Водитель – лицо фирмы

14158
Без водителей сама машина не двигается. Работать водителем грузовика — очень трудная работа. Одновременно со стажем водитель зарабатывает целую кучу профессиональных заболеваний. Всегда буду уважать тех профессионалов, которые по призванию  водители-дальнобойщики. И не важно, сколько лет за баранкой. Если человек старается и хочет научиться, то я всегда стараюсь помочь. Всех остальных называю туристами. Кстати, насчёт профессионального сленга: включите рацию в кабине водителя. Латвийские водители «сидят» на 13-ом канале, литовцы – 12, эстонцы – 9, поляки – 19, белорусы – 25. Узнаете много нового и интересного про дороги, дорожную полицию, начальство, а также про всех прочих участников движения. Пример: хрустик – мотоциклист. Спросите почему? Потому что хруст и всё. Вот такой дальнобойный юмор. Чаще общайтесь с водителями – это очень поможет Вам понять, кто и с какой целью работает у вас.
Говорят, что стюардессы – это лицо государства. И понятно. Я всегда требовал, чтобы на разгрузки-загрузки водитель всегда приезжал в чистом и опрятном виде. Ибо водитель – лицо фирмы. Зачастую, Вы можете не видеть клиента, с кем вы работаете по несколько лет, он видит Вашу работу и Вашего водителя. И трудно завоевать уважение клиента, если водитель приезжает на загрузку-выгрузку в грязной, дырявой, мятой одежде, небритый, как будто только из леса вышел. Даже если он трое суток без остановок ехал из России, спешил на выгрузку, то всегда можно найти один час времени и дать водителю помыться и привести себя в порядок дома или, если он не местный,  на заправке. А уж в Европе много мест, где можно это сделать. Может стоить подумать о спецодежде с логотипом фирмы. Считаю, что это самая лучшая реклама Вашей фирмы. Да и сами водители оценят. Особенно теплую куртку в лютый мороз.
 Если водитель – лицо фирмы, то машина, я считаю, лицо водителя. Много пришлось попотеть, прежде чем научить содержать рабочее место в порядке. Вы всегда должны понимать, что придёт время, и машины надо будет продавать. Поэтому порядок в кабине нужно поддерживать постоянно, а не от случая к случаю.  Надо требовать от водителей оставлять кабину после рейса чистой и убранной.  Конечно, это касается не всех. Некоторые сами не могут жить в свинарнике. У некоторых есть в кабине комплект средств для уборки кабины, и даже любимый ароматизатор воздуха в бутылке, вплоть до врезки в воздушную систему грузовика для выдувания пыли из кабины. Иногда доходило до смешного  (хотя, кому как): сначала водителя просишь за собой убираться, потом — предупреждаешь. Если же и это не помогает – отгоняешь без него машину на полную химчистку кабины, что не дешевое удовольствие. И всё это за деньги водителя – вручите ему чек. Уверяю Вас, но что эта шокотерапия  меняет отношения к рабочему месту не только у данного неряхи, но и у всех остальных водителей резко находится время на уборку. Этим поступком вы заработаете себе еще больший авторитет у всех водителей: для грязнул  Вы, человек слова: сказал – сделал и у всех остальных отпадает желание платить – свои «кровные» за то, что могут сделать и сами. Не приветствуются различного рода наклейки на кабине, если только они не заклеивают ржавые дыры. А также другие действия с машиной, в результате которых теряется внешний и внутренний вид.
Так же немаловажно водителю и диспетчеру работать в паре, а не каждый по себе. Диспетчер должен давать указания по разгрузкам и загрузкам, а так же движению транспортного средства. Желательно проверять новые адреса в интернете, предоставлять полную информацию о точке (так назовем пункт загрузки или выгрузки, а также  таможни) с указанием не только адреса, но и времени работы, и имя контактного лица. Все что может облегчить работу водителя и дать возможность поскорее уехать на следующую точку. Немаловажно, по моему мнению, поблагодарить и пожелать счастливого пути, когда водитель полностью загрузился и едет из дома или в сторону дома. Водитель же должен сообщить о том, что он разгрузился-загрузился, что все без происшествий и ориентировочное время, когда он планирует быть на следующей точке. В случае возникновения внештатных ситуаций нужно обязательно сообщить о них диспетчеру. Ничего не утаивать. Если водитель сообщил диспетчеру, он снимает с себя часть ответственности за дальнейшее принятие решения, каким бы оно не было. Надо донести до водителя, что именно транспортник (в том числе водитель) полностью ответственен за загрузку-разгрузку. Поэтому загрузка и разгрузка должны происходить только в присутствии водителя, если конечно это возможно. Если невозможно, то водитель должен сделать отметку в 18 графе СМR, попросить отправителя поставить печать и расписаться под отметкой, если отправитель отказывается, то незамедлительно сообщить об этом диспетчеру. Также водитель обязан следить за соответствием заявленных размеров груза и фактических. Наличие рулетки облегчает этот процесс.
Я сторонник того, чтобы водитель был закреплён за своей машиной. Даже если его подменяют, то после того, как подменный закончит рейс, закреплённый водитель должен не лениться принять машину: проверить остаток топлива, техническое состояние, чистоту. Кабина – это небольшое помещение специального назначения, и в данном случае здесь находятся не только руль и педали, но и некоторые жизненно необходимые предметы  в пути – посуда, еда, баллон с газом, плитка. И я думаю, вы меня поддержите, если я скажу, что присутствие этих и многих других вещей – залог хорошо выполненного рейса, ибо для водителя кабина превращается в дом на колесах.  У меня были водители, которые были «упакованы» телевизором, спутниковой антенной с ресивером, ДВД плеером. А кому-то и ноутбука хватало. А кому то и просто книги.
Наверное, вопрос – стоит ли ставить на машину GPS-навигатор – уже не стоит. Он друг и помощник, и всегда покажет самый прямой или быстрый путь. Но самому водителю  нельзя на него полностью надеяться. Если навигатор заведет в тупик или под мост, а то и «даст круг» на 300 км, то отговорки типа: меня навигатор завел, не проходят. У водителя своя голова на плечах и каждую новую точку лучше перепроверить дважды. Например, спросить у диспетчера название соседнего города или сверится с атласом. Что касается связи с водителем, то я предпочитаю все задания и команды раздавать по СМС и запрещаю их стирать из телефона, пока рейс не закончен. Телефонное общение только в крайних и экстренных случаях. При возникновении каких-либо трений переносим их решение на то время, когда водитель приедет в офис. СМС и есть подтверждение чей-то вины – водителя или диспетчера. Также я настаивал на разделении личных и рабочих разговоров. Отдельно телефон для работы и только работы, второй – для всего остального. Были умники, которые половину зарплаты отдавали сотовым операторам за разговоры с семьей в рейсе. C этими несознательными элементами боролись следующим образом: лимит на телефон всем  давали в 20 LVL(30 EUR), что выше этой суммы (если не было форс-мажора), покрывалось с кармана водителя в ДВОЙНОМ размере. Конечно, все водители были предупреждены заранее, и показывалась распечатка звонков, где водитель мог отметить рабочие звонки. Так что по прошествии трех месяцев эксперимент показал: счета за телефон уменьшились, водители приобретали личные телефоны и карточки. Кроме того, рабочий номер стал постоянно включен и свободен.
В работе водителей бывают разные недочеты, огрехи и недостатки. Я разделил их на 3 категории: легкие, средние и тяжелые. После легких нарушений проводилась беседа, если они неоднократно повторялись, то переходили в категорию «средние». Средние нарушения (это те нарушения, о которых водитель знал и все равно сделал) наказывались  первый раз штрафом в 5 LVL (7 EUR) и дальше в арифметической прогрессии и так до бесконечности. В самом отьявленом разгильдяе после 40 LVL (57 EUR)  просыпался ответственный и порядочный водитель. За тяжелые нарушения водитель либо сразу увольнялся, либо отправлялся в отпуск на пару месяцев за минимальную зарплату. После того, как человек посидит некоторое время дома, окунётся в быт с головой, а жена запилит – работа переосмысливается.
То же касается технического состояния транспортного средства. Водитель обязан следить за ним, даже если машина на гарантии. Давления в колесах, например, никто не отменял. Тем более, особое внимание надо уделять грузовику, когда гарантия уже закончилась. Проверка состояния машины до, после и во время рейса входит в обязанности водителя. Конечно, с машиной может случиться форс-мажор, но по практике 70-80% поломок  машины в рейсе происходит по частичной или полной вине водителя. И если вина водителя полностью доказана экспертами, и он это признал, то частично или полностью стоимость ремонта покрывается с заработной платы водителя. Если под давлением очевидных обстоятельств водитель не признаёт своей вины в поломке, но никаких значимых аргументов привести не может, то стоит задуматься о профессиональной пригодности этого водителя.
Топливо занимает одну из основных расходных частей транспортного бизнеса. Да, скажете вы, не надо трогать больной мозоль. Но… есть много  «но», которые помогут Вам быстрее его вылечить. Поэтому, контролю  расхода топлива водителем (а Вами в первую очередь) уделим больше внимания.  Тут надо учитывать много разных факторов: время года, возраст машины, качество дизтоплива (на российской расход больше), стиль вождения водителя (постоянно педаль в пол, в горку на круизе) и т.д. Сейчас сберечь топливо помогают новые технологии. GPS-слежение вместе с датчиком контроля топлива делает чудеса. Мало того, что вы в любой момент можете видеть, где ваша машина и с какой скоростью едет, так система даёт сигнал, если в баке обнаружилось резкое уменьшение топлива вплоть до 20 литров (попросту слили в канистру).  Есть много способов воровства топлива. Например, воруют сразу на заправке. Топливный пистолет передается другому лицу, и топливо сливается в другую машину (емкость).  В России заливается полный бак и «излишки» продаются уже в своей стране. Предложение по продаже часто можно слышать по рации. Если услышите: «кому дрова?», то знайте – продают топливо. Но брать такое никому не советую — загубите двигатель. Потому что в России существует 2 вида топлива: очень плохое (дешевле) и не очень плохое (дороже). Теперь сами подумайте, какое топливо Вам продадут…
Когда водитель приходит сдавать отчёт, можно распечатать отчёт по топливу и маршруту движения. Распечатка позволяет перепроверить отчёт водителя с погрешностью 3-5% и по километражу, и по топливу. Иногда полезно посадить другого водителя на машину и посмотреть, с каким расходом он приедет. Ведь народная мудрость гласит – всё познаётся в сравнении.  Ага, возразите, Вы, и опять будете правы, знали ли те научные умы, которые придумывали эти  GPS-слежения, до чего додумаются наши водители… А вот здесь, давайте разберёмся. Мы иногда сами виноваты в том, что нас водитель дурит.  Во-первых, установите систему, которая будет полностью удовлетворять ваши запросы (поверьте, их на сегодняшний день предостаточно),  а во-вторых – изучите её сами так, что бы, если вас ночью разбудили (не дай бог) вы сразу сказали, где может крыться скрываться обман. 
Про оплату водителей обсуждалось в форуме не раз. Скажу, что есть 4 формы оплаты: по километрам, по дням, проведенным в рейсе, просто фиксированная оплата в месяц и процент от фрахта. Процент бывает либо маленьким – чисто зарплата водителя, либо большим —  водитель оплачивает топливо, дороги и т.д. Как проедет, так и получит. Владелец же машины оплачивает ремонты, лизинги и страховки. Зарплата напрямую зависит от экономической ситуации и фрахтов, а также технического состояния машины. Чем больше стоишь на ремонтах – тем меньше получаешь.
Раньше послегарантийное обслуживание и ремонт транспортных средств компании осуществляли либо в сервисах, либо слесарями на собственных ремонтных зонах. В нынешней ситуации все больше компаний отказываются от ремонтных зон и сервисов. Сейчас малый и средний ремонт владельцы все больше возлагают на самих водителей. И только большой или специфичный ремонт все же делается в сервисе. Но машины сейчас настолько подешевели, что иногда проще купить другую машину, чем капитально ремонтировать в сервисе старую.
Думаю, что я изложил весь свой пятилетний опыт в водительской и около водительской теме. Надеюсь, что это поможет Вам в построении моста «Вы и водитель», для более эффективной работы Вашей компании в наше непростое время. Если почерпнете для себя что-то полезное, значит, я не зря старался.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0