«Японец» под шведской крышей: успехи и уроки
Еще недавно японская компания «UD Trucks Corporation» (до 1 февраля 2010 года— «Nissan Diesel Motor Co»), входящая в холдинг «Volvo Group», больше была известна как производитель двигателей и автобусов. Однако, наряду с «Hino», она успешно развивает в последние годы и производство широкой гаммы грузовиков. О том, как изменилась жизнь этой компании в семье блистательной шведской группы пойдет речь в этой статье.
Примечательно, что родословная компании началась в 1935 г. с производства дизельных двухтактных двигателей «Nihon Diesel», переименованных затем в «Minsei Diesel». К моменту поглощения ее «Nissan» в 1960 г. это был ведущий их производитель в Японии. В теле «Nissan» она стала именоваться «Nissan Diesel» и сосредоточила производство грузовиков и автобусов, а также двигателей для них. В 1985 г. в линейки коммерческого транспорта входила уже полная гамма машин – от легких до тяжелых, в том числе седельных тягачей и шасси специального назначения, в том числе краноносителей массой до 70 т. Производство же автобусов в 90-е годы в основном ушло в СП на Филлипины и в Китай. На рубеже 2000 года компания имела четыре завода в Японии и несколько зарубежных филиалов, на которых ежегодно собиралось до 50 тысяч грузовиков и автобусов. Две трети продукции фирмы экспортировалось, преимущественно в страны Азии, Юго-Восточной Азии и в США- всего примерно в 70 стран. В такой форме она стала лакомым приобретением для «Volvo Group», ставшей в два приема в 2006 -2007 ее полным обладателем со сменой вывески (в 2010) на «UD Trucks».
Примечательно, что с переходом в семейство «Volvo»(наряду с «Mack Trucks; «Renault Trucks»), изменилось и содержание самого бренда «UD». Прежде он позиционировался как аббревиатура от названия двигателя, разработанного в 1955 году — «Uniflow Scavenging Diesel». А теперь обозначает «Ultimate Dependability» (Максимальная надежность). Под таким амбициозным девизом «Volvo» намеревался занять лидирующие позиции на уже завоеванных рынках – прежде всего в секторе средних автомобилей. Заодно на «UD Trucks» возложена и миссия по продаже тягачей «Volvo» в Японии.
Если проследить историю «UD Trucks» в грузовом секторе, то наблюдается восхождение от линейки преимущественно легких машин к средним и тяжелым. За эти годы были выпущены четыре линейки грузовиков: «Condor» (с 1975), «Atlas» (с 1982), «Big Thumd» (с1996) и «Quon» (с 2008). Сегодня продукция компании представлена 8-ю марками «Quon» общей массой от 16( «Quon СК») до 33 тонн(«Quon СW») и тремя марками «Condor» массой от 8 (MK) до 20 тонн (PW). В первой серии используются собственные двигатели «GH11/13», во втором – «GH 5/7».
При этом, если серия «Atlas», включавшая в себя пикапы и легкие грузовики, полностью ушла из производства, то «Condor» стал преемником «Big Thumd», акцентируясь на средних грузовиках и пройдя этап серьезной модернизации. В 2011 были обновлены «Condor MK» и «Condor LK», у которых стала просторней на 14 мм кабины, а новые моторы стали мощнее и экологичней. Годом ранее в продажу поступил восьмитонный грузовик «Condor PK», оснащенный новым двигателем «GH7» с системой впрыска топлива «Common Rail» и системой селективного католического восстановления SCR, обеспечивающих уровень экологичности «Евро-5». Наконец, в 2012 были модернизированы грузовики малого класса (2-х тонные), которые также отличаются более высокими экологическими характеристиками и экономичностью расхода топлива. Они оборудуются новыми ремнями безопасностями, в соответствии с заново принятым стандартом.
Весной прошлого года в продажу поступили и две модели модернизированных тяжелых грузовиков серии «Quon»: трехосныйо магистральный 25-тонник с удлиненной платформой и жестким тентом «QKG-CG5ZA», а также трехосный седельный тягач «QKG-GK5XAB». Главное нововведение – система предотвращения столкновений с впереди идущим в попутном направлении транспортом («Traffic Eye Brake»). Принцип действия системы схож с применяемой на некоторых современных легковых автомобилях. На переднем бампера расположен работающий в миллиметровом диапазоне радар, постоянно отслеживающий расстояние до находящихся впереди и движущихся параллельно автомобилей. Если дистанция начнет резко сокращаться, водителю будет подан предупреждающий звуковой сигнал. Если водитель не отреагирует на него и дистанция продолжит сокращаться до опасных значений, электроника задействует тормозную систему, попытавшись избежать столкновения или минимизировав его последствия.
Кроме того, усовершенствован 11-литровый дизель «GH11», который снабжен системой снижения содержания в выхлопе окиси азота, а трансмиссия «ESCOT-V» дополнена двумя режимами. «Economy ED» позволяет максимально реализовать крутящий момент на низких оборотах двигателя, а «ESCOT Roll» – экономить топливо при повторном наборе скорости после торможения. Магистральник предлагается с дизелем мощностью 380 л.с., «QKG-GK5XAB» – 410 л.с.
Шаг вперед — два назад
Работы с ярко выраженным акцентом на снижение расхода топлива и экологию привели к созданию нового поколения двигателей. Это актуально для североамериканского рынка, куда «UD Trucks» пришел еще в 1984 г, не говоря уже о выходе в Европу. Однако, похоже, что инновационную активность компании придется резко снизить.
Дело в том, что с началом кризиса в Северной Америке, куда в основном поставлялись машины среднего класса (с 3 по 7 тонн), компания понесла такие потери, что руководство «Volvo» сочло нужным объявить об уходе с этого рынка. Это было сделано в сентябре прошлого года после того, как продажи с 3,5 тыс. машин в 2005 сократились до 390 за 8 месяцев 2011. Для сравнения: «Isuzi» продала 8,4 тыс., «Matsubishi Fuso» – 1,9 тыс. машин. Компания свое фиаско объяснила тем, что американцам не нравятся в принципе машины, у которых мотор расположен под кабиной. А также укреплением иены по отношению к доллару, что привело к росту цен на автомобили на американском рынке.
Однако, эксперты иного мнения. Многие из них полагают, что основной причиной является то, что «UD Trucks» не выдерживает конкуренцию с «Mitsubishi Fuso», «Isuzu» и «Hino» по ценам. Например, стоимость грузовика «UD Trucks 1800 Class 5» в комплектации с шестицилиндровым двигателем мощностью 245 л.с., автоматической трансмиссией «Allison 1000», кондиционером, системой бесключевого доступа и запуска двигателя на 18 000 USD дороже аналогичной модели «Mitsubishi Fuso FE-180», пусть и с менее мощным двигателем, но зато более экономичным. А «UD Trucks 3300» на 11 тыс. USD дороже, чем его конкурент «Hino 338». Они оба оснащены 6-цилиндровыми дизелями, «Allison 2500 RDS» автоматикой, воздушными тормозами и пр. Но преимущество «Hino» в том, что они собираются в Западной Вирджинии, в то время как UD возила их из Японии.
В сущности, этот факт косвенно признало и руководство «Volvo Group», которое oбъявило о новой стратегии на 2013-15, направленной не только на компенсацию потерь, но и рост прибыли на 3%. При этом для «UD Trucks» ставится задача снизить себестоимость продукции на 10%, в том числе за счет сокращения расходов на проектные разработки. Потерю американского рынка должны возместить увеличение продаж на других стратегических рынках этой компании, среди которых важнейшими являются Австралия и Южная Африка. Ставится задача увеличить туда поставки соответственно на 50 и 25%. О том, насколько потенциал этих рынков высок, свидетельствует сравнение: в ЮАР в 2011 было продано 26 тыс. грузовиков. А в Австралии семь лет подряд компания лидировала по продажам тяжелых грузовиков среди импортеров.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.