«Ахиллесова пята» дизельных двигателей – форсунки

В течение нескольких последних десятилетий производители двигателей для грузовых автомобилей сделали огромный технологический скачок. Несмотря на то, что двигатели «Евро 1» и «Евро 6» отделяют всего несколько десятилетий, от цифр, позволяющих сравнивать такие параметры, как мощность, расход топлива и количество вредных выбросов в окружающую среду, захватывает дух: количество «лошадей» увеличилось примерно вдвое, «аппетит» на топливо снизился примерно на 40 проц., а количество вредных выбросов, которые раньше выделял в окружающую среду один грузовой автомобиль, сократилось примерно в 50 раз. К сожалению, одновременно с современными технологиями появились и современные беды.
Самый основной и самый чувствительный «орган» современных двигателей «Common Rail» (англ. Common Rail – топливная рампа) – форсунки. Теоретически, без заезда в мастерские форсунки должны выдержать около четверти миллиона километров (при условии, что в топливные баки заправляется только качественное дизельное топливо). Однако, даже при строгом соблюдении этого требования далеко не все форсунки служат одинаково надёжно и долго. Как только форсунки начинают давать сбой, мощность двигателя падает, а расход топлива резко увеличивается. Долгое время перевозчикам не давал покоя и тот факт, что форсунки нельзя было разбирать и ремонтировать, а новые форсунки стоили очень дорого. В настоящее время положение дел постепенно меняется, в Литве появились сервисы с ультрасовременным диагностическим и ремонтным оборудованием, с помощью которого мастера могут разбирать и ремонтировать даже пьезоэлектрические системы CR. Правда, пока это больше напоминает эксперименты и обучение, а не надёжный способ решения проблемы.
Производством систем CR занимаются четыре компании – «Continental», «Bosch», «Denso» и «Delphi». Наибольший опыт в производстве классических электромагнитных систем CR накопила компания «Bosch» – её изделия считаются самыми простыми и удобными в эксплуатации и самыми дешёвыми в ремонте. Компания «Continental» вышла на этот рынок в 2014 году – после того, как приобрела технологии «Siemens» (до 2014 года в двигатели грузовых автомобилей устанавливались форсунки под знаком «Siemens»). Великобританская компания «Delphi» и японская «Denso» также не начинали производство систем CR с ноля – они либо приобрели другие компании, либо начали собственное производство в сотрудничестве с другими производителями (например, «Denso» – в сотрудничестве с «Bosch» и «Magnetti Marelli»).
«Continental» вступила в конкурентную борьбу позже всех, и, в отличие от трёх других компаний, ориентируется исключительно на производство систем CR с пьезоэлектрической технологией. Системы CR, в которых впрыск топлива контролируется отдельно в каждом цилиндре, уверенно вытесняют с рынка традиционные системы подачи топлива, так как создают меньше шума, а топливо в этих системах сжигается чисто и экономично.
Чем конструкция системы CR отличается от конструкции привычных «форсунок-насосов» (кстати, «Volvo» начала устанавливать в свои грузовые автомобили двигатели с системами CR не так давно)? Эксперты утверждают, что основное отличие заключается в возможности подавать топливо в двигатель очень точно и рационально. Эта возможность достигается за счёт широкого диапазона регулирования давления топлива и момента начала впрыска. Если в топливных насосах старого поколения давление достигало не более 600 баров, то сейчас, в зависимости от конкретной системы, давление может достигать 1400 – 2000 баров (в некоторых случаях, например, в двигателях «Scania» – до 2400 баров).
Понятно, что при таком высоком давлении детали топливных насосов и форсунок изнашиваются и портятся гораздо быстрее. «Заклятый враг» топливных систем – некачественное топливо, которым перевозчикам приходится заправляться в восточных странах. По словам мастеров, именно некачественное топливо стало одной из наиболее распространённых причин неисправностей топливных систем.
Дело в том, что когда дизельный двигатель находится в рабочем состоянии, топливный насос высокого давления смазывается дизельным топливом. Эта смазка насосу жизненно необходима. Любые механические загрязнения, вода и всё остальное, что никак не относится к работе насоса, выводят его из строя – насос, образно говоря, начинает «себя поедать». Всё заканчивается тем, что в топливной системе появляется микроскопическая металлическая стружка, она засоряет форсунки, датчики давления, топливный насос, и вся система «умирает». Попытка сэкономить на дешёвом топливе (процеживая его через сеточку) рано или поздно приводит к дорогостоящему ремонту. По этой же причине целесообразно использовать качественные топливные фильтры, вовремя их менять и никогда не пропускать сроки технического обслуживания.
Если не соблюдать эти правила, со временем из форсунок начнут просачиваться частицы несгоревшего топлива и выхлопные газы. Как правило, это проявляется в более шумной, чем обычно, работе двигателя, своеобразном «дыхании» выхлопного коллектора. К сожалению, если водитель вовремя не обнаружит эти неисправности, то отверстие вокруг форсунки покроется загрязняющими веществами, выходящими из камеры сгорания. Со временем эти вещества затвердеют и закупорят доступ к форсунке. Подобные неисправности появляются из-за высокой степени сжатия, высокого давления при впрыске топлива, а также из-за относительно слабых элементов крепления форсунок.
Представители компании «Autura» утверждают, что при столкновении с подобными проблемами очень важно правильно и точно определить неисправность. Это единственный способ избежать замены испорченной форсунки на новую. Снятие форсунки с двигателя, её очистка в ультразвуковой ванне, замена изношенных деталей (прокладок, уплотнений, гаек, клапанов и т.д.) на новые стоит, в среднем, 220-250 евро. Между тем новая форсунка стоит, по меньшей мере, 420 евро. Учитывая, что в грузовых двигателях бывает 6 или 8 форсунок, качественный ремонт и калибровка на стенде регулировки топливной системы выглядят как очень рациональная альтернатива.
Специалисты, с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, утверждают, что если ремонтные работы будут выполнены качественно, грузовые автомобили с отреставрированными форсунками смогут пройти практически такие же расстояния, как новые автомобили – примерно 200 тыс. километров. В любом случае на «воскрешённые из мертвых» форсунки распространяется гарантия (до 100 тыс. километров пробега).
Комментарии
Господа, не смешите мои "булки" 100тыс, км это не полный год работы ,для серьезного перевозчика,Волво мотор 12литров имею на Магнуме 480 ,пробег 1 178 000 км,заливал хорошее топливо ивовремя ставил все фильтра, не скупился на хорошее масло-машина с форсунками типа насос форсунка -работает отлично и по сей день, система commonrail-не плохая-но при выходе из строя,что сразу сложно заметить, одной форсунки-одна начинает подливать,другие компенсировать-происходит перегрев верхней части поршня и как следствие прогорание поршняб подача масла через рецеркуляцию газов картераб и двигатель в разнос, доказать плохой ремонт практическ невозможно, Поэтому меняйте машину раньше,чем она начнёт с вас сосать деньги на ремонт. А для этого не трогайтесь из гаража пока в рабочий день не будет как минимум 260 евро, если рейс по месту,и 1,00 евро за 1 км если командировка,удачи всем
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.