Жалобы перевозчиков на стоимость барреля не влияют
«Учитывая стремительно изменяющиеся и растущие цены на топливо в Литве, и не желая увеличивать стоимость транспортировки, информируем, что с апреля этого года тарифы предоставляемых услуг будут индексироваться, применяя объективными методами установленный дополнительный налог на топливо», — подобные сообщения уже атакуют электронные почтовые ящики. Что дальше? Появятся ли специальные дополнительные налоги на топливо и в дорожном транспорте?
Когда цены на топливо начинают расти, транспортный сектор сразу же обостряет связанные с этим проблемы. Часто слышны стандартные речи: «Не удаётся из прибыли компенсировать растущие расходы на топливо, поэтому пора поднимать цены, органам управления необходимо пересмотреть политику акцизов».
Именно такая ситуация сложилась и на сегодняшний день. С начала года стоимость топлива уже повысилась примерно на 25%. Радуемся, и в то же время завидуем, что за забором у соседа топливо стоит дешевле. В таких случаях стрелки всё чаще переводятся на тех, кто стоит у руля государства. Почему у нас такие цены? Разве решения политиков нашего маленького государства и даже всего Балтийского региона могу существенным образом повлиять на нынешние процессы в Северной Африке и Японии? Оценивая нынешние процессы, понимаешь, что кризис 2009 г. был лёгким дуновением ветерка. Стоимость нефти возвращается на докризисный уровень.
Мировые тенденции путают карты
Этот год начался довольно спокойно и радостно. Финансовая система Европы казалась вполне стабильной, на рынке США снова фиксировались положительные изменения. Было лишь небольшое опасение, что слишком быстрый рост развивающихся стран может повлиять на общий рост стоимости услуг и продуктов на мировых рынках.
После окончания первого квартала года, общая ситуация стала неконтролируемой. Пролитие нефти в Мексиканском заливе, конфликты в Африке, несчастья в Японии – казалось бы, далёкие от нашего региона беды, однако их последствия, например, нестабильные цены на нефть – уже влияют на наш регион больше, чем слухи об опасности радиоактивной пыли из Фукусимы.
Центр мировой энергетики в Лондоне подсчитал, что из-за нанесённого цунами вреда и закрытой атомной электростанции, японский рынок в день будет использовать на 300 тыс. баррелей больше нефти. Второй фактор – Ближний Восток. Не пострадавшие от конфликта страны ОПЕК уже начали использовать свои нефтяные запасы.
На сегодняшний день запасы нефти Саудовской Аравии и других стран Персидского залива еще могут удовлетворить растущий спрос и компенсировать «потерю» экспорта из Ливии, однако если конфликты возникнут и в соседних странах, планка в 200 дол. за баррель будет превышена быстрее, чем планировалось. Третий фактор – растущие экономики Китая и Индии с каждым днём требуют всё больше продуктов «чёрного золота».
Ряды покупателей нефти увеличиваются, а продавцов уменьшаются, и вряд ли региональные смены акцизов и улучшение условий субсидирования на сегодняшний день спасли бы перевозчиков. Может лучше радоваться тому, что россияне будут продавать нефть дороже, а взамен на это будет импортироваться больше продуктов. Может это неплохой шанс для транзитного Балтийского региона?
Незапланированные результаты
Дополнительные топливные налоги влияют на дорожание грузоперевозок во всём мире. Сектор морского транспорта в этом году должен был вернуться в колею стабильного роста и прибыли, однако прогнозы меняются. Тарифы перевозок морским транспортом падают с начала года, а расходы топлива продолжают расти. По подсчётам “SeaIntel” (зам. автора – “SeaIntel Maritime Analysis“ – компания, занимающаяся исследованиями и анализом рынка) прогнозируется, что 10 крупнейших судоходных компаний вместе за этот год могут потерять около 13 млрд. дол., если рыночные тенденции не изменятся.
Компании, которые перевозят контейнеры по главному глобальному маршруту Азия-Европа, дополнительный налог на топливо (BAF/BUC) за 20-футовый контейнер в среднем поднимают на 70 дол. в месяц. Не исключение и другие мировые и региональные торговые пути, где за топливо клиентам тоже приходится платить больше.
Местные морские линии Балтийского моря так же применяют всё большие налоги на перевозки. В апреле DFDS линии дополнительный налог на топливо уже увеличили на 7-19%, в соответствии с каждым ро-ро маршрутом из Клайпедского порта. От тенденций не отстают и другие паромные линии (Finnlines, Scandlines, Tallink), которые ходят по маршрутам между соседними портами.
По словам специалистов, на рынке перевозок морским транспортом создалась не очень благоприятная ситуация для судоходных компаний. После кризиса линии вернули к работе большую часть флота, поэтому из-за большого предложения цены падают, а расходы растут. Операторы линий в своих прогнозах на этот год уменьшают размер прибыли. Высока вероятность того, что из-за нынешнего положения немало судоходных компаний даже понесут убытки, несмотря на прогнозируемый большой рыночный рост во втором полугодии.
Дорожают быстрые грузы
Сектор воздушного транспорта уже сейчас подсчитывает, что если средняя стоимость реактивного топлива будет держаться на уровне 122 дол. за баррель, в этом году на топливо дополнительно придётся потратить 52 млрд. дол.
С начала года авиалинии подняли дополнительный налог на топливо на 5-40%, в зависимости от маршрута. На непопулярных маршрутах дополнительный налог на топливо уже стал больше стоимости перевозок. Объектом переговоров становится не только стоимость фрахта, но и время подготовки груза, так как дополнительный налог на топливо меняется не по неделям, а по дням.
Не исключение и сектор курьерской почты (Express), где в стоимость перевозок посылок включается всё большая часть стоимости топлива. Все крупные игроки за последние месяцы информировали клиентов о растущей процентной части стоимости топлива.
Рост не прекращается
На растущий расход топлива жалуются даже американские автоперевозчики. Они платят уже более 4 дол. за галлон. Что уже говорить о нашем регионе. Отрадно, что мы всё еще можем заправиться топливом на более дешёвых рынках России и Белоруссии. Перевозчикам из Западной Европы это сделать сложнее.
Такая рыночная ситуация больше всего повлияет на занимающиеся местными перевозками транспортные компании, грузовики которых редко заезжают на иностранные рынки за более дешёвым топливом. Дистрибуция уже становится дорогим бизнесом и дополнительных налогов на топливо избежать просто невозможно.
Несмотря на это, грузопоток не останавливается. Транспортные индексы, такие как “Cass Freight Index“ (США), “European Freight Forwarding Index“ показывают постоянный рост, т.е. несмотря на то, что с начала года стоимость дизельного топлива продолжала расти, потребность в грузоперевозках и активность в экспедиторском секторе не уменьшилась, а наоборот – увеличилась. В ближайшее время снижение не прогнозируется.
Уже идут разговоры о второй волне рецессии, которую могут вызвать такие колебания цен. Появляется спираль роста цен: из-за растущего количества заказов дорожает топливо, а перевозчики повышают стоимость услуг, хотя количество заказов не уменьшается. Наверное, в будущем рост будет всё больше ограничиваться, если перевозчики не перейдут к альтернативным источникам энергии и лучшей организации грузоперевозок.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.