Примета времени — оперативный лизинг
Лизинг автомобилей появился в Европе лет 50 назад и за этот период прижился основательно. На его долю приходится примерно половина все лизинговых услуг. И сегодня около 60-70% машин приобретается в рассрочку. При этом на долю коммерческих машин приходится 16%.
А вот такая его разновидность, как оперативный (operating lease, или — операциональный) лизинг выпочковался недавно. И заявил о себе как об актуальной тенденции. Тема эта оживленно обсуждалась на конференциях по лизингу в Барселоне в октябре 2008 г., в Брюсселе в феврале 2010 г., в Амстердаме в марте 2011 г. Эксперты считают, что особенно такая форма бизнеса полезна и перспективна для коммерческого транспорта.
Привычный (классический) лизинг общепринято называть финансовым (в дальнейшем — ФЛ). Это способ покупки имущества, при котором товар предоставляется сразу, а выплаты производятся в рассрочку. Оперативный лизинг (в дальнейшем –ОЛ) в сущности является долгосрочной арендой с возвратом по окончанию договора имущества владельцу.
Теоретически можно, конечно, и традиционный лизинг трактовать как аренду — только с выкупом. Однако, с этим несогласно законодательство большинства стран, которое рассматривает его как покупку со всеми вытекающими последствиями по бухучету и налогам. ОЛ означает, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и лизингополучателя соответственно. При этом 100% лизингового платежа клиента можно относить на затраты, а НДС с лизингового платежа — в налоговый кредит. В случае ОЛ клиент покупает только право владения и использования, а право собственности при этом остаётся у лизингодателя, то есть лизингополучатель не платит за право собственности.
С позиции международных стандартов финансовой отчетности различия между двумя видами лизинга состоят в следующем:
ОЛ | ФЛ | |
---|---|---|
Передача права собственности на предмет лизинга по окончанию договора | нет | да |
Лизинговый договор предусматривает возможность договорных цен | нет | да |
На протяжении срока лизинга амортизируется не меньше 75% первичной стоимости объекта лизинга | нет | да |
Приведенная стоимость лизинговых платежей равна или больше 90% от справедливой стоимости активов | нет | да |
Объект лизинга изготовлен по заказу лизингополучателя и может быть использован только им | нет | да |
Лизингополучатель несет все затраты в связи с досрочным расторжением договора лизинга | нет | да |
Доходы и затраты от разницы между справедливой и остаточной стоимостью предмета лизинга достаются Лизингополучателю | нет | да |
Лизингополучатель может продлить договор лизинга на 2-ой период по сниженной цене | нет | да |
Обычно в качестве главного отличия ОЛ от ФЛ называется возврат машины вместо ее выкупа и перехода в собственность. Но это не совсем так. Дело в том, что в принципе ОЛ также допускает покупка машины при заключении предварительного опционного соглашения. Только если в случае ФЛ она продается по остаточной стоимости, то в ОЛ – по «справедливой» (рыночной). Фактически это обычная покупка, поэтому она и рассматривается как отдельный акт. И зависит от воли лизинговой компании. А поскольку заранее предусмотреть такую цену достаточно сложно, то компании не рискуют и пользуются такой возможностью достаточно редко.
Резоны ОЛ
Если у ФЛ за спиной уже лет 50, то ОЛ в мировой практике начал входить в практику совсем недавно – с середины 2000-х. Причем очень неравномерно. Если в США на его долю приходится до 70% лизинговых сделок, а Западной Европе в некоторых странах доля ОЛ в лизинговом рынке достигает 30-40% (Великобритания, Нидерланды), то в России он в зачаточном состоянии (1-2%). Эксперты объясняют это стереотипами менталитетов (привычка иметь в собственности и привычка арендовать, что ярко проявляется, к примеру, на рынке жилья). Но и в России опросы компании CSA позволяет прогнозировать, что в ближайшие годы в корпоративном секторе его доля может достигнуть трети.
Однако есть и иные резоны. Прежде всего, сдерживающим фактором для ОЛ является тот факт, что размеры лизинговых платежей при нем обычно выше, чем при ФЛ. Это вызвано тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерческие риски (риск поломки машины, риск досрочного расторжения договора) путем повышения цены на свои услуги.
И, тем не менее, в Европе в последнее время ОЛ всячески пропагандируется и быстро развивается. В частности, в стратегическом документе Европейского объединения ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope) «Дороги, 2050», опубликованном в 2011 г, ОЛ посвящена особая «ода», воспевающая его преимущества. В частности, указываются такие плюсы, как повышение эффективности бизнеса за счет фиксированной платы и момента сезонности. Последний фактор, действительно, весьма влиятелен даже для перевозческих компаний, не говоря уже о различных иных предприятиях, вынужденных обладать автопарками для завоза сырья или развоза готовой продукции.
При этом особо отмечается такая особенность ОЛ, как широкий набор сервисных услуг, который обычно лизинговые компании берут на себя. Например, литовская компания «Autobanga», сдающая автомобили в аренду сроком от 2 до 36 месяцев, бесплатно производит их регистрацию и техосмотр, монтирует систему охраны, осуществляет страхование гражданской ответственности и KASKO. Кроме того, периодически проводится техобслуживание, осуществляются ремонтные работы, оказывается оперативная помощь в случаях поломка в пути, производится сезонная замена шин, а в Вильнюсском и Каунасском аэропортах предоставляется кратковреманная стоянка.
В документе «Leaseurope» подчеркивается прямая заинтересованность компаний в присмотре такого рода и экономичной эксплуатации машин, чтобы использовать их для передачи в аренду как можно дольше. Эксперты подсчитали, что в сочетании с новейшими технологиями и надлежащим обслуживанием можно уменьшить расходы на топливо примерно на 10 000 евро за автомобиль.
Проблема выбора
Эксперты довольно осторожно, а порой – и противоречиво оценивают перспективность ОЛ в сфере автотранспорта. Большинство из них склоняются к тому, что его ниша очевидна в двух плоскостях. Применительно к легковым – для парка служебных автомобилей.
Применительно к коммерческому транспорту – там¸ где автопарк не является основным инструментом деятельности и играет вспомогательные функции (например, у промышленных и аграрных предприятий, у крупных торговых компаний, торговых сетей, в строительстве и т.п.), и потому обременительными являются хлопоты, связанной с эксплуатацией транспорта. Ведь если транспортные услуги не являются основным видом деятельности компании, то занимаясь ими специально, она просто крадет у себя деньги. Сотрудник, который нанят для того, чтобы ежедневно приносить какую-то прибыль, этой прибыли не приносит, а бегает и узнает, как оформить страховой случай, или не может нормально работать, потому что его машина еще на СТО и т.д.
ОЛ актуален также для филиалов и отделений компаний за рубежом, где трудно разобраться и адаптироваться в местных условиях, начиная от страховки и заканчивая техобслуживанием. Минусы ФЛ ощущают на себе также компании, где большие колебания по загрузке вносят сезонный фактор, частая смена географии деятельности и т.п. Не говоря уже о компаниях, которые выполняют разовые контракты.
ОЛ также рассматривается как допинг в конкуренции, когда часть собственного парка устаревает, и нужно срочно «залатать дыры», а на покупку новых машин не хватает средств. Арендуя новые машины на 2-3 года, клиент получает возможность всегда иметь их в лучшей «боевой форме», и при этом иметь партнера, который сам заинтересован в том, чтобы эту форму она не теряла как можно дольше. Резюме многочисленных дискуссий на интернет-формух примерно такое: главное понять сразу — бизнес открывается на время или навсегда? И нужно будет иметь постоянно новые машины или можно и на старых поработать? Если нужен постоянно новый автопарк, то это ОЛ. Но это дорогое удовольствие.
Наконец, в переходе на ОЛ заинтересованы и сами лизинговые компании. С одной стороны, он требует много инвестиций в персонал и сервис, обеспечивающий избавление клиентов от малейших хлопот по эксплуатации автопарков. Но зато практика западных стран доказывает, что и норма прибыли в нем выше, чем в ФЛ.
ОЛ в Литве
В Литве лизинговые услуги предоставляются с 1995, причем понятие ОЛ заложено в основы финансового законодательства с тех времен. Только используется другой термин – «veiklos lizingas» (лизинг деятельности).
Впрочем, их объем пока весьма ограничен, по данным Литовской ассоциации лизинга – 5-8%. Пионером лизинга стал «VB lizingas» (ныне «SEB lizingas»). Специализированные лизинговые подразделения имеют многие литовские банки («Citadele faktoringas ir lizingas», „Nordea Finance Lithuania“, «Siauliu banko lizingas»…), а также торгово-финансовые предприятия, например, «Autobanga», «Neorent», «BRC lizingas», «CarsRent» (от 1 мес.), JND (Клайпеда) и др. Примечательно, что такие услуги предоставлял и «Snoro lizingas», который был одним из лидеров потребительского лизингового рынка в республики. Благодаря его ликвидации часть клиентов вместе с высокой лидерской позицией перекочевала затем к «Ukio banko lizingas», действующий аж с 1997. При этом последний после банкротства «Ukio bankas» уцелел, и по данным за 2012 был крупнейшим поставщиков потребительского лизинга в республике (около 115 млн. литов). Особо в нашем тексте следует выделить „Nordea Finance Lithuania, который арендует и грузовики.
Литовское законодательство не определяет строго параметры ОЛ. Поэтому понятие «долговременная аренда» трактуется весьма произвольно: у одних под сурдинку «аренда деятельности»проходят сделки на срок до 2 месяцев до трех лет(Autobanga), у других – от 3-х (Neorent) и даже 1 месяца (CarsRent).
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.