Перевозчики из Украины и России массово ездят в Казахстан без разрешений
Бюджет Казахстана в 2012 году потерял $7 млн в результате снятия транспортного контроля на границе Республики Казахстан и Российской Федерации. Об этом «Къ» заявил президент Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Махсат Сактаганов.
КазАТО направил в Министерство транспорта и коммуникаций РК письмо с просьбой пресечь факты въезда на территорию Казахстана иностранных грузоперевозчиков без соответствующих разрешений.
Как пояснил изданию «Курсивъ» генеральный секретарь КазАТО Теодор Каплан, несмотря на неоднократные обращения по ужесточению транспортного контроля как на границе, так и на территории РК, продолжаются перевозки иностранными операторами на Казахстан без разрешений. «В результате бездействия со стороны уполномоченного органа, полного отсутствия транспортного контроля на территории Казахстана за 2012 год иностранными операторами выполнено более 7 тыс. рейсов без соответствующих разрешений, стране нанесен социально-экономический ущерб. Потери бюджета в виде налога составили около $7 млн, а казахстанское содержание в общем объеме транспортных услуг недосчиталось почти $70 млн. Казахстан лишился более 2 тыс. рабочих мест», — сетует г-н Каплан.
По данным SafeTIR (информационная таможенная система), за 2012 год перевозчиками Украины выполнено 9442 рейса на Казахстан при квоте 6800 (количество транзитных разрешений для выполнения перевозок), то есть 2642 рейса выполнено с нарушением требований международных соглашений и казахстанского транспортного законодательства. Перевозчиками России без разрешений выполнено из третьих стран на Казахстан 1793 рейса, а перевозчиками Беларуси — 1131 рейс. «Возмутительно то, что, даже при наличии разрешений образца 2013 года перевозчики этих стран продолжают осуществлять перевозки на Казахстан в настоящее время без разрешений», — говорит эксперт.
Соглашение между правительствами РБ, РК и РФ об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза не ратифицировано Российской Федерацией, и не известно, когда оно вступит в силу. На территории же Казахстана стационарные посты вблизи казахстанско-российской границы законсервированы, и абсолютно не контролируется право въезда иностранных перевозчиков на территорию Казахстана.
«У нас поторопились и сняли контроль. А должны быть посты и жесткий контроль, как раньше. Я считаю, что необходимо немедленно восстановить посты на границе», — говорит Т. Каплан.
Стоит отметить, что партнеры по ТС — Россия и Беларусь — значительно ужесточили контроль за иностранными перевозчиками. Россия 2 июня 2012 года приняла закон, по которому за нарушение правил разрешительной системы предусматривается штраф в размере до 12 тыс. евро. Беларусь еще на полтора года оставила на границе свой транспортный контроль.
КазАТО обратился в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой принять безотлагательные меры по пресечению фактов въезда на территорию Казахстана иностранных операторов без соответствующих разрешений и по защите национального рынка международных автомобильных перевозок.
Министерство транспорта и коммуникаций РК не согласно с заявлением президента Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Махсата Сактаганова о том, что бюджет Казахстана в 2012 году потерял $7 млн в результате снятия транспортного контроля на границе Казахстана и России.
Как сообщили в Минтранскоме, основной причиной роста перевозок служит действующая ставка НДС в Казахстане, которая является самой низкой среди государств — участников ТС.
«Следовательно, утверждение о потере бюджета страны в сумме $7 млн за перевозки иностранными операторами не соответствует действительности. Так как данные грузы перевозятся на территорию страны для проведения таможенной очистки и дальнейшей доставки его на территорию РФ. При этом книжки международной дорожной перевозки (МДП) закрываются на территории Республики Казахстан, уплачиваются таможенные платежи и сборы, а также НДС. В связи с чем недопустимо учитывать потери бюджета исходя из количества рейсов, осуществленных иностранными перевозчиками на основании данных SEIF TIR, то есть по закрытым книжкам», — говорят в пресс-службе министерства.
Вместе с тем, по данным Минтранскома, учитывая, что транспортный контроль, осуществляемый таможенными органами на казахстанско-российской границе, в 2011 году был упразднен, органами транспортного контроля на территории приграничных регионов был усилен транспортный контроль, в частности, за наличием разрешений у иностранных перевозчиков.
Так, в 2012 году по факту отсутствия соответствующего разрешения органами транспортного контроля по сравнению с 2011 годом было задержано в пять раз больше иностранных транспортных средств.
По данным Минтранскома, с начала текущего года на постах задержано 47 иностранных АТС, которые осуществляли перевозки без разрешений.
Кроме того, были выявлены факты фальсификации казахстанских бланков разрешений на проезд украинскими и турецкими перевозчиками.
По фактам выявленных нарушений перевозчики были привлечены к административной ответственности (штраф от 10 до 25 МРП), необходимые материалы направлены в адрес компетентных органов соответствующих иностранных государств для принятия необходимых мер.
По данным МТК РК, учитывая ограничение квоты обмена бланками разрешений на международные автомобильные перевозки с иностранными государствами, доля отечественных перевозчиков на рынке автомобильных перево-зок увеличилась с 33 до 36%.
«Соответственно, озвученная руководством КазАТО информация о том, что казахстанское содержание в международных автомобильных перевозках уменьшилось, также не соответствует действительности. При этом считаем необходимым КазАТО активизировать работу, направленную на обеспечение конкурентоспособности отечественных перевозчиков, увеличение их доли на международном рынке транспортных услуг путем обновления подвижного состава и снижения стоимости перевозки (фрахта)», — пояснили «Къ» в министерстве.
В МТК РК сообщают, что принимаются меры по совершенствованию транспортного контроля, исключению барьеров на пути международных автомобильных перевозок.
Так, созданным в марте 2012 года Ситуационным центром ведется постоянный круглосуточный мониторинг деятельности постов посредством видеонаблюдения в режиме онлайн.
Посредством GPS-навигатора дежурный Ситуационного центра ежедневно отслеживает маршруты движения передвижных постов транспортного контроля.
Наряду с этим проводится работа по внедрению автоматизированной системы взвешивания транспортных средств в движении.
«Данная система позволит в автоматическом режиме взвешивать транспорт, вести учет интенсивности и фиксировать проезд всех транспортных средств, в том числе иностранных. При этом проезд иностранных транспортных средств без соответствующих разрешительных документов будет исключен. Уже установлены 2 контрольные арки, и в целом планируется до 2014 года установить 80 контрольных арок, в том числе 29 арок при въездах на территорию Казахстана. Кроме того, в текущем году планируется закупить дополнительно 8 передвижных постов транспортного контроля», — говорят в пресс-службе Минтранскома.
В связи с неоднократными фактами нарушений разрешительной системы иностранными перевозчиками в рамках законопроекта по внесению изменений в транспортное законодательство предусматривается увеличение размера штрафа за факты осуществления перевозок на территорию Казахстана иностранными перевозчиками без разрешительных документов с 25 до 500 МРП ($5,77 тыс.).
«Принимаемые меры позволят обеспечить полноту контроля за соблюдением иностранными перевозчиками требований международных договоров и транспортного законодательства РК при выполнении грузоперевозок на территорию Казахстана, а также защиту интересов отечественных перевозчиков», — резюмировали в пресс-службе МТК РК.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.