На белорусских дорогах: писаные и неписаные правила

shutterstock_141694495

Собираясь посетить Республику Беларусь или проехать ее транзитом, предусмотрительные путешественники стараются узнать как можно больше о «подводных камнях», на которые можно наткнуться в дороге: от различий в российских и белорусских ПДД до незнания некоторых реалий, которые могут создать сложности.

Это в принципе касается любой другой страны, но Беларусь в этом отношении может быть обманчивой: отсутствие языковых и, по сути, пограничных барьеров порой заставляют россиян забыть, что они все-таки въезжают в другое государство. И напоминание об этом они могут получить не в самых приятных обстоятельствах.

Предельная скорость

При этом может быть установлена разная скорость для легковых и грузовых машин – 100 км/ч для легковых и 80 км/ч для грузовых и т.д. Знаков достаточно, за ними нужно просто внимательно следить, чтобы не пропустить момент, когда нужно ехать уже не «соточку», а 90 или вовсе 70 км/ч. Тем более, что российской практики «плюс двадцать» в Беларуси нет. Считается, что иногда можно превысить не более, чем на 10 км/ч, однако в ряде случаев могут привлечь к ответственности и за «плюс пять», так что лучше не рисковать без нужды.

shutterstock_236456425Уменьшать скорость согласно дорожному знаку нужно практически перед всеми крупными перекрестками или развязками с круговым движением. Находясь в населенных пунктах, тоже следует быть внимательным: ограничение скорости может быть перед школами, больницами, просто пешеходными переходами, многочисленными «лежачими полицейскими» и т.д.

Ехать придется и 50, и 40, и даже 30 км/ч, при этом нарушать это правило не рекомендуется. Не стоит искушать судьбу, беря пример с некоторых отчаянных белорусов. Во-первых, вы не можете знать, какие административные последствия ждут того или иного конкретного нарушителя – очень может быть, что он уже нарвался на неприятности. Во-вторых, за нарушение ПДД гражданина РБ все-таки не выгонят из его страны. А вот в отношении россиян такая практика есть.

Цепкие лапы гаишников

Особо злостных нарушителей могут подвергнуть одновременно штрафу, аресту на пару месяцев и депортации с запретом несколько лет въезжать в Беларусь. Показательная история была в 2014 году, когда накопивший 69 нарушений гражданин РФ, живший в Минске больше 10 лет с семьей, за выезд на дорогу в нетрезвом состоянии был выдворен в Россию после трехмесячного ареста и выплаты штрафа.

Если ваше превышение скорости где-то фиксировали камеры – будьте уверены: стоит вам хоть раз попасться «в лапы» белорусским гаишникам, они «пробьют по базе» все ваши неоплаченные нарушения, и размер вашего штрафа будет исчисляться по самой высокой шкале. Не рекомендуется при этом пытаться «решить проблему на месте». Взятки у вас не возьмут, а могут еще и пригрозить судом.

Разумеется, и здесь случается коррупция среди дорожных стражей – на уровне родственных и прочих связей в неординарной ситуации, но у вас таких нужных связей, скорее всего, нет. А если некий ушлый житель РБ пообещает вам «решить проблему», поскольку у него свояки в прокуратуре, МВД и чуть ли не у самого Лукашенко – знайте, что перед вами просто мошенник. Проще и дешевле заплатить штраф. Во всех отделениях Беларусбанка это можно сделать обычной рублевой пластиковой картой.

Платные дороги

Есть еще один, на сей раз пугающий, миф для новичков – белорусские платные дороги. Многие, невнимательно прочтя информацию на эту тему, перед поездкой составляют альтернативные маршруты. Действительно, плата на том или ином участке большой трассы по закону может взиматься лишь там, где есть возможность альтернативного бесплатного проезда, который бывает к тому же очень интересен: второстепенные дороги по качеству асфальта, разметки и т.д. ненамного хуже ключевых транспортных артерий, а по километражу бывают даже короче – идут через населенные пункты, повторяя древние тракты. Кто не торопится и любит новые впечатления – лучшего не пожелать. Бывает даже по две-три альтернативы скоростной трассе, выбирай на вкус. Новые города и села, исключительной красоты пейзажи…

Но когда вы торопитесь, помните: платить вам ничего не нужно, если вы владелец транспортного средства меньше 3,5 тонн весом, и это транспортное средство зарегистрировано на территории Таможенного Союза. А вот водитель грузовика, белорус он, россиянин или житель Евросоюза, платить должен. Тут и правда есть подвох.

Нигде нет никаких шлагбаумов с кассами и терминалами. К пунктам обслуживания платной дороги ведут указатели на погранпереходах, на некоторых заправках, в областных центрах. О платности того или иного участка и об окончании этого участка сообщает дорожный знак. Никто и нигде не стоит у тебя над душой. Но в один прекрасный день тебя останавливает ГАИ или ты пересекаешь границу, возвращаясь домой или направляясь в другую страну. И тебе сообщают, что, не удосужившись узнать, как все-таки заплатить 10 или 100 евро за пройденную дистанцию, ты «влетел» на тысячу этих самых евро. А если не заплатил штраф, все-таки выехав за пределы РБ – придется платить при следующем въезде. Бывают и более серьезные санкции.

shutterstock_209486527Дело в том, что с 2013 года в РБ существует электронная система BelToll. Въезжая в Беларусь, водитель ТС, проезд на котором подлежит оплате, должен в ней зарегистрироваться и получить специальное бортовое устройство, вроде нашего транспондера (оно выдается под денежный залог), а также внести деньги на специальный счет (его можно пополнять). Кстати, бортовое устройство можно сдать в любом пункте оплаты перед выездом из Беларуси – и залог вернут.

При прохождении платного участка нужная сумма списывается (в белорусских рублях, из расчета 9 и более евроцентов за километр). Если же бортового устройства нет, или при его получении было заявлено меньшее число осей, или оно оказалось переставлено на другой автомобиль с другим номером – будет штраф. Сейчас, правда, стало полегче хотя бы с тем, что штрафы можно платить прямо в пунктах обслуживания.

Что делать и чего не делать

В целом ПДД действительно мало отличаются от российских, разве что соблюдают их в РБ «более неукоснительно». Следует запомнить несколько особенностей. Останавливаться (а не просто снижать скорость) нужно перед любым железнодорожным переездом и на знаке «Стоп».

Выезд с прилегающей территории считается перекрестком неравнозначных дорог. Опасно «бегать за сигаретами», оставив машину в неположенном месте «на аварийке». Как и не стоит парковаться ближе 15 метров до и после (!) пешеходного перехода. У нас, как вы знаете, «запретная зона» за «зеброй»заканчивается.

Зато в РБ пока еще не обязательно днем включать фары ближнего света. Это непривычно, особенно в пасмурную погоду или в сумерках, когда на трассе из туманного марева очень близко выныривает серая машина без ходовых огней на фоне серого асфальта. Впрочем, все больше водителей все-таки ездит с включенными фарами.

Лучше всего с этим обстоит в окрестностях приграничного Гродно, подтягиваются минчане. Очевидно, сказывается опыт частых поездок в Евросоюз. А вот в Витебской области любителей ближнего света днем – единицы. Хотя здешние жители живут недалеко от России, где включать фары нужно согласно ПДД.

Лошади и тракторы

На дорогах РБ часто явление, именуемое «гужевой повозкой». Лошадей здесь много, и они востребованы. Но если такое явление обнаруживается иногда на российских дорогах (точно так же, как трактор или комбайн) – оно становится воплощенным ужасом водителя. Здесь же возчик или тракторист при первой же возможности уйдут на обочину и пропустят автомобилистов. Впрочем, они редко выезжают на самые большие магистрали – сказывается то самое наличие альтернативных проездов.

shutterstock_288375752Немного хуже, если вы на двухполосной дороге нагнали комбайн – обгон вам будет совершить трудно, потому что чудо сельхозтехники «растопырится» на полторы полосы и закроет вам обзор. Впрочем, нервничать не стоит – комбайн скоро съедет, ему есть куда – на грунтовку среди полей, на местный колхозный асфальт и т.д. Совсем непроезжие дороги в Республике Беларусь найти очень трудно, а где они есть, там нет и комбайнов – пущи, болота…

В городе телега с лошадью не создает особенных проблем – и так серьезное ограничение скорости. Но в некоторых городах (например, в Новогрудке) можно увидеть любопытный дорожный знак: запрет въезда в центр не только грузовиков, но и конных повозок.

Уступят вам дорогу не только лошади и тракторы. В особенности на западе страны часто можно видеть картину: фура или автобус при вашем приближении уходят почти целиком на обочину, пропуская более быструю машину. Да и легковушка, которая едет не сильно торопясь, тоже посторонится. Это считается вежливым, в свою очередь, за это принято благодарить «аварийкой». Более того, на двухполоске часто уйдет на обочину и встречная машина, сделав более удобным ваш обгон. Соответственно, если вы едете не торопясь, то помните: того же все ждут и от вас.

Не теряйте бдительности!

В целом нельзя сказать, что белорусские водители так уж идеальны. Сколько угодно, например, можно встретить тех, кто пренебрегает двойной сплошной (когда им «так удобнее и они никому не мешают»). Случаются и «быкующие летуны», и пьяные, и просто неадекваты. Тем не менее при сравнении статистики ДТП, например, сопоставимого по населению с Беларусью Петербурга и Ленобласти со статистикой по РБ (при значительно большем числе транспортных средств в Беларуси) мы видим, что и число ДТП, и пропорция происшествий с человеческими жертвами в Республике Беларусь значительно ниже – в отдельные годы ниже в 10 раз.

Поэтому, приезжая в Беларусь, легко поддаться умиротворяющему чувству безопасности, которое возрастает при виде ровного асфальта и выкошенных обочин. Но расслабляться все-таки не рекомендуется. В конце концов, на идеальную трассу может выскочить лось, весеннее половодье может снести старинный мостик, а недисциплинированный грибник (еще и игнорирующий обязательное ношение пешеходами светоотражателей), может появиться перед вами в самом неожиданном месте. Не стоит забывать и о том, что вы здесь будете не единственным водителем из России, который поддался умиротворяющему чувству безопасности и решил «втопить по полной».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 307
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0