Чистую энергетику – под плановое начало
Переход на «чистую энергию» является одним из наиболее настойчивых акцентов в транспортной политике ЕС. Речь идет о таких продуктах как электричество, водород и природный газ, в том числе – сжиженный (СПГ). Однако, движение в этом направлении, по мнению экспертов, сильно тормозит замкнутых круг, который образовался здесь.
Внедрение альтернативного топлива сдерживается тремя основными барьерами: высокой стоимостью транспортных средств, низким уровнем потребительского спроса и дефицитом соответствующих АЗС. Но АЗС не строятся, потому что не хватает средств, автомобили не продаются из-за высоких цен, а низкий спрос –из-за первых двух факторов. Разорвать порочный круг Еврокомиссия(ЕК) решила с помощью пакета мер, которые были объявлены 24 января с.г.
Что мы имеем?
По данным ЕК на 2011, ситуация выглядит следующим образом. В части электромобилестроения лидируют США (19 860), Япония (7671), Индия (5855), а в Европе Германия (1858), Франция (1796), Норвегии (1547), Великобритании (1170). Китай имеет около 1560 электромобилей. При этом пунктов зарядки в США 7500, в Китае -1500 в Японии 1100 .
В Европе ситуация с АЗС сильно варьируется. Как видно из табл. 1, лидируют Нидерланды, Германия, Франция, Испания и Великобритания: при этом интервал колеблется от почти двух тысяч (Германия) до нуля (Литва, Швеция, Кипр и Мальта).
Ситуация с заправками водородом и вовсе скромная: во всем мире имеется лишь несколько сот экспериментальных машин и автобусов и чуть более 200 АЗС, из которых 120 в ЕС. Пока — лишь в 14 странах ЕС. Такие концерны, как «Daimler», «Toyota», «Honda», GM, «Hyundai», «Nissan» лишь готовятся к первому этапу развертывания программ их запуска в 2014/2015. Речь идет о нескольких тысячах.
Что касается природного газа, в 2011 году в мире было 15,2 млн. тысяч машин, что составляет о 1,2% от общего количества. В ЕС насчитывается 1 млн. автомобилей( 0,5% ), в том числе в Италии было около 746 тыс. и в Германии почти 100.тыс.. Количество АЗС соответственно в этих странах было 853 и 903.
Сжиженный природный газ, кроме водного транспорта, используется также для грузовых автомобилей, и пока в ЕС имеется только 38 АЗС, 22 из которых в Великобритании, остальные распределены между Испанией, Швецией, Эстонией, Нидерландами, Польшей и Бельгией. Еще 12 АЗС намечается построить в Европе в рамках проекта «Голубой коридор» для обслуживания сотни тяжелых грузовиков. ЕК предлагает, чтобы к 2020 году сеть заправочных станциях была плотностью из расчета на каждые 400 км трансъевропейских магистралей. Этому способствуют планы строительства в Европе 16 терминалов для СПГ в Польше, Литве, Швеции, Финляндии, Германии, Франции и Великобритании.
Что касается биоэтанола, то в 2010 году его доля в энергии автомобильных бензинов составила 18% в Бразилии, 6% в США и 2,9% в ЕС. А доля биодизеля соответственно в Бразилии-6%, в ЕС – 5% и в США – 1%.
От добровольности – в плановое русло
Как видим, Брюссель созрел для того, чтобы начать наводить порядок железной рукой разнарядки и стандартов. Суть обнародованного пакета сводится к двум основным решениям. Первое: установление планов-заданий по развитию инфраструктуры заправки ( в единицах АЗС) для каждой страны. Пока речь идет только об электрозаправках (см. табл. 1). Как видим, вилка плановых заданий сильно дифференцирована. Но в любом случае они весьма серьезные. Например, для Литвы – 4 тыс. АЗС, Латвии – 2 тыс., Эстонии- 1 тыс. Столь большие цифры ЕК мотивирует тем, что только при достижении определенной критической массы возможен выход на цены, которые будут приемлемы для потребителей.
Табл.1. Обеспеченность пунктами зарядки электромобилей в странах ЕС
Страны- | Число пунктов заправки в 2011 | План-задание до по линии ЕС на 2020 | Планируемое число электромобилей к 2020 |
---|---|---|---|
Aвстрия | 489 | 12 000 | 250 000 |
Бельгия | 188 | 21 000 | - |
Болгария | 1 | 7 000 | - |
Kипр | - | 2 000 | - |
Чехия | 23 | 13 000 | - |
Германия | 1 937 | 150 000 | 1 000 000 |
Дания | 280 | 5 000 | 200 000 |
Эстония | 2 | 1 000 | - |
Греция | 3 | 13 000 | - |
Финляндия | 1 | 7 000 | - |
Франция | 1 600 | 97 000 | 2 000 000 |
Венгрия | 7 | 7 000 | - |
Ирландия | 640 | 2 000 | 350 000 |
Италия | 1 350 | 125 000 | 130 000 (до 2015) |
Литва | - | 4 000 | - |
Люксембург | 7 | 1 000 | 40 000 |
Латвия | 1 | 2 000 | - |
Maльта | - | 1 000 | - |
Нидерланды | 1 700 | 32 000 | 200 000 |
Польша | 27 | 46 000 | - |
Португалия | 1 350 | 12 000 | 200 000 |
Румыния | 1 | 10 000 | - |
Испания | 1 356 | 82 000 | 2 500 000 |
Словакия | 3 | 4 000 | - |
Словения | 80 | 3 000 | 14 000 |
Швеция | - | 14 000 | 600 000 |
Великобритания | 703 | 122 000 | 1 550 000 |
В качестве «примера для подражания»вице-председатель ЕК Сиим Калласс назвал США и Китай, которые обозначили себе до 2015 такие соответственно фишки по заправкам для электромобилей соответственно в 1 и 5 млн.
Что касается сжатого природного газа(CNG:), то за 7 лет работающий на него автопарк планируется удесятерить в расчете на то, чтобы максимальное расстояние между заправками было не более 150 км.
Вторым направлением является стандартизация оборудования. В частности, вводится единый стандарт электровилки (тип 2), топливного шланга для заправки водородом и некоторых других компонентов. Что касается биотоплива, то оно в качестве примеси и не требуют специальной инфраструктуры. Поэтому задача будет заключаться в обеспечении порядка в этой сфере..
Для реализации столь грандиозных планов рекомендуется использовать как государственные, так и частные средства. Доступны будут для них также и евросоюзные фонды – структурные, сплочения, TEN-T и др.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.