Тягач с трамвайными рожками
Развитие электромобильной составляющей дорожного транспорта уже обрело в рамках ЕС масштаб и характер компании, возведенный в план-задания и нормы. Однако, успеху в этой области пока препятствуют технические факторы, связанные с источниками питания. Увы, пока даже в самых лучших вариантах батареи, питающие машины, являются весьма неудобными источниками из-за их громоздкости и низкой продолжительности заправки. В поисках решения этой проблемы с весьма оригинальной идеей выступил Siemens. Его инженеры предложили уподобить тягач трамваю: питать его …сверху.
Гениальность часть проявляется в способности увидеть ответ, лежащий на поверхности. Немцы, не мудрствуя лукаво, решили использовать технологию, известную уже более века. А именно: питать автомобиль не из батарей, а из проводов, благодаря которым давным-давно бегают трамваи и электрички.
Свою идею «Siemens» презентовал в прошлом году на международном симпозиуме в Лос Анжелосе (Electric Vehicle Symposium 2012.), где он познакомил публику с проектом под названием «Enuba» — системой «eHighway». Инженеры концерна предложили провести над автобанами провода и пустить по ним грузовики-гибриды, способные работать и как электромобили, и как обычные машины, оснащенные дизельными моторами.
Менеджер проекта Хольгер Зоммер рассказал, как работает такой автомобиль. Двигаясь по магистрали, он питается, подключившись к проводам с помощью пантографа. Это устройство, похожее на троллейбусные рога-токоприёмники. При этом Siemens разработал новый тип пантографа с интеллектуальной системой управления. Она позволяет автоматически регулировать положение контактной тележки токоприемника, контролируя ее перемещение при боковых колебаниях машины, в ситуациях обгона и прочих маневров на дороге. Преимущество у дальнобойщика перед водителями трамваев еще и в том, что в случае повреждения проводов и прекращения подачи тока никакой беды не будет: просто система переключит на режим работы дизеля. Или аккумулятора, который запитывается во время движения кинетической энергией и позволяет проехать еще сотню-другую километров.
Гибридная комбинация необходима в той части пути, когда приходится сворачивать с электрифицированной магистрали. Например, в конце пути при въезде в город, где нужно вырулить к месту разгрузки.
Новшество было испытано в 120 км. к северу от Берлина на территории бывшего военного аэродрома «Templin» на двух грузовиках, оснащенных электромотором и дизелем. По утверждению Зоммера, результаты показали, что при этом обеспечивается скорость до 90 км/час, не зависимо от погодных условий. Самым большим преимуществом гибридного привода является его высокая эффективность использования энергии. Электродвигатели характеризуются очень высокой эффективностью даже на низких скоростях. При этом он работает как генератор и возвращает неиспользованную энергию обратно в сеть, и ее могут использовать другие. Составляющими эффекта являются также экономия топлива, сокращение примерно на 30% вредных выбросов и отсутствие необходимости снабжать тягачи массивными и дорогостоящими батареями. Кроме того отпадает потребность в создании инфраструктуры АЗС, обслуживающих электромобили.
Впрочем, альтернативная инфраструктура – электрификация дорог тоже недешево стоит. В планах «Siemens» начать с электрификации автобана A1-A9(пока только в одну сторону). По оценкам экспертов, километр его стоит от 1,1 до 2,5 млн. евро. Электрификация же 6 тыс. самых активных трасс Германии обойдется порядка в 15 млрд евро. Впрочем, эксперты не сомневаются, что в реальном исполнении затраты на этапах проектирования и строительства возрастут. Тем не менее, они полагают, что они окупятся довольно быстро, а инвестиции носят долговременный характер.
Сегодня идея «Siemens» активно изучается в правительственных структурах Германии. Для этого создана специальная экспертная группа. Проект активно поддерживает Министерство охраны окружающей среды. «Проект заложил основу для новых, экологически ориентированных грузовых концепций»- говорится в его официальном заявлении. В нем отмечается важность перехода ко второму этапу, на котором предстоит найти партнеров среди производителей грузовиков. В министерстве не сомневаются, что технология системы может быть еще улучшена. «Это нечто большее, чем сценарий будущего. В среднесрочной перспективе мы имеем потенциал, способный значительно улучшить грузовые перевозки», — говорится в заявлении.
Кстати, проектом сразу же заинтересовались американцы. Сразу же после симпозиума они объявили, что намерены электрифицировать трассу 710 (Interstate 710) в Калифорнии, являющуюся транспортным коридором из портов Лонг-Бич и Лос-Анджелеса. По ней грузы затем тягачами развозятся по стране. Например, только нефтепродуктов – около 10 млн. литров в год. Все это сопровождается вбросом в атмосферу огромного количества выхлопных газов. Предполагается, что более дружественные к природе грузовики-троллейбусы начнут курсировать по этим дорогам уже через год.
Стоит добавить также, что Шведская транспортная администрация (Trafikverket) уже разработала концепцию «eHighway» применительно к северным районам. Интерес к ней также проявлен со стороны государственных структур Франции, Норвегии, Италии, Нидерландах, Дании и Австрии.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.