Головоломка грузовых автомобилей с правосторонним рулем

pic_137

В марте этого года Европейский суд юстиции принял решение, которым национальное законодательство Литвы, регулирующее использование транспортных средств с правосторонним рулем, было признано противоречащим праву Европейского Союза. Теоретически это означает, что никто не может запретить проезд автомобилей, приспособленных к движению «наоборот», по нашим дорогам. А практически это, скорее всего, не произойдет. И вот почему.

Законы не изменились

Гражвидас Якубаускас, директор Департамента политики дорожного транспорта и гражданской авиации Министерства сообщения и коммуникаций Литвы, обратил внимание на то, что еще некоторое время транспортные средства с правосторонним рулем будут считаться незаконными, потому что законы, регламентирующие их использование, все еще не изменены. И так как не намечен срок, до которого законодательные акты, признанные Европейским судом юстиции как «нарушающие свободное передвижение товаров», должны быть изменены, становится очевидно, что никто не будет спешить выполнять эти абсурдные требования.

Но есть еще одна проблема, усугубление которой не дает покоя специалистам по безопасности дорожного движения —это переоборудование рулевого механизма транспортных средств с правой стороны на левую. Несколько лет тому назад на нее смотрели относительно либерально. Переоборудованные автомобили можно было «узаконить», выполнив техническую экспертизу и получив справку об успешном приспособлении автомобиля к обычным в нашей стране условиям движения.

Некоторое время это решение было едва ли ни единственным способом удовлетворить значительно возросший во всей Европе спрос на грузовые автомобили. Но когда этот бум успокоился, условия для предпринимателей, желающих переоборудовать грузовые автомобили, резко изменились.

Положение «О порядке утверждения нормативных документов производства и переоборудования транспортных средств и проведения их технической экспертизы» было дополнено одним новым «предохранителем». В нем предусматривалось, что проведение экспертизы возможно только тогда, когда предприятие, проводившее замену устройства управления правостороннего грузового автомобиля, предъявляет технические условия такого переоборудования, подготовленные производителями автомобилей или их официальными представителями. Но они отказались выдавать такие документы, заявив, что любая интервенция в «железо» принципиально меняет характеристики безопасности автомобиля.

Г.Якубаускас, комментируя эти перемены, отметил, что возникшая волна возмущения исчезла по нескольким причинам.

«Во-первых, затянувшийся экономический спад внес коррекции в спрос тяжелого транспорта, и грузовые автомобили различного тоннажа перестали быть дефицитом. Во-вторых, существенно изменился разрыв цен между бывшими в употреблении великобританскими и европейскими грузовыми автомобилями. Сейчас он составляет примерно 20 проц., поэтому все процедуры, необходимые для того, чтобы перенести рулевой механизм с правой стороны на левую, могут «проглотить» весь потенциальный заработок, который можно получить на разнице в цене. Ведь вместе с рулевой колонкой нужно переместить акселератор, сцепление и блок тормозных педалей, заменить лобовые и задние противотуманные подфарники, установить новый механизм стеклоочистителей и т.д. Интересно то, что в нашем споре с Европейской Комиссией по поводу действующих в Литве ограничений для правосторонних машин, Комиссия в одном из своих документов категорически заявила, что переоборудованные транспортные средства безопасности движения представляют большую угрозу, чем стандартные, предназначенные для движения по другой полосе», — отметил руководитель Департамента политики дорожного транспорта и гражданской авиации Министерства сообщения и коммуникаций.

Игры не прекратились?

Видас Чебатавичюс, руководитель ЗАО «Adampolis» (представительства MAN в Литве), комментируя эти факты, отметил, что в последнее время с правосторонними грузовыми автомобилями сталкивается очень редко.

«MAN старался активно работать на вторичном рынке, и в тех случаях, когда с клиентами заключались договоры о выкупе транспортных средств, подержанные автомобили проходили капитальный ремонт в подразделениях MAN, а затем предлагались тем, кто ищет более дешевые альтернативы. Мы тоже работали и с такой техникой, и с техникой, проданной когда-то перевозчикам Великобритании. Они свой транспортный парк обновляют довольно часто, пробег машин, как правило, невелик, а соотношение цены и качества очень привлекает. С целью продажи таких автомобилей в континентальные страны Европы, MAN в польском городе Стараховице построил завод, на котором переоборудуются правосторонние грузовые автомобили. На переоборудование одного автомобиля MAN выделяет примерно 6000 евро. На эти средства проводится замена не только положения рулевого механизма, но и топливного бака, ряда других агрегатов. Такие грузовые автомобили получают специальные сертификаты», — говорил В. Чебатавичюс.

По мнению руководителя «Adampolis», стоимость переоборудованных машин была на 20 — 30 проц. меньше, чем автомобилей примерно того же возраста с левосторонним управлением. Как правило, их выбирали небольшие предприятия, занимавшиеся перевозками на местном рынке. В Литве таких машин было продано более 100. Но в данное время «Adampolis» с переоборудованной техникой MAN не работает.

Между тем по мнению Гинтаутаса Шледериса, директора «Transeksta» (ассоциации предприятий, предоставляющих услуги технических осмотров), технику, некогда рожденную с рулем справа, снова пытаются «протолкнуть» литовским транспортникам.

«Узаконить технику с переоборудованным рулевым механизмом в Литве невозможно, поэтому применяются хитрости: такие автомобили ставятся на временный учет в Германии, а потом возвращаются в Литву с «аккуратными» документами. Конечно, это не массовое явление, но те, кто покупает подержанные транспортные средства, должны быть внимательны», — предупредил Г. Шледерис.

Как отличить «преображенных»?

Рамунас Велавичюс, заместитель директора ЗАО «Transporto studija», которая выполняет технические экспертизы, говоря о переоборудованных правосторонних машинах, признал, что заметить выполненную «трансплантацию» иногда очень сложно.

«Если переоборудование грузового автомобиля выполнено качественно, а следы этой «операции» тщательно замаскированы, то установить, какой дорожной системе — английской или европейской — принадлежал грузовой автомобиль, может только очень опытный контролер. Но и контролеры, проводя оценку таких мелочей, как облицовка дверей или коврики под ногами, система выхлопных газов или система отопления, нередко теряются в догадках. Так бывает потому, что не во всех идентификационных номерах производителей автомобилей закодирована информация о том, с какой стороны должен находиться руль. Такой информации нет в VIN кодах MAN, «Volkswagen», DAF, «Nissan», «Fiat» и автомобилях некоторых других марок — ее можно получить только подключившись к базе данных производителя», — говорил Р. Велавичюс.

Между тем в VIN коде «Mercedes Benz» расположение рулевого механизма обозначает 10-ый символ номера: «1» означает руль слева, а «2» — руль справа. Таким же образом кодируется техника «Neoplan».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 303
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 214
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0