Шок как источник законотворчества
Совсем недавно — 18 сентября Российская Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий административные санкции за нарушения правил дорожного движения.
Однако страшное ДТП, случившееся в Москве на Минском шоссе через четыре дня после этого, подняло волну, которая заставит переписать его текст заново. Резонанс гибели под колесами пьяного водителя семерых человек, в том числе пятерых подростков, был столь велик, что свои слова сказали даже президент В. Путин и премьер Д.Медведев. И эти слова – в поддержку самых крутых мер.
По жестокой иронии судьбы, ДТП произошло в День автомобилиста. А личность водителя, у которого в крови обнаружено по одним данным – 1,5, по другим – 3,5 промилле, стала яркой иллюстрацией беззубости фемиды: выяснилось, что он уже на полгода лишался водительских прав, после чего еще пять раз задерживался за превышение скорости.
А в тот роковой день он был пьян настолько (якобы из-за измены девушки), что целые сутки полиция не могла оформить арест, дожидаясь, пока он станет вменяем.
Суть лавины призывов и предложений, сыплющихся уже третью неделю после обсуждения законопроекта, в том, чтобы резко сдвинуть ответственность за ДТП из административной зоны в уголовную.
Прежде всего, это коснется пьянства за рулем. Действующий закон разделяет ответственность в этом случае на два вида нарушений: собственно управление автомобилем в состоянии опьянения (как зафиксированный факт) и вождение в нетрезвом виде, которое повлекло те или иные последствия. При этом нормы уголовного права вступают в силу только в том случае, если в ходе ДТП погибли или были ранены люди. В остальных случаях нарушителю грозит административная ответственность (лишение прав, арест на 15 суток или штраф).
В редакции от 18 сентября предлагается лишь поднять максимальную планки за нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью средней тяжести, с 2,5 до 4 тыс. рублей, а срок лишения прав (максимально) с 2 до 3 лет. Однако, в атмосфере, раскаленной трагедии на Минской улице, такие поправки уже воспринимаются как насмешки. И политики и чиновники словно состязаются в гневных призывах к самым радикальным и жестким мерам.
Мешает «нулевое промилле»
Прежде всего, предлагается резко повысить штрафы за езду в пьяном виде. Речь идет о взвинчивании планки даже за первое нарушение до 100 тыс. руб. Об этом от имени «Единой России» заявил лидер фракции Андрей Воробьев. А за повторные нарушения, даже если не было жертв, карать предлагается уголовной ответственностью. При этом заместитель председателя комитета Думы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков требует введения прогрессивной шкалы штрафов для тех, кто платит неоднократно, и уже за повторное вождение в пьяном виде и без прав карать годом тюрьмы и конфискацией автомобиля. А его коллега Шамсаил Саралиев и вовсе предложил любителей садиться за руль в пьяном виде пожизненно лишать прав. В этом его поддержал руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко:
«Нужен не только штраф. Народ, который ездит на машинах, сейчас не бедный, откупится. Что для них сто тысяч рублей? Должна быть жесточайшая уголовная ответственность и, наверное, лишение возможности прав вождения автомобилем навсегда», — заявил он «Интерфаксу».
Такие предложения получили одобрения и у первых лиц страны. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента заявил СМИ, что в Кремле поддерживают идею ужесточения ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Одобрил жесткий курс и премьер Дмитрий Медведев.
«У нас в последнее время произошла серия чудовищных ДТП, к сожалению, абсолютное большинство из них совершается в состоянии сильного алкогольного опьянения, в этом плане у нас картинка хуже, чем в любой другой стране. Наверное, следует подумать о том, чтобы сделать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления», заявил он на совещании с вице-премьерами.
Однако закавыка состоит в том, что ужесточению наказаний препятствует мера, введенная с одобрения того же Медведева в бытность его президентом. А именно — закона о «нулевом промилле». Именно Медведев ввел эту радикальную меру вопреки предупреждениям экспертов о том, что это породит массу недоразумений и злоупотреблений. Ведь минимальные промилле может дать и выпитое спиртовое лекарство, и даже некоторые молочные продукты. Можно представить, как поднимутся аппетиты у транспортной полиции при масштабах российской коррупции, если штрафы влетят до таких заоблачных высот, предупреждает президента Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. Поэтому ФАР настаивает на том, чтобы меры ужесточили только при условии: если наказание сотрудников ДПС за нарушения при процедуре освидетельствования будет превышать штрафную санкцию для водителя в десять раз.
Этот довод услышан и в Думе. В частности, тот же Лысаков заявил «РИА Новости», что для воплощения в жизнь предлагаемых мер необходимо вернуть минимальную норму промилле. Депутат отметил, что недавно в Швеции хотели обнулить допустимую норму промилле, но общественность выступила против, поэтому 0,2 промилле оставили.
И т.д., и т.п
В нынешнем потоке автомобильных страстей плавает немало и иных идей, инициаторами которых являются как отдельные персоны, так и целые регионы.
Так, начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов выступил на заседании в Думе с идеей введения коэффициентов для расчета стоимости страховки автомобиля для тех водителей, которые не единожды попадались за рулем в нетрезвом виде.
Депутат от единороссов Госдумы Михаил Старшинов предлагает оснастить все автомобили алкозамками, начав с водителей общественного транспорта и грузовиков, а затем распространить их на тех, кто до этого привлекался к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. А для того, чтобы нашлись и добровольцы, он рекомендует ввести поощрительные меры, например, предоставлять скидки по страхованию автомобилей и гражданской ответственности владельцев транспортных средства.
А вот Законодательное собрание Новосибирской области на внесло законопроект, согласно которому в ближайшее время штрафы за разговоры по телефону во время управления транспортным средством могут увеличиться десятикратно: с теперешних 300 до 3 тыс. рублей, а при повторном нарушении – до 5 тыс. с лишением водительских прав на срок от одного до трех месяцев.
За образец взят западный подход: средний по Европе штраф за использование сотового телефона во время управления автомобилем составляет от 50 до 100 евро. Суровей всего за подобное правонарушение карают в Нидерландах: там телефонный разговор за рулем обойдется водителю в 2 тыс. евро.
Нынешняя российская дискуссия не ограничивается только сферой ответственности водителей. Под волну ужесточения попала, к примеру, такая практика, как угон автомобилей. Тот же Вячеслав Лысаков подготовил поправки к УК, в которых предлагает карать за это преступление сроками заключения от 5-7 и до 15 лет, в зависимости от того как было совершено деяние: с угрозой или без угрозы, с применением насилия, в составе группы и т.д. На фоне того, что в таких случаях судьи зачастую дают угонщикам условный срок, это, по мнению депутата, могло бы стать серьезным ударом по данному сектору «криминального бизнеса».
Интрига здесь состоит в том, что лоббисты из криминала придумали 166 статью УК, позволяющую судьям назначать мягкие наказания, поскольку угон транспортных средств , вопреки элементарной логике, трактуется как действие, не подразумевающее дальнейшую продажу угнанной машины или разбор на запчасти. Примечательно, что такое предложение Дума уже обдумывала весной этого года, да так ни к какому решению не пришла. Удастся ли Лысакову протолкнуть свои поправки этой осенью, используя нынешнюю конъюнктуру – большой вопрос.
Cтрасти–мордасти
В общем, шок от московской трагедии влил мощный допинг в законотворческий процесс. При этом боевой накал чиновников вполне разделяется массовым блогерским интернет-сообществом. Вот образчик чиновничьего пыла:
«Я считаю так: попался нетрезвым хоть раз – лишать прав пожизненно. Устроил в таком состоянии ДТП – максимальный тюремный срок, как убийцам. Пьяным «шумахерам» надо напрочь отбить желание садиться за руль»( губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв).
А вот типичное мнение рядового блогера:
«Пьяный, сбил человека, садись в тюрьму. Никакой разницы на машине ты убил человека или из пистолета нет»( некто Виктор Комарьков).
В Литве, как известно, последний раз кары за нарушения правил дорожного движения пересматривались в поправках к Административному кодексу, введенных с 1 марта прошлого года.
В частности, была в 4-4,5 раза (речь идет о вилке) повышена планка штрафа за езду в темное время суток без отражателей, фонариков и отражающих жилетов, в 2-3 раза – за неуказание поворота, болтовню по телефону за рулем, непереключение дальних огней на близкие в темное время суток, а также введена возможность составления протоколов ответственности на основании записей камер наблюдений за скоростью без участия нарушителя.
В то же время, если нарушитель без возражений готов заплатить штраф за небольшое нарушение, совершенное впервые, размер штрафа может быть уменьшен вдвое.
Что касается вождения под шафе, то действующие в Литве штрафные нормы существенно – в 10-15 раз — превышают пока еще непересмотренные российские. Например, за ДТП, повлекшее в пьяном виде легкую травму или материальный ущерб (машины, дорожного оборудования), штраф от 4 до 5 тыс. литов, а если нетрезвый еще и оказался без прав, то такой же штраф его ждет даже без ДТП. До 3 тыс. литов приходится выкладывать и тем, кто, будучи прилично выпившим, отказался от теста.
Любопытно, а что думают наши читатели по поводу сегодняшняя компания в России и состояния нашего законодательства на ее фоне?
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.