После того, как послышались разговоры о скачке на транспортном рынке, в жилах водителей снова закипела кровь: если рынок понемногу оживает, то почему даже на 100 лт (около 30 евро) не увеличились зарплаты. Финансовые вопросы уже несколько лет являются постоянной головной болью водителей. Сколько бы шума не поднимали наматывающие по Европе круги дальнобойщики, система не меняется – в трудовом договоре указывается зарплата немного больше, чем 1000 лт (около 300 евро). Остальная зарплата – суточные и «чёрные» деньги.
На меня работаешь – у меня в долгу
Мантас (на рынке уже 12 лет) несколько месяцев назад начал работать в одной из Шяуляйских транспортных фирм. На данный момент он уже ищет другое место работы, так как за 5-недельную работу за границей получил всего 50 евро. Эти деньги были выплачены «по-чёрному».
«По договору за рейс в Италию мне должны были заплатить по 0,25 лт (около 0,07 евро) за километр и 60 лт (около 17 евро) суточных денег. Я посчитал, что получу 750 евро. Когда я отнёс отчёт за выполненный рейс, мне начали высчитывать всё подряд без объяснений, поэтому я так и не понял, почему зарплата составила 50 евро, да и те были выплачены «по-чёрному». Я сразу же подал заявление об уходе с работы, но фирма затягивает процесс, так как бухгалтеры отдыхают», — рассказывает молодой водитель.
По словам Мантаса, работать пришлось в жутких условиях: «Тягач старый, без кондиционера, пришлось двое суток ждать груза на 36-градусной жаре».
Водитель Повилас, почти десять лет работающий в вильнюсской компании, говорит, что до начала кризиса получал 1041 лт + 200 лт за день (около 301 + 58 евро), проведённый за границей. «Сейчас за километр платят 0,25 лт (около 0,07 евро) и 60 лт (около 17 евро) суточных денег. Отпускные листы подделываются. За месяц проезжаю около 13 000 км, 6 недель провожу в Европе – 3 дома», — рассказывает Повилас.
Видмантас, который работает в находящейся в Утянском районе фирме, до кризиса за рейс получал 20% от стоимости груза. Из неё высчитывались налоги. «На данный момент платят 16% от стоимости груза. Следовательно, за 45 дней рейса из немецкого промышленного региона в Иркутск (около 15 000 км), я получаю 3500 лт (около 1000 евро), если ничего не высчитывают», — говорит водитель.
Айдас, работающий в одной из крупнейших вильнюсских компаний, до кризиса мог зарабатывать солидную сумму, так как ему платили по 0,45 лт (около 0,13 евро) за километр. «Увы, сейчас платят всего 0,28 лт (около 0,08 евро) за километр. Если водитель внёс залог 1000 евро – ему платят 0,38 лт (около 0,11 евро) за километр», — рассказывает Айдас.
Водители, работающие в фирмах, которые занимаются перевозкой грузов в Скандинавию, утверждают, что им выплачивается фиксированная зарплата за рейс: в Швецию и назад – 500 лт (около 145 евро), в Норвегию – 900 лт (около 260 евро).
Водители, с которыми мы беседовали, в один голос утверждают, что их зарплаты после начала кризиса уменьшились вдвое: «В 2007 г. зарабатывал 5000 лт (1450 евро) в месяц, сейчас всего 2500 лт. И то – только в том случае, если дела идут хорошо. Ну, конечно, я не их тех водителей, которые «не вылазят» из тягача по полгода. Сделав несколько рейсов, я требую выходные, так как хочется побыть с семьёй», — рассказывает Адомас из Каунаса.
Более радужная ситуация на работе складывается у Робертаса из Клайпеды. Мужчина работает водителем-дальнобойщиком уже 15 лет. На данный момент за границу возит замороженные продукты. «Мой основной маршрут – Москва-Испания. Из Испании вожу в Россию замороженное мясо. Так же приходится возить грузы из Литвы в Испанию. За такой рейс мне платят от 1300 до 1700 лт (если груз разгружается в начале Испании, и не надо метаться по стране – 1300 лт (около 380 евро), в Мадрид – 1500 лт (около 440евро), в сторону Португалии – 1700 лт (около 500 евро)). Обычный рейс Москва-Испания длиться 2,5 недели. За месяц обычно успеваю съездить туда и назад дважды, поэтому зарабатываю около 3600 лт (около 1040евро)», — говорит водитель из Клайпеды.
Собеседник говорит, что зарплату ему всегда платят вовремя: «В начале каждого месяца получаю минимум, а в конце – аванс 500 лт (около 150 евро). Конечно, очень часто высчитывают деньги: за то, что использовал больше топлива, чем положено, за покупку топлива на заправке, которая не была указана менеджерами, за превышение лимита телефонного счёта (лимит – 100 лт (30 евро)). Этих денег не хватает, так как приходится звонить менеджерам, получателям груза», — о реалиях работы водителей рассказывает Робертас.
Он говорит, что в его трудовом договоре указана такая же зарплата, как и у большинства – 1040 лт (около 300 евро) и 50% суточных. «Суточные деньги потом вычитываются из зарплаты. За то время, пока стоишь в ожидании груза – не платят», — об особенностях работы говорит водитель.
Он подчёркивает, что невесёлая ситуация ожидает водителя и в случае болезни: «Когда официальная зарплата такая маленькая, за бюллетень «Содра» платит всего несколько сотен литов. Как прокормить семью, на что купить лекарства, если нет сбережений?»
Вигинтас за рулём тягача более 8 лет. До кризиса мужчина работал в крупной вильнюсской компании, в парке которой было более 100 тягачей. «За рейс Литва-Северная Италия получал 450 евро, Литва-Москва – 350 евро. До кризиса дополнительно платили за простои, большой водительский опыт. Деньги высчитывали только тогда, если случалось что-то серьёзное – водитель бил тягач или причинял другие убытки фирме. За два месяца успевал сделать два рейса и получал 6000 лт (около 1740 евро). С началом кризиса перестали платить за простои, стаж, загрузки и разгрузки, так же уменьшились тарифы за рейсы. Из-за простоев увеличилась продолжительность рейсов, поэтому сейчас за месяц успеваю сделать всего один рейс. Год назад я сменил место работы. Теперь работаю с прицепом-холодильником, получаю около 2400 лт (около 700 евро)», — рассказывает водитель из Шяуляя.
И всё-таки основной проблемой являются не срезанные зарплаты, а то, что их порой приходится ждать по нескольку месяцев. Нередко, не вытерпев такого неуважения к человеку и работе, лучшие водители Литвы, знающие хоть один иностранный язык, уезжают за границу. Там, по их словам, иначе смотрят на профессию водителя и самого человека.
Не секрет, что в некоторых литовских компаниях водителям даже за дороги приходится платить из своей зарплаты. «Наша фирма никак не может договориться с норвежцами насчёт оплаты дорог, поэтому иногда заявляют, что я должен заплатить за норвежские дороги. Последний приказ директора поразил – велено ездить без недельного отдыха. В Европе штрафы за нарушения такого рода достигают десятки тысяч евро. Фирма заявила, что в случае такого происшествия не согласна платить всю сумму и предлагает делить её пополам», — говорит водитель одной из крупнейших транспортных фирм Литвы.
Надоело быть рабом – уехал
Литовцы, которые на данный момент находятся за границей и работают в иностранных компаниях, радуются, что их работа ценится. Лучшее доказательство тому – вовремя на счету появляющиеся деньги, которых, по словам водителя, хватает не только на семью, но и на сбережения на случай болезни или беды.
Витас, уже несколько лет работающий в датской транспортной компании, говорит, что только уехав за границу понял, что здесь, в Литве, работодатели его обманывали. «Иностранный работодатель понимает, что водитель выполняет самую сложную работу, зарабатывая деньги не только для себя и своей семьи, но и для всей фирмы. Для литовских руководителей транспортных компаний такое мышление всё еще является высоким пилотажем. Почему при возможности не попробовать устроиться в иностранную компанию – ведь у них такие же рули и кабины. Почему я, литовский водитель, должен получать 50% суточных денег? Значит ли это, что будучи за границей я должен покупать полбуханки хлеба, полпачки масла и полбутылки молока?»,- риторически спрашивает опытных водитель, работающий в иностранной фирме.
«Я уехал за границу только из-за условий работы. Я точно знаю, что у меня не высчитают деньги за лопнувшую покрышку или превышенной нормы расхода топлива. Когда я разговариваю с работодателем, он не понимает, о какой превышенной норме расхода топлива говорят литовские работодатели. Мы со своими порядками иностранцам кажемся «банановой» страной. А как иначе – работаешь по несколько месяцев немытый, без семьи, перекусив всухомятку, живёшь в постоянном стрессе, так как боишься, что украдут груз (литовские работодатели не платят за охраняемые площадки), а по возвращению узнаёшь, что ты должен работодателю», — возмущается водитель Витас.
Собеседнику не нравится и порядок учреждения транспортных фирм в Литве: Иностранные компании создавались долгое время, накапливался опыт, там нет «проходимцев», так как всё проходило путём эволюции. А здесь, в родной Литве, любой глупец может открыть свою фирму, если только у него есть деньги или богатый дядя. Совершенно не важно, что руководитель фирмы закончил 8 классов, а у водителя есть диплом о высшем образовании. Это парадоксы», — говорит мужчина.
По словам водителя Витаса, нередко случается и так, что литовские фирмы обновляют парк тягачей за счёт водителей – как только покупаются новые тягачи, у водителей уменьшаются зарплаты. «До тех пор, пока в Литве важнее будет имидж, а не человек, ситуация не улучшится, так как имидж обычно создаёт меньше добавочной стоимости, чем чёрная работа водителя», — резюмирует собеседник.
Сорокалетний Клеменсас так же говорит, что отъелся литовского хлеба – корка стала слишком твёрдой. «Когда надоело быть рабом работодателя, я уехал в Лондон. Здесь крашу легковые автомобили. В неделю зарабатываю около 350 фунтов», — делится опытом он.
Клементас говорит, что ситуация водителей уже становится трагикомичной: «Литовские работодатели уверены, что хороший водитель должен быть таким: не спит, не ест, писает в «памперс» или вообще этого не делает, денег не просит, топливо заливает на свои деньги, грузы находит сам, платит работодателю за то, что получает работу, умеет летать на транспортном средстве весом в 40 т (еще лучше, если умеет на нём плавать), встретив работодателя в офисе целует ему руки, а вся его родня благодарит за возможность управлять «фурой»».
До тех пор, пока работодатели и водители Литвы будут стоять по разные стороны баррикад, имидж литовских транспортных фирм не будет очень хорошим. На данный момент средний возраст водителей в нашей стране – 40-45 лет. Если нынешняя ситуация будет продолжаться, скорее всего, сбудутся прогнозы плохих предсказателей – скоро в Литве на работу надо будет нанимать шестидесятилетних водителей тракторов, которые пока живы и не забыли, чему научились в советских колхозах.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.