Спасут ли белорусские перевозчики внешнеторговое сальдо

gruzoperevozki

Белорусские перевозчики в 2012 году принесли в экспортную корзину страны более миллиарда долларов. Между тем уже в 2013 году в области международных перевозок для Беларуси могут открыться новые перспективы.

Белорусские перевозчики в 2012 году принесли в экспортную корзину страны более миллиарда долларов. Между тем уже в 2013 году в области международных перевозок для Беларуси могут открыться новые перспективы.

О состоянии дел на рынке автомобильных международных перевозок, итогах прошлого года и перспективах «Ежедневнику» рассказал директор представительства Ассоциации БАМАП в Витебске и Российской Федерации Борис Беликов.

– По итогам работы международного автомобильного транспорта в 2012 году получены результаты, которые по отдельным показателям превзошли все имевшиеся ранее достижения. Впервые за долгие годы в Беларуси по итогам года достигнут объем экспортной выручки услуг автомобильного транспорта, превысивший 1 миллиард долларов. А точнее – получено 1067,4 миллиона долларов. Впервые услуги автомобильного транспорта по данному показателю заняли первое место среди всех видов услуг, поставляемых Беларусью на экспорт. В результате деятельности международного автомобильного транспорта в балансе услуг страны сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое за 2012 год составило 670,4 миллиона долларов, или 24 процента в удельном весе положительного сальдо услуг республики. При этом 93 процента поступлений по экспорту услуг автомобильного транспорта обеспечено за счет услуг грузового автомобильного транспорта.

По итогам 2012 года парк АТС, зарегистрированных для осуществления международных перевозок по процедуре МДП, составил 11 696 единиц и увеличился с начала года на 16,3 процента. Инвестиции в обновление автотранспортных средств составили в 2012 году порядка 150 миллионов евро, обновлено 14 процентов парка. Это тоже максимальное значение за весь период. Причем 5 процентов от всех приобретенных в 2012 году белорусскими перевозчиками тягачей и 16 процентов полуприцепов приобретено в рамках пула, созданного Ассоциацией БАМАП совместно с ведущими производителями АТС и лизинговыми компаниями.

– Как Единое таможенное пространство влияет на работу перевозчиков?

– Раньше стояли очереди в Россию и в Лиозненском районе и в Езерище. На М-1 очереди доходили до 18–20 километров. Сейчас с российской стороны таможня ушла, и очереди полностью отсутствуют. Российская транспортная инспекция в пунктах пропуска на границе не осуществляет контроль за перемещением товаров, а работают по разрешительной системе. Только на автодороге М-1 есть представитель российской таможни. Но у него специфические функции. Если по территории Беларуси товар идет под конвоем, мы его обязаны передать российской стороне. Эту функцию и выполняет таможня. Второе: для перевозчиков, которые осуществляют перемещение товара из Беларуси в Россию или в Казахстан, теперь внутренних документов не требуется – при наличии сертификата, подтверждающего происхождение товара, не надо затамаживать и растамаживать товар. При этом в случае перевозки товара из Беларуси в Россию не требуется разрешение.

– А в Казахстан?

– В Казахстан пока перевозка осуществляется по двусторонним разрешениям. То есть получаем разрешение на въезд транспорта с товаром. Сейчас в правительстве Казахстана находятся соответствующие документы, которыми с 1 июля предусмотрена отмена двусторонних разрешений. Кроме этого, в целях более эффективного использования автотранспорта планируется разрешить белорусским перевозчикам, если из Казахстана нет загрузки в Беларусь, везти груз в Россию, а там грузиться на Беларусь.

Работаем над тем, чтобы снять проблему каботажа и уйти от российских разрешений на перевозку грузов из Европы на территорию Единого таможенного пространства. Пока нарабатывается общий пакет документов по каждому из направлений работы. Планируется, что вопрос будет решен к 2015 году.

– Кроме автоперевозчиков Ассоциации БАМАП сейчас активно приобретается автотранспорт и в соответствии с Декретом президента №6.

– Есть такое дело. По данным таможенных органов, в Беларуси в соответствии с Декретом президента №6 приобретено около 4 тысяч автотранспортных средств различного назначения. Техника приобретается без уплаты НДС. Новые перевозчики создают серьезные помехи уже организованной структуре. Зачастую получается, что человек регистрируется в сельском районе индивидуальным предпринимателем, покупает автомобиль для международных перевозок, а что с ним делать – не знает.

Во-первых, для работы в Европе нужны разрешения, которыми мы обеспечены лишь на 50 процентов от потребности. Во-вторых, мало быть просто хорошим водителем, надо проходить соответствующее обучение. В-третьих, надо хорошо разбираться во многих вопросах, начиная от электронного декларирования товара, которое становится обязательным, до выяснения стоимости фрахтов. Уже есть случаи, когда такие неорганизованные перевозчики создают серьезные помехи уже организованной структуре. Мы вместе с таможней уже проводили два семинара на эту тему. Нам их жалко. Но хочется верить, что наиболее настойчивые и предприимчивые из новых перевозчиков вольются в нашу структуру и смогут обеспечить себя работой.

Сейчас они беспрепятственно могут выполнять перевозку грузов из Беларуси в Россию и наоборот. Организации БАМАП сейчас осваивают новые направления – Кыргызстан, Азербайджан, Афганистан, Таджикистан. Работа будет. Тот же Китай планирует поставлять товар в Европу автотранспортом. Это быстрее, чем морем.

– В свое время ряд витебских фирм переехал в Российскую Федерацию. Слышал, что сейчас наблюдается обратный процесс…

– Это не совсем так. Действительно, в девяностые годы у нас обслуживались более сотни предприятий. Потом, когда у нас условия ведения бизнеса стали хуже, чем в России, у нас осталось 52 перевозчика. А такие предприятия, как «Карго-лайн» и «Чартер», в Беларуси не закрывались, а вывели часть подвижного состава в Смоленск. У «Карго-лайна» под Смоленском уже около 350 единиц подвижного состава, и все автомобили не старше 3 лет. У нас было 16, сейчас 63. У «Чартера» было в Беларуси 18 автомобилей, сейчас – 26. Наращивание автотранспорта в Беларуси, конечно, говорит о том, что условия ведения бизнеса здесь стали лучше.

А те перевозчики, которые в девяностые годы ушли, прочно закрепились на российском рынке. Я езжу на крупные международные выставки в Москву и постоянно встречаю там белорусов – оршанцев, витебчан. Они состоялись там.

– Есть ли у нас потенциал для дальнейшего развития международных перевозок?

– Потенциал у нас есть. Для увеличения экспорта услуг, оказываемых отечественными автотранспортными организациями, необходимы также решения, содействующие увеличению доли контрактов белорусских производителей при реализации товаров на экспорт с использованием схем, при которых продавец должен заключить контракт на перевозку. По информации БелНИИТ «Транстехника», только 5 процентов продукции, поставляемой на экспорт из Беларуси, продается на условиях заказа транспортировки груза продавцом. Большая часть продукции с белорусских предприятий вывозится на условиях самовывоза.

Второй момент – интенсивность эксплуатации автотранспорта. На увеличение скорости доставки грузов и сокращение непроизводительных простоев, в том числе при пересечении границ, должно быть направлено сокращение сроков таможенного оформления, чему способствует развитие предварительного электронного информирования и декларирования, внедрение информационных технологий в транспортно-логистической деятельности, расширение пунктов пропуска на западной границе. За 2012 год в белорусские и иностранные пункты пропуска белорусскими перевозчиками было направлено почти 40 000 предварительных информаций с применением проекта МСАТ TIR-EPD, что позволило исключить расходы перевозчиков более чем на 800 тысяч евро и сократить более 100 тысяч часов простоев транспортных средств в пунктах пропуска.

Поможет добиться более интенсивной работы и то, что Латвийское консульство в Витебске начало открывать для жителей области визы в Польшу и другие страны ЕЭС.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 304
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 214
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0