В.Путин взялся за дороги

keliu-tiesimas

Самый веский и броский упрек российскому батюшке со стороны оппозиции остается традиционным – дороги. Денег в стране прорва, а дороги в жутком состоянии и их почти не строят. Десять лет В. Путин отмалчивался – наконец, уже в лике премьера заговорил и на эту тему. Ну, а коли уж заговорил, то громко и амбициозно. Вот и уже в очередном президентском сане одной из первых его инициатив стало поручение правительству разработать до 1 декабря законопроект, позволяющий иностранным компаниям участвовать в строительстве дорог в России.

Сказка сказывается

Во-первых, Путин поправил своих критиков, отметив на одном из совещаний, что за период 2002-2010 годах было построено порядка 25 тыс. километровдорог, правда, вместе с региональными. Потрачено 2,7 трлн. рублей! С планами же у российского лидера как всегда — высочайший мажор. Выступая в апреле в Государственной Думе, В. Путин нарисовал сказку, от которой дух захватывает. Он пообещал гражданам до 2020 построить 120 тыс. километров новых автодорог, в том числе 18 тыс. федерального значения. И модернизировать все федеральные трассы.

Среди крупнейших перспективных проектов – Уральский тракт, который должен соединить Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург и призванный принять на себя порядка 35 % грузопотока в этом направлении, существенно уменьшив нагрузку на дороги М7 и М5. 85 млрд.рублей будет вложено за период по 2013 в реконструкцию дорог Южного федерального округа в 2011 — 2013 годах, таких, как «Каспий», «Кавказ» и «Дон», а также подъездовк морским портам.

Денег на это выделяется немерено. Путинсообщил, что до 2020 года в строительство новых трасс и магистралей планируется привлечь до полутриллиона рублейчастных инвестиций. А на приведение в порядок существующих в федеральных и региональных дорожных фондах в ближайшие десять лет саккумулируют 8,4трлн.рублей. Только в дорожный сектор прошлом году было вброшено 700 млрд. рублей, что составило рост к предыдущему году 40%. Только на ремонт было выделено 88 млрд. руб., а к 2014 эта сумма должна возрасти до 153 млрд.

При этом дорожники жалуются на недофинансирование. По утверждению главы Росавтодора Анатолия Чабунина, это только половина от норматива. Однако, как посмотреть. По оценкам экспертов Всемирного банка (ВБ), на текущий и капитальный ремонт в России расходуется от 27 до 55 тысяч долларов на 1 км, что примерно втрое больше, чем в такой стране с похожим климатом, как Финляндия.

Эксперты ВБ считают российские дороги самыми дорогими в мире. По оценкам самих российских специалистов, расходы на них должны быть снижены как минимум вдвое. Но нет такой суммы, которую не смогут разворовать российские чиновники. Не удивительно, что стоимость дорог является одной из главных государственных тайн.

Кроме того, для их строительства используются устарелые технологии и плохие материалы. В частности, по признанию самого министра транспорта Игоря Левитина, дорожников не устраивает качество битума. Он даже заявил, что если в ближайшее время тот не будет улучшен, отрасль может вообще отказаться от асфальтобетонных дорог и перейти на строительство цементобетонных дорог.

Из-за их скверного состояния средняя скорость перемещения коммерческих грузов составляет около 300 км в сутки, в то время как аналогичный европейский показатель – 1500 км в сутки.

Эх, дороги!

Кстати о битуме. В апреле прошлого года В. Путину в Твери показали новый битум, которым можно покрывать даже «танцующие мосты». Но внедрять его нельзя, «поскольку материал не значится в ГОСТ, начнутся хождения по инстанциям, а это круги ада», — констатировал он.

О том, какое впечатление произвело на Путина знакомство с «Дорожным вопросом», свидетельствуют его высказывания на совещании дорожников, которое он провел там в качестве премьера. Практически все они касаются коррупции.

Обещая в нынешнем десятилетии удвоить дорожное финансирование, .он сказал, что этих средств достаточно для кардинального изменения ситуации. Но лишь при условии, «чтобы цены на 1 км. не брались с потолка, а качество приближалось к мировым стандартам». Присутствовавший на совещании Левитин пообещал ввести ограничительный стандарт – не более 10 млн. руб. за километр.

Путин также проявил осведомленность и о такой форме коррупции, как землеотвод. Это когда чиновники, пользуясь информированностью о будущих трассах, скупают через подставных лиц участки, чтобы заломить потом за них бешеные цены.

Кое-какие идеи для обуздания беспредела предложены, в том числе самим Путиным. Например, он считает, что кардинальным стимулом для повышения качества строительства стало бы объединение в одни структуры тех, кто строит дороги, и тех, кто отвечает за их эксплуатацию.. Это позволило бы искоренить психологию временщика, так как подрядчик стал бы заинтересован строить добротно, дабы потом меньше тратить на ремонт.

Речь идет о т.н контрактах жизненного цикла. Первый такой опыт предполагается апробировать на трассе Москва-Минск, которую хотят довести до европейского уровня. Ее намереваются отдать по конкурсу в концессию на 25-30 лет с тем, чтобы подрядчик весь этот срок оперировал дорогой, занимаясь и реконструкцией, и ремонтом.

Он также распорядился передать разработку стандартов от Минтранса Федеральному дорожному агентству, а также предложил создать банк типовых проектных решени, которые бы ускорили стройки.

Однако, похоже, что в способность смазать проржавевший механизм системы Путин не особенно верит. Не потому ли он пришел к решению призвать «варягов» вслед за автопромом и в дорожный сектор. Понял, видимо, что без них громадье планов не то, что выполнить – сдвинуть с места невозможно без внешних рычагов. Да он и сам в сущности это признает, мотивируя свое послание необходимостью создать конкуренцию собственным строителям.

Кто кого?

Такой аргумент разделяют и многие эксперты, которые замечают, что объем работ на бескрайних просторах страны столь безбрежен, что работы хватит на всех – и своим, и «варягам».

Вот только многие из них сомневаются, в силах ли будут иностранцы побороть российских тараканов-чиновников. В этом сильно сомневается, к примеру, гендиректор компании CityExpressАлексей Кичатов. По его мнению, для того, чтобы был эффект, на тендеры необходимы честные конкурсы. То есть, их организаторы должны быть заинтересованы в качественных и дешевых проектах, в «безоткатных» технологиях. Но возможно ли такое в России при нынешней тотальной коррупции – большой вопрос.

Есть серьезные сомнения и по поводу означенной Путиным цифры в 8,4 трлн. руб, которыми обещано наполнить дорожный бюджет. По подсчетам научногоруководителяИнститута транспорта и дорожного хозяйства МихаилаБлинкина, это в пределах 1,2% от ВВП. Достаточно ли этого для кардинального изменения ситуации? Эксперт считает – нет: требуется не менее 3% от ВВП. И это при условии решения первой проблемы – повышения эффективности расходов.

Для сравнения: в Литве в прошлом году дорожный бюджет составляет 931 и млн. литов, что при ВВП в 30,7 млрд. составлял от него около 3%. По плотности дорожного покрытия цифры вообще несравнимы: в Литве по дорогам государственного значения она составляет 6,4 км. на 1000 жителей, в России (федерального значения) – только 0,35 км.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 304
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0