службе в армии.
1 сентября 1939 года в мировом историческом контексте означает начало самого крупного из всех известных военных конфликтов. С началом Второй мировой войны рынок транспортной промышленности резко изменился. Несмотря на то, что Швеция не была непосредственно вовлечена в военные действия, её транспортной промышленности был нанесён серьёзный удар. Рынок грузовых автомобилей, предназначенных для гражданских нужд, развивался очень медленно. Но вместе с ростом потребности в грузовых автомобилях для военных нужд, компания «Volvo» стала основным поставщиком военных грузовиков для шведской армии. И не только. Стараясь публично не нарушать условия нейтралитета, Швеция поставляла военные грузовики, транспортные автомобили в другие страны Скандинавии, в частности, в Финляндию и Норвегию. В Финляндию тяжёлая техника поставлялась в 1939 году, во время Зимней войны между Финляндией и СССР, в Норвегию – в 1940 году, когда Германия пыталась оккупировать Норвегию.
Самым популярным военным грузовиком «Volvo» стал «Roundnose» («круглоносый»). Во время Второй мировой войны на свет появились тысячи «Roundnose» в обычном дизайне, а также модели этой серии с полным приводом. Официально «Roundnose» был представлен как модель 1940 года, но уже в конце 1939 года он был очень похож на модель 1940 года, и его можно было применять для разных военных целей. На фронте «работали» три различных типа этих удлинённых грузовиков. Преобладает мнение, что «Roundnose» были самыми удачными грузовиками- внедорожниками «Volvo» до тех пор, пока в 70-х годах не появились грузовики серии «F».
В «Roundnose» был установлен двигатель мощностью 90 л.с., но со временем более популярной стала модель с двигателем «Hesselman» мощностью 150 л.с. Оба двигателя отличались высокой надёжностью и небольшим расходом топлива.
«Roundnose» производился с 1939 до 1954 года. За это время, включая все модификации грузовика, было собрано более 40 000 единиц этого транспортного средства.
«TVC» — ещё один грузовой автомобиль, предназначенный для военных целей. Это первый грузовик «Volvo» с полным приводом. Некоторые шведские источники называют это транспортное средство «железным». Прочная конструкция грузовика лишь подтверждает это название. «TVC» приспособлен для внедорожной езды. Его задача – буксировать в места назначения артиллерийские орудия, противовоздушные установки. В «TVC» был установлен бензиновый двигатель с рабочим объёмом 7,6 литра и мощностью 140 л.с. Армия оценила эту модель за мобильность, просторную кабину и отличную тягу задней оси (она была необходима в лесистых и болотистых местностях). «Врагом» этого тяжеловеса была его масса – передняя часть была слишком тяжёлой, поэтому в болотистой местности возникала опасность увязнуть. «TVC» широко использовался в шведских вооружённых силах.
Продолжение истории «Volvo» читайте на следующей неделе.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.