Борьба с «автохламом»: выход грузовиков на пенсию убьет грузоперевозки

old-truck

Пред­ло­жение за­мес­ти­теля ми­нист­ра внут­ренних дел Вик­то­ра Кирь­яно­ва зап­ре­тить экс­плу­ата­цию гру­зови­ков и ав­то­бусов стар­ше 10-15 лет взбу­дора­жило об­щест­вен­ность. Ини­ци­ати­ва бы­ла под­держа­на лич­но Вла­дими­ром Пу­тиным, ко­торый по­ручил про­филь­ным ве­домс­твам «про­ра­бо­тать этот воп­рос».

По­раз­мыслив, од­на­ко, «про­филь­ни­ки» в ли­це Ми­нис­терс­тва про­мыш­леннос­ти и тор­говли уме­рили пыл ав­то­ра идеи и под­ня­ли воз­раст­ной ценз для гру­зови­ков и ав­то­бусов до 20-25 лет, что боль­ше со­от­но­сит­ся с ре­аль­ностью, ведь да­же 10-лет­ний гру­зовик иност­ран­но­го про­из­водс­тва даст фо­ру но­вому оте­чест­вен­но­му и по бе­зопас­ности, и по ком­форту. Но, как это час­то бы­ва­ет, за­коно­датель­ные ини­ци­ати­вы у нас пред­ла­га­ют­ся и при­нима­ют­ся в по­гоне за иност­ран­ным опы­том, вот толь­ко без ка­кой-ли­бо ба­зы и уче­та осо­бен­нос­тей рос­сий­ской дей­стви­тель­нос­ти.

Бла­гими на­мере­ни­ями…

Ка­залось бы, пред­ло­жение за­коно­датель­но ог­ра­ничить воз­раст экс­плу­ати­ру­емой тех­ни­ки – со всех сто­рон по­ложи­тель­ное. Здесь и за­бота о бе­зопас­ности на до­рогах, и прес­ло­вутая борь­ба с «ав­тохла­мом», и эко­логи­чес­кие плю­сы, и сни­жение зат­рат на обс­лу­жива­ние, ре­монт и по­иск зап­частей. Но ес­ли пов­ни­матель­нее взгля­нуть на ре­алии ра­боты ком­па­ний-пе­ревоз­чи­ков или во­дите­лей-част­ни­ков, то мож­но по­нять, что за­час­тую по­куп­ку но­вого гру­зо­ви­ка, пусть и оте­чест­вен­но­го, им прос­то не оси­лить.

При этом имидж на­шего ав­топро­ма та­кой, что ком­па­нии всег­да стре­мят­ся ку­пить по­дер­жанную ино­мар­ку, не­жели но­вый рос­сий­ский гру­зовик или ав­то­бус – со­от­но­шение «це­на-ком­форт-ка­чест­во» прак­ти­чес­ки всег­да скла­дыва­ет­ся в поль­зу за­пад­ной тех­ни­ки. А ес­ли учесть, что по ста­тис­ти­ке Минп­ром­торга око­ло 50% все­го пар­ка гру­зови­ков в Рос­сии стар­ше 15 лет, то вве­дение цен­за мо­жет при­вес­ти к кол­лапсу всей транс­пор­тной сис­те­мы: ре­ги­ональ­ные пе­ре­воз­ки поп­рос­ту ос­та­но­вят­ся.

В це­лом же си­ту­ация с воз­растом гру­зовых ав­то­моби­лей и ав­то­бусов выг­ля­дит сле­ду­ющим об­ра­зом: ав­то­моби­лей стар­ше 5 лет по­дав­ля­ющее боль­шинс­тво (82%), с ав­то­буса­ми де­ло обс­то­ит при­мер­но так же – 72% все­го пар­ка стар­ше 5 лет, од­на­ко 15-лет­ний ру­беж пе­ре­шаг­ну­ли лишь 14%.

На­до ска­зать, что идея об ог­ра­ниче­нии воз­раста экс­плу­ати­ру­емых гру­зови­ков и ав­то­бусов не но­ва. Та­кие пред­ло­жения на­чали ви­тать в ми­нис­терс­твах еще в 2009г., ког­да в Минп­ром­торге за­гово­рили о не­об­хо­димос­ти ог­ра­ничить экс­плу­ата­цию лег­ко­вых ав­то­моби­лей воз­растом свы­ше 25 лет и гру­зовых ав­то­моби­лей стар­ше 20 лет с 2012г., ав­то­бусов стар­ше 15 лет — с 2011г. Тог­да даль­ше раз­го­воров де­ло не пош­ло, но ини­ци­ати­ву не заб­ро­сили. И вот те­перь за де­ло взял­ся изб­ран­ный пре­зидент, ко­торый эту идею под­держал, а так­же рас­по­рядил­ся вы­делить 3,5 млрд руб. ре­ги­онам на об­новле­ние ав­то­бус­но­го пар­ка – и то толь­ко на бо­лее эко­логич­ные мо­дели, ра­бота­ющие на га­зу. Сог­ласно за­дум­ке, ком­па­нии-гру­зо­пе­ре­воз­чи­ки бу­дут за­ку­пать но­вые ав­то­мо­би­ли пол­ностью за свой счет.

На пе­репутье

При этом по­ка не­яс­но, ка­ким об­ра­зом бу­дет вво­дить­ся зап­рет. И экс­пер­там, и чи­нов­ни­кам, и участ­ни­кам рын­ка по­нят­но, что еди­нов­ре­мен­но пос­та­вить весь транс­порт, не по­пада­ющий в воз­раст­ные рам­ки, вне за­кона нель­зя, ну­жен по­этап­ный под­ход. По сло­вам за­мес­ти­теля ми­нист­ра про­мыш­леннос­ти и тор­говли Алек­сея Рах­ма­нова, сро­ки вы­вода ста­рой тех­ни­ки по­ка оп­ре­делять ра­но, так как чет­ко­го ме­ханиз­ма конт­ро­ля за ис­полне­ни­ем зап­ре­та, рав­но как и сти­му­лов для об­нов­ле­ния пар­ка, нет.

Те­оре­тичес­ки, конт­ро­лиро­вать­ся воз­раст дол­жен те­хос­мотром, но тут воз­ни­ка­ет па­радокс: те­хос­мотр от­ме­нен, ГИБДД та­лоны не про­веря­ет. Ис­точник РБК в Ми­нис­терс­тве транс­пор­та РФ все же счи­та­ет, что воз­раст транс­пор­тных средств (ТС) мож­но конт­ро­лиро­вать при про­хож­де­нии ТО, а на до­рогах об­ще­го поль­зо­вания – сот­рудни­ками ГИБДД. Вот толь­ко что бу­дут де­лать с на­руши­теля­ми – по­ка не­понят­но. «О ме­рах воз­дей­ствия мож­но бу­дет го­ворить толь­ко пос­ле при­нятия са­мого зап­ре­та на экс­плу­ата­цию ста­рых ав­то­мо­би­лей», — го­во­рит он.

При этом, как уве­ря­ет со­бесед­ник РБК в Минт­ран­се, в Ев­ро­пе сро­ки экс­плу­ата­ции ав­тотранс­пор­тных средств (АТС) не ог­ра­ничи­ва­ют­ся. «Для до­пус­ка к до­рож­но­му дви­жению АТС долж­ны со­от­ветс­тво­вать тре­бова­ни­ям к тех­ни­чес­ко­му сос­то­янию, предъ­яв­ля­емым при пе­ри­оди­чес­ком тех­ни­чес­ком ос­мотре. АТС с боль­ши­ми сро­ками экс­плу­ата­ции долж­ны про­ходить та­кие про­вер­ки ча­ще», — по­яс­ня­ет экс­перт. Вмес­те с тем, по его сло­вам, за ру­бежом су­щест­ву­ет прак­ти­ка кос­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния воз­рас­та пар­ка.

«Нап­ри­мер, в кон­курс­ной до­кумен­та­ции на пра­во осу­щест­влять марш­рут­ные пе­ревоз­ки ус­та­нав­ли­ва­ют­ся тре­бова­ния, ко­торые мо­гут быть вы­пол­не­ны толь­ко при ис­поль­зо­вании АТС с не­боль­шим сро­ком служ­бы, со­от­ветс­тву­ющие вы­соко­му эко­логи­чес­ко­му клас­су и т.д., а так­же ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на­лого­вые ль­го­ты для но­вых АТС и пре­ферен­ции при их стра­хова­нии. В Рос­сии по­доб­ная схе­ма дей­ство­вать не бу­дет: парк гру­зови­ков и ав­то­бусов ред­ко до­тяги­ва­ет да­же до стан­дарта Ев­ро-3, что уж го­ворить о бо­лее стро­гих ог­ра­ниче­ни­ях, а пра­витель­ство уже не­од­нократ­но пе­рено­сило сро­ки пе­рехо­да на но­вый стан­дарт, а ведь еще и вез­де­су­щая кор­руп­ция», — го­во­рит со­бе­сед­ник ре­дак­ции. Та­ким об­ра­зом, круг за­мы­ка­ет­ся.

По­ка же яс­но, что пред­ло­жения Минп­ром­торга по ог­ра­ниче­нию воз­раста бо­лее ра­зум­ны. «Ме­ры, пред­ла­га­емые Минп­ром­торгом, вы­зовут мень­ше воз­ра­жений со сто­роны пе­ревоз­чи­ков», — по­ла­га­ет ис­точ­ник.

В лю­бом слу­чае, оче­вид­ную вы­году по­лучат ав­топро­из­во­дите­ли, ко­торым, од­на­ко, предс­то­ит нап­рячь­ся, что­бы удов­летво­рить воз­росший спрос на но­вую тех­ни­ку. Од­на­ко в Минт­ран­се по­лага­ют, что оте­чест­вен­ный ав­топром с этой за­дачей спра­вит­ся. При этом на ру­ку пе­ревоз­чи­кам мо­жет сыг­рать вступ­ле­ние Рос­сии во Все­мир­ную тор­го­вую ор­га­низа­цию (ВТО), ведь ус­ло­вия вступ­ле­ния пре­дус­мат­ри­ва­ют сни­же­ние пош­лин на им­порт­ную ав­то­тех­ни­ку.

К при­меру, пош­ли­ны на но­вые са­мос­ва­лы мас­сой от 20 т бу­дут сни­жены с ны­неш­них 25% до 10%, а че­рез три го­да – до 5%, пош­ли­ны на по­дер­жанные са­мос­ва­лы воз­растом от 3 до 5 лет бу­дут сни­жены вдвое – с 30% до 15%, и до 10% че­рез три го­да. По­мимо это­го, бу­дет от­ме­нена до­пол­ни­тель­ная став­ка в 2,2 ев­ро за 1 куб. см объ­ема дви­гате­ля, а став­ка в 4,4 ев­ро за 1 куб. см дви­гате­ля для са­мос­ва­лов в воз­расте от 5 до 7 лет бу­дет сни­жена: та­кие ав­то­моби­ли бу­дут об­ла­гать­ся пош­ли­ной в раз­ме­ре 15%, ко­торая че­рез три го­да сни­зит­ся до 10%. Что же ка­са­ет­ся гру­зово­го транс­пор­та стар­ше 7 лет, то ны­неш­няя став­ка в 4,5 ев­ро за 1 куб. см дви­га­те­ля сос­та­вит 1 ев­ро за 1 куб. см дви­га­те­ля.

Иг­ра на опе­реже­ние

Как бы то ни бы­ло, нель­зя ска­зать, что ры­нок сов­сем уж не го­тов к над­ви­га­ющим­ся гроз­ным пе­реме­нам. Как по­яс­ни­ли РБК в од­ной из ком­па­ний, за­нима­ющей­ся гру­зопе­ревоз­ка­ми, ис­поль­зо­вание ком­мерчес­ко­го транс­пор­та стар­ше 10 лет не­выгод­но са­мо по се­бе. По сло­вам ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра этой ком­па­нии, та­кая эко­номия чре­вата по­лом­ка­ми в пу­ти, что в свою оче­редь вле­чет до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, в том чис­ле и в ви­де ма­тери­аль­ной от­ветс­твен­нос­ти пе­ред за­каз­чи­ком за сор­ван­ную пе­ре­воз­ку.

«На­ша ком­па­ния не за­купа­ет тя­гачи стар­ше трех лет и при­цепов стар­ше пя­ти лет: мы расс­чи­тыва­ем на 5-6 лет экс­плу­ата­ции и пос­ле­ду­ющую пе­реп­ро­дажу ав­то­моби­лей», — расс­ка­зыва­ет вла­делец транс­пор­тной ком­па­нии. «Сей­час на рос­сий­ский ры­нок транс­пор­тных ус­луг выш­ли круп­ные за­рубеж­ные ло­гис­ти­чес­кие опе­рато­ры, ко­торые предъ­яв­ля­ют бо­лее жест­кие тре­бова­ния к пре­дос­тавля­емым им транс­пор­тным средс­твам, в том чис­ле по эко­логи­чес­кой бе­зопас­ности (не ни­же Ев­ро-3, Ев­ро-4), а так­же по воз­рас­ту ав­то­пар­ка – мо­ло­же 10 лет», — про­дол­жа­ет он.

При этом со­бесед­ник РБК не ви­дит смыс­ла в зап­ре­те экс­плу­ата­ции тех­ни­ки стар­ше 25 лет. По его сло­вам, при­ем­ле­мая план­ка ог­ра­ниче­ния – 15-18 лет. «Ог­ра­ниче­ние на уров­не 25 лет – не­понят­но для ко­го, на та­ком старье ез­дить се­бе до­роже», — счи­та­ет предп­ри­ни­ма­тель.

Мо­лодым вез­де у нас до­рога?

Под­во­дя итог, на­до от­ме­тить, что за­коно­датель­ная ини­ци­ати­ва, го­товя­ща­яся в нед­рах ми­нис­терств, не ли­шена то­лики здра­вого смыс­ла: борь­ба с транс­пор­тным хла­мом ве­дет­ся сей­час по всем фрон­там, на­чиная с ав­то­моби­лей и за­кан­чи­вая са­моле­тами. Дру­гое де­ло, что за­мес­тить тех­ни­ку, ко­торая ока­жет­ся вне за­кона, оте­чест­вен­ной про­мыш­леннос­ти по­ка что не­чем. Ес­ли взять, к при­меру, ту же от­расль гру­зопе­рево­зок, то, как счи­та­ют участ­ни­ки рын­ка, у нас нет оте­чест­вен­ных кон­ку­рен­тоспо­соб­ных ма­гист­раль­ных тя­гачей и гру­зови­ков сред­ней и боль­шой гру­зоподъ­ем­ности. «На­деж­да толь­ко на «Га­зель», — с го­речью конс­та­ти­ру­ет предс­та­ви­тель гру­зо­вой ком­па­нии.

Прой­дет еще не­мало вре­мени, по­ка про­дук­ция рос­сий­ской ма­шиност­ро­итель­ной от­расли срав­нится с за­пад­ной по уров­ню бе­зопас­ности, ка­чест­ва и ком­форта. А по­ка нуж­но прос­чи­тать все воз­можные пос­ледс­твия при­нятия за­коноп­ро­ек­та и учесть по­жела­ния участ­ни­ков рын­ка, про­ведя отк­ры­тое об­сужде­ние. Ина­че, как это бы­ва­ет, бла­гое на­чина­ние ока­жет­ся отор­ванным от ре­аль­нос­ти не­жиз­неспо­соб­ным по­рож­де­ни­ем за­коно­датель­ной от­расли, ко­торое лиш­ний раз подт­вер­дит бесс­мер­тное вы­раже­ние Вик­то­ра Чер­но­мыр­ди­на: «Хо­тели как луч­ше, а по­лу­чи­лось как всег­да». Что ж, бу­дем на­де­ять­ся, что его сло­ва ока­жут­ся не к мес­ту.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 304
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0