Украинские авто станут меньше портить воздух
С нового года у наших восточных соседей перемены: в то время, как Россия с первого января (в конце -концов) переводит свои автомобили на евроэкостандарт 4, Украина – на «Евро-3». И тоже – в конце концов. Эксперты, отмечая, что в обоих случаях процесс восхождения по ступенькам качества тормозят автопроизводители. Но украинский консерватизм хотя бы обеспечил безболезненность перехода. Фактически он лишь оформил тот уровень, который уже достигнут.
Одновременно летом нынешнего года Верховная Рада утвердила законопроект, согласно которому с 1 января 2013 года запрещается ввозить на территорию Украины и регистрировать транспорт уровня ниже нового стандарта. Более того, принят график запретов и на перспективу: с 2014 года – ниже «Евро-4», с 2016 года – ниже «Евро-5», а с 1 января 2018 года – ниже «Евро-6».
Констатация факта
Украинские власти терпеливо дождались, когда автозаводы отрапортовали, что готовы выпускать автомобили Евро-3. К примеру, ЗАЗ выпускает уже несколько моделей стандарта «Евро-4», так что фактически он готов и к 2014 году. Определенные сложности будут у «Богдана» с моделями 2110 и 2111, но перейти на высший стандарт будет не проблема, так как подобное решение есть у партнера завода – АвтоВАЗа. «Еврокар» уже давно выпускает автомобили «Евро-4», и для него данное новшество не станет сложностью.
Так что Украина фактически готова к переходу на «Евро-3». А вот «Евро-4» смогут преодолеть далеко не все к 2014 году. И уж вовсе фантастическим выглядит требование же ввести стандарт «Евро-6» в 2018 году, считают в ассоциации украинских автопроизводителей «Укравтопром». Ассоциация сама еще раньше инициировала их введение, считая, что это поможет решить проблему импорта подержанной коммерческой техники (по данным ассоциации, 60% такой техники на рынке старше 10 лет).
«Мы уже три года боремся за то, чтобы в Украине были введены стандарты экобезопасности хотя бы «Евро-3», однако безуспешно, но высокие акцизы на подержанные легковые авто хотя бы остановили их массовый ввоз в отличие от коммерческой автотехники», — отмечал ранее исполнительный директор ассоциации Ефим Хазан.
Вот как выглядит ситуация на сегодняшний день в секторе грузоперевозок. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), на балансе украинских дальнобойщиков сейчас находится 12,5 тыс. автомобилей стандарта «Евро-2», или почти половина всего парка. Однако, объемы ввоза их в страну из года в год сокращаются и уже почти сошли на нет. В сегменте легковых авто и личного транспорта доля авто стандарта «Евро-2» и того меньше — около 20%.
«Парк техники стандарта «Евро-2» активно эксплуатируется внутри Украины, а также в России, странах СНГ и ряде стран Европы — в Польше, Венгрии, Германии, Франции, странах Прибалтики. Но эти авто уже никто не закупает, потому что все понимают: рано или поздно будет введен запрет не только на производство, но и эксплуатацию такого транспорта во всей Европе. Уже сейчас наши тягачи стандарта «Евро-2» не пускают в Грецию, Австрию, Италию, страны Бенилюкс»,— говорит президент АсМАП Леонид Костюченко.
По мнению гендиректора транспортной компании «Vast-Trans» Валерия Черненко, поскольку многие компании не располагают оборотными средствами, чтобы модернизировать свои парки за счет новых автомобилей, предприниматели, скорее всего, продолжат пополнять парки б/у техникой из Европы стандартов «Евро-3» и «Евро-4», которые уже считаются отжившими свой срок в ЕС.
Но если введение нового стандарта минимально это отразится на секторе коммерческого транспорта, то на рынке новых грузовых автомобилей, где доминируют производители из России, Беларуси и Индии где большинство грузовиков имеют уже этот или более высокий уровень, может произойти интересная пертурбация, считает директора по маркетингу группы компаний «АИС» Сергея Боровика. Логично предположить, что переход на «Евро-3» увеличит отпускные и, соответственно, розничные цены. Но в то же время цены на европейские, японские, корейские аналоги вряд ли не поменяются. И в этой ситуации вполне возможно перераспределение рынка в сторону данных производителей.
Нефтяники упираются
Принятые решения не могло не повлиять и на топливный сектор. Но оно оказалось более, чем скромным. Минэнергоугля Украины подготовило законопроект, в котором предлагается прекратить производство и продажу бензина «А-92» с 1 января 2021 года. В новой редакции технического регламента «Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу» регламентируются экологические классы бензинового и дизельного топлива «К3», «К4» и «К5», практически соответствующие принятым в Европейском Союзе классам «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Производство и продажу бензина класса «К3» предлагается прекратить с 1 января 2017 года, «К4» – с 1 января 2021-го, а для топлива класса «К5» срок не ограничен.
Как считает украинский «Ъ», причиной такой нерешительности является давление нефтяников -«Нафтогаза» и предприятий группы «Приват», которые не инвестируют в модернизацию своих заводов. Сейчас бензин «Евро-4″ и «Евро-5″ могут производить три из шести украинских НПЗ — Кременчугский («Укртатнафта»), Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский («Лукойл»).Но последние два простаивают. Под их влиянием экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при правительстве настояла на переносе новых стандартов.
Эксперты резко критикуют намерение продлить использование автомобильных бензинов и дизельного топлива низкого качества (Евро-3) до конца 2016 года. По мнению исполнительного директора Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Владимира Емелина, это приведет к тому, что в Украину хлынут нефтепродукты плохого качества из России и Казахстана.
Одновременно эксперты обратили внимание на тот факт, что подготовленный Минэнергоугля проект технического регламента исключает топливо, которое производится из газового конденсата с добавлением биокомпонентов. По словам экспертов, аналогичная ситуация происходит и с топливными смесями. На данный момент в Украине не существует государственного стандарта на топливные смеси, они отсутствуют и в техническом регламенте.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.