С директором Ассоциации демонтажников Литвы Видасом Поцюсом беседуем о бизнесе разборки автомобилей в Литве, нелегально зарабатываемых на этом тысячах и несовершенстве правовых актов, регламентирующих эту деятельность.
Деятельность демонтажников регламентирует директива Европейского Парламента и Совета 2000/53/EB «О выбывших из эксплуатации транспортных средств». Регламентирует ли этот документ и разборку грузовых транспортных средств?
Разборка грузовых транспортных средств не регламентирована ни европейскими, ни национальными правовыми актами. Почему – надо спрашивать у Брюсселя. Мы, будучи членами международной ассоциации демонтажников EGARA, несколько раз выдвигали этот вопрос, однако он остался без ответа и рассмотрения. Я думаю, что для предпринимателей эта ситуация выгодна – если нет регламентирования, то нет и требований. Все работают, как хотят. Нет установленных требований даже в отношении уборки опасных отходов транспортных средств , а ведь и первокласснику ясно, что после разборки грузового автомобиля их остаётся больше, чем после разборки легкового автомобиля.
2000/53/EB определяет только те вопросы, которые связаны с разборкой легковых автомобилей. Следовательно, говорить в Литве о регламентировании разборки грузовых транспортных средств нет смысла, так как никто не побежит наперегонки с европейскими правовыми актами.
Как на регламентирование разборки грузовых автомобилей смотрят ассоциации демонтажников других стран?
Скептически – чем меньше бюрократической ноши, чем меньше ответственности, тем лучше. В Европейской Комиссии этот вопрос иногда рассматривают некоторые индивидуалисты, однако это ни к чему не ведёт – масштабы лоббизма производителей транспортных средств в Европейском Парламенте весьма велики.
Как на регламентирование разборки грузовых автомобилей смотрят сами предприниматели?
Они считают, что ограничения – основная причина затормаживания бизнеса. Если ту же деятельность можно вести без ограничений, то зачем эта дополнительная головная боль.
Для чего была учреждена Ассоциация демонтажников?
Она появилась из-за конкуренции. Крупная финская компания хотела монополизировать рынок разборки автомобилей в Литве. Фирма агрессивно пыталась реализовать свои амбиции. В директиве был пункт, в котором говорилось о том, что окончательно переработанный автомобиль – это не только размельчённый автомобиль. Однако наши чиновники, переводя директиву, в национальные правовые акты включили предложение, что переработанным считается только измельчённое транспортное средство. Этим пробелом закона поспешили воспользоваться финны: они установили оборудование для измельчения металла, по всей Литве установили площадки для сбора транспортных средств. В Литве такого аппарата ни у кого не было – никто из мелких компаний не мог себе позволить установить оборудование стоимостью в несколько миллионов литов. Интереснее всего, что здесь свою роль сыграла законодательная власть – её представители забыли перенести из директивы в национальные акты несколько слов, поэтому и возникла такая ситуация.
После возникновения такой ситуации мы решили, что нужно объединяться и что-то делать. Так и родилась ассоциация. После внимательного изучения директивы мы увидели, что в других странах ЕС такой практики нет, поэтому инициировали поправку национальных правовых актов – директива была переведена более точно. Стало ясно, что финнам не удастся монополизировать рынок.
Позже мы вступили в международную ассоциацию демонтажников EGARA. Участвовали в разных проектах, подготовках правовых актов. Мы так же стараемся помогать членам ассоциации – представляем их интересы в государственных организациях. На данный момент ассоциация объединяет более 30 членов.
Каков размер вступительного взноса и членского взноса на год?
Небольшой – примерно треть МПМ. На данный момент мы рассматриваем возможность его увеличения.
Расскажите о раборке транспортных средств. Куда отправляются автомобильные части после разборки?
После разборки транспортного средства, мы получаем 4 типа материалов: детали, опасные отходы, безопасные отходы, вторичное сырьё.
Часть деталей остаётся на внутреннем рынке, другая часть экспортируется. На сегодняшний день экспортная география очень широкая – начиная ЕС и заканчивая бывшими странами Советского Союза. Так же много деталей попадает на Дальний Восток, и даже в Африку.
Члены ассоциации экспортируют детали самостоятельно или в этом процессе как-то участвует ассоциация?
Каждая фирма экспортирует самостоятельно, так как ассоциация старается не лезть в коммерческие дела.
Каков опыт у демонтажников других стран?
Например, у японцев есть сильная ассоциация демонтажников, которую финансирует государство. У них есть даже общий сайт с производителями, на котором они постоянно обмениваются информацией об автозапчастях. Таким образом японские производители борются с некачественной продукцией, поступающей в страну в Китая. Например, просмотрев этот сайт, разборщик видит, какие запчасти нужны, для “Nissan”, и решает, стоит ли ему разбирать транспортное средство. Производители в течение нескольких лет узнают слабые места выпущенного на рынок транспортного средства, после чего начинают активнее скупать использованные части у компаний по разборки автомобилей. Таким образом они могут дешевле обеспечивать людей соответствующими деталями и конкурировать с дешёвой китайской продукцией.
Сколько компаний по разборке автомобилей действует в Литве?
Компаний, у которых есть разрешения Министерства охраны окружающей среды (МООС) – около 215. В последнее время их количество немного увеличилось, так как контролирующие организации заставили их легализоваться. Считается, что на сегодняшний день в Литве действует от 600 до 800 нелегальных компаний по разборке автомобилей. Как только увеличивается безработица, люди привозят автомобили из Англии, разбирают их в своих гаражах и таким образом пытаются заработать.
Сколько в год зарабатывают компании, которые занимаются разборкой автомобилей? Сколько налогов они платят?
Невозможно сосчитать, сколько зарабатывают компании, занимающиеся разборкой автомобилей. На сегодняшний день никакой учёт не ведётся. А как иначе может быть на рынке, где действует 200 легальных компаний и 600 нелегальных? Кроме того, и в легально действующих компаниях половина деятельности – нелегальная.
Почему нет учёта? Кто за это отвечает?
Видите ли, если машина привозится, например, из Англии, её не обязательно ставить на учёт, так же не требуется справка об утилизации. Это распространяется и на те транспортные средства, которые были зарегистрированы в Литве. Это один из пробелов закона. Представители МООС не хотят этого видеть. Они понимают, что так не должно быть, но не могут за один день изменить порядок, который действовал более 10 лет. Если сейчас им пришлось бы «оголиться», наверное, для наказания виновников пришлось бы применить японские меры.
Кто может легально заниматься разборкой автомобилей?
У фирмы должно быть множество разрешений из МООС, лицензия на уборку опасных отходов, отчёт о нанесении вреда окружающей среде, а её работники обязаны иметь удостоверения, подтверждающие квалификацию уборщиков отходов и пр.
Сколько процентов выбывших из эксплуатации транспортных средств перерабатывается?
По подсчётам МООС, около 97%. Это совершенно не соответствует действительности. Сразу после того, как мы были приглашены в международную ассоциацию демонтажников, я, опираясь на эти данные, выступил публично с презентацией. Вскоре после этого я почувствовал огромную заинтересованность со стороны коллег и представителей СМИ – всем было интересно, откуда взяты эти цифры. Учёт у нас ведётся так – как хотим, так и считаем. Нет порядка, нет учёта, который показал бы, сколько автомобилей перерабатывается. Нынешние отчёты делаются только потому, что нужно что-то показать руководству, а им, в свою очередь – ЕС. Это замкнутый круг, и наша главная цель – выбраться из него.
Как это можно сделать?
Необходимо участие в международном пространстве, активное участие в рассматривании национальных правовых актов, связанных с разборкой автомобилей. Мы должны быть бдительные, так как МООС часто интерпретирует директиву так, как ему удобнее. Сейчас МООС пытается создать условия для монополии. Выдвигаются очень высокие требования для лицензирования компаний, занимающихся разборкой автомобилей.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.